Что тебе подарить, человек мой дорогой?

Что тебе подарить, человек мой дорогой?

Увеличение спроса на подарочные издания — новый, но уже сложившийся тренд в издательском бизнесе России

На смену дорогим глянцевым журналам приходят не менее дорогие подарочные издания. В отличие от первых, они выдержали испытание экономическим кризисом и пользуются стабильным спросом как достойные презенты ценителям истории, культуры, традиций конкретных регионов страны и имеют хорошие перспективы с точки зрения роста продаж. Об этом шла речь на специальной онлайн-конференции, организованной международным холдингом «ЕвроМедиа».

Менеджер по продажам услуг типографии «Омега-Принт» Михаил Машин констатировал, что за последние несколько лет на рынке полиграфических услуг России в целом и юга страны в частности произошли существенные изменения. «Глянцевые журналы, сувенирная продукция, издававшиеся в предыдущие годы большими тиражами, сегодня практически не выходят: сказались экономические трудности у рекламодателей и пандемия. В то же время книги (и для детской, и для взрослой аудитории) как печатались, так и продолжают печататься — их тиражи не уменьшаются, а даже увеличиваются», — прокомментировал Михаил Машин. 

По его наблюдению, новый тренд — спрос на подарочные (на дорогой бумаге, с красивыми иллюстрациями, в кожаном переплете) издания об истории царской России, Донском крае, казачьих традициях. «Книга была и остается лучшим подарком, в том числе для ВИП-персон. Такие книги заказывают у нас органы власти, бизнес-структуры. Они весьма популярны, поскольку посвящены конкретному региону с только ему присущим колоритом. На наш взгляд, подарочные издания — очень интересное и перспективное направление, которое будет развиваться и дальше, несмотря на большое количество электронных книжных ресурсов», — поделился менеджер по продажам. 

Заместитель директора по маркетингу издательства «Феникс» Ольга Домрачева назвала точкой роста электронные книги, уточнив, что и «бумага» является прибыльной. «В нашем портфеле тоже есть подарочные издания. Например, редкий жанр этнографический нон-фикшн, который представляет Жанна Андриевская, «Община Св. Георгия» Татьяны Соломатиной, «Суп из крыла ангела» и «Восемь ворот» Ульяны Колесовой. Тиражи мы не сокращаем. Есть примеры удачных книг, количество экземпляров которых насчитывает по 30-40 тысяч, и это не предел, ведь они будут переиздаваться снова и снова. Для нас тираж 2000 — минимальный, а средний близится к 5000», — сообщила Ольга Домрачева. 

Она считает, что подарочные издания — нишевая вещь, «лонг селлер» в смысле продаж, так как имеет ограниченную аудиторию и иногда привязывается к памятной дате. «Высокая себестоимость и низкая оборачиваемость определяют то, что иметь портфель только из подобных книг очень сложно», — призналась замдиректора издательства. 

В свою очередь историк, писатель, обозреватель международного холдинга «ЕвроМедиа» Сергей Кисин утверждает, что тиражи обычных книг у издательств уменьшились. Причин много — начиная от кризиса и заканчивая общей утратой интереса населения к печатной продукции. «Сегодня хорошим объемом для тиража считается 2-3 тысячи экземпляров. А например, книга по истории Англии (Гильда Премудрый «О погибели Британии») и вовсе издана тиражом 50 экземпляров. Куда важнее стали пути распространения тиража. Никого не удивишь тем, что люди уходят в интернет и предпочитают электронные книги, с нынешними электронными носителями они становятся гораздо удобнее», — рассказал Сергей Кисин.

При этом он подтвердил растущий интерес к подарочным и штучным изданиям. «Примеров и тем много: история рода, стихи любимой женщины, красивый юбилей родственника. На Северном Кавказе популярным стал выпуск дорогих, богато украшенных изданий об истории своего тейпа-тухума. Серьезные корпорации и коммерческие организации, заботящиеся о собственной репутации и продвижении в медиапространстве, особое внимание уделяют истории своих организаций, состоявшиеся бизнесмены — своим бизнес-стори», — перечислил писатель. 

Также повышается интерес к истории, причем к локальной. Некоторым важно издать профессиональное исследование об истории старого здания, оригинального транспортного средства, редкого художественного ремесла. Такие издания богато иллюстрированы и содержат обилие специфической информации, которую сложно найти в энциклопедиях. 

«Какие еще темы могут быть актуальны? — задался вопросом Сергей Кисин. — Например, на Дону нет ни одного серьезного исследования о коневодстве, истории виноделия или морской истории казачества. В последние годы особую популярность на юге России приобрело виноделие, которым начали заниматься тысячи людей. Им будет особенно важна история появления виноградной лозы, виноградарства и виноделия в ключевом для этой отрасли макрорегионе страны».
Все более популярным каналом распространения книжной продукции становятся электронные торговые площадки. Международный холдинг «ЕвроМедиа» начал активную работу с ними в конце 2020 года. В списке такие крупные маркетплейсы, как Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет».

«Сейчас мы представлены на маркетплейсах в различных категориях: «Тематические издания», «Услуги», «Книжная продукция». В сегменте книжной продукции представлены телефонным справочником органов власти, книгами «PR в госсекторе от практика», «Остров мустангов» стоимостью от 400 до 4000 рублей. В линейке подарочных эксклюзивных изданий представлены «Казачья доблесть в картинах и образах», «Жизнь и подвиги графа Матвея Ивановича Платова», «История войска Донского и старобытность начал казачества», — рассказала заместитель директора международного холдинга «ЕвроМедиа» Любовь Немец. Кроме того, на торговых площадках представлены выпускаемые холдингом журналы: «Нация», «Вестник. Строительство. Архитектура. Инфраструктура», «Вестник агропромышленного комплекса» и другие.

По информации Любови Немец, еще большую популярность электронные торговые площадки приобрели на фоне пандемии коронавируса. Согласно аналитике Wildberries, в апреле 2020 года продажи печатной продукции увеличились в 5,5 раза по сравнению с апрелем 2019 года, всего за месяц было заказано 1,5 млн книг и около 80 тыс. учебников. Самыми читающими регионами стали Краснодарский край, Московская область и Республика Татарстан, а самыми продаваемыми книгами — «Хочу и буду» Михаила Лабковского, «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной. 
«Мы продолжаем сотрудничать с издательствами, поддерживая проекты на всех этапах — от замысла автора до выхода книги из печати и доведения ее до конечного потребителя», — подчеркнула замдиректора холдинга.

А директор фестиваля грамотного общения «РУфест» Алексей Павловский полагает, что эффективным инструментом продвижения подарочных книг и увеличения прямых продаж может стать участие издателей в различных событиях в разных городах — это предоставит возможность для презентации книг и стимулирования интереса читателей. «В плане знакомства с изданиями будет повышаться роль ярмарок. Возможно, именно поэтому растет популярность федерального фестиваля «РУфест», который с 2016 года проходит в Ростове-на-Дону. С 2019 года в составе фестиваля появился книжный салон. Тогда его участниками стали 20 издателей, а в нынешнем году цифра удвоится», — отметил Алексей Павловский. 
Логотип Вестник Строительство