Игорь Манылов: «Экспертиза должна не искать ошибки в проектах, а предотвращать их появление»

Игорь Манылов: «Экспертиза должна не искать ошибки в проектах, а предотвращать их появление»

За последние пять лет институт экспертизы прошел большой путь от выполнения строго контрольно-надзорной функции к экспертному сопровождению строительного процесса.

 Сегодня от системы экспертизы требуется в первую очередь не строгость в плане пресечения ошибочных решений со стороны проектных организаций, когда эксперты вынуждены, по сути, догонять производителей некачественной документации, а создание такой технологии комплексного сопровождения строительных инвестиционных проектов, которая сама по себе гарантирует качество проекта. О том, как движется работа в этом направлении, а также о других приоритетах развития института экспертизы мы попросили рассказать начальника Главгосэкспертизы Игоря Манылова. 

Игорь Евгеньевич, в 2020 году исполнилось 5 лет с того момента, как вы возглавили Главгосэкспертизу России. Как задачи, стоящие перед институтом экспертизы, трансформировались со временем? Что в приоритете сегодня?
В 2015 году главной задачей Главгосэкспертизы был переход к оказанию услуг в электронном виде. 
В 2016-м мы вводили институт обоснования инвестиций. Последующие годы проходили под флагом повышения контроля за проведением экспертизы и качеством выпускаемых заключений, а также создания Единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства. Сегодня я бы выделил три основных направления развития института экспертизы. Первое — это отказ от строгого нормоконтроля, переход от контрольно-надзорного подхода к экспертному сопровождению. 
Второе направление, логично вытекающее из первого, — цифровая трансформация института строительной экспертизы, переход к работе с цифровыми сервисами и, по сути, отказ от работы с документами, переход к работе с данными. 
И третье — система развития экспертного состава. Сегодня, когда мы движемся к необязательности строительных норм в классическом смысле, значительно повышается статус и уровень главных инженеров, архитекторов проекта, руководителей и заказчиков, принимающих решения по строительству объекта. Вместе с этим, безусловно, растет и уровень ответственности эксперта. 
И все это время мы остаемся верны своему лозунгу — объективность, надежность и эффективность наших решений для обеспечения безопасного будущего нашей страны. 

Расскажите, пожалуйста, о каждом из этих трех направлений. Какие шаги уже предприняты в части перехода отрасли к экспертному сопровождению?
Мы ставим глобальную задачу — экспертное сопровождение проекта с момента возникновения инвестиционного замысла до ввода объекта в эксплуатацию. В перспективе полноформатное экспертное сопровождение будет включать оценку и анализ эффективности комплексных и инвестиционных проектов, технических решений, сметной стоимости, что гораздо шире, чем традиционный предмет экспертизы. 
Сегодня принципиальное решение о внедрении экспертного сопровождения на предпроектной и проектной стадиях уже принято, и на исполнение задач, поставленных Правительством и Минстроем России, нам даны крайне сжатые сроки. Сложившаяся к настоящему времени парадигма создания проекта, когда огромные средства тратятся сначала на подготовку недоработанной проектной документации, а потом на ее исправление уже в рамках проведения экспертизы, изживает себя. Экспертиза настоящего и будущего должна стать своего рода консультантом, который сопровождает и оптимизирует все процессы и предлагает такие технологии работы, при которых развитие объекта на каждом этапе его жизненного цикла происходит на должном уровне независимо от уровня профессионализма заказчика и проектировщика. Все взаимодействие должно осуществляться в единой информационной среде, где заказчик и проектировщик размещают задание на проектирование, разделы проектно-сметной документации, данные об объекте, а эксперты дают им оценку. Только так мы получим качественные технические решения на ранней стадии реализации объекта. Нужно понимать, что экспертное сопровождение предлагается не как отдельная побочная опция — легализация консультационных услуг, а как новая форма государственной экспертизы, итоговым результатом которой должно стать положительное или отрицательное заключение по объекту, получив которое можно своевременно выходить на стройку. И такое заключение должно быть выдано в оптимальное для реализации проекта время, но при этом без ущерба для его качества.
Должен отметить, что от системы экспертизы ждут не строгости в плане контроля, запрета или ограничения в плане пресечения ошибочных решений проектировщиков, а создания системы технологии осуществления сопровождения строительства. Такой технологии, которая сама по себе дает качество, а не требует исправления уже допущенных ошибок, когда некачественные специалисты делают бракованную документацию, а качественные эксперты бегают за ними с фонариками и ищут эти ошибки. Это нужно прекратить.

Главгосэкспертиза сегодня — один из флагманов цифровизации отрасли. Что на сегодняшний день уже сделано и какие вызовы стоят перед вами в дальнейшем? 
Организации экспертизы за 5 лет прошли большой путь к цифровой трансформации. Напомню, что в 2015-2018 годах мы осуществляли переход к оказанию услуг в электронном виде. И теперь уже не первый год работая с данными, сегодня мы озабочены их качеством. Так, мы поняли, что единый государственный реестр экспертных заключений содержит много данных, которые следовало бы иметь в более качественном состоянии. Поэтому с прошлого года мы перешли к созданию и развитию направлений по управлению данными. Это один из вызовов, который остается в качестве наших приоритетных задач до 2021 года. С 2022-го по 2024 год мы должны решить задачу интеграции данных, перехода на новый уровень их анализа и обработки. По сути, нам нужно сосредоточиться на трансформации самого института экспертизы с помощью современных технологий. Для чего мы делаем это? В первую очередь для участников стройки. Новый формат — это бесшовность процедур, комфорт и качество для всех участников строительства, это доступ к большим данным, современные инструменты планирования материальных ресурсов, строительной индустрии, инвестиционных решений. То есть это — система управления стройкой. Именно созданием такой системы должны заниматься строительные штабы и в субъектах Федерации, и на федеральном уровне. Наша трансформация такие возможности дает. 

Вы упомянули ЕГРЗ. Каковы результаты его работы?
ГИС ЕГРЗ в октябре 2020 года перешагнула стотысячный порог, то есть создано более 100 тысяч разделов реестра. Но главное здесь не количество. При проведении постпроверки заключений экспертизы, включенных в ЕГРЗ в 2020 году, мы зафиксировали, что количество выявленных нарушений требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения гос-
экспертизы снизилось в 2,6 раза по сравнению с заключениями экспертизы, включенными в ЕГРЗ в 2019 году. Я считаю, что это очень хорошие новости. Если помните, на старте работы реестра мы констатировали поступление большого количества информации не очень высокого качества. Теперь же качество данных серьезно повысилось, за что хотелось бы поблагодарить команды региональных экспертиз.

Насколько популярна единая цифровая платформа экспертизы? 
Сейчас мы на добровольных началах с учетом интереса, проявленного организациями, отрабатываем взаимодействие на платформе. 31 организация региональной экспертизы осуществляет информационно-техническое взаимодействие с использованием платформы. С 18 организациями на разных стадиях завершается пилотирование этой системы. Мы надеемся, что платформа, которая у нас стартовала в начале этого года, будет действительно полезным и важным инструментом.
При этом создание единой платформы не сводится к тому, чтобы только все эксперты находились на ней. У нас впереди — личные кабинеты заказчиков, впереди особая роль проектировщиков. Проводимая работа — это предтеча того, что мы все в единой информационной среде будем использовать одни и те же инструменты, опираться на одну и ту же нормативную базу и классификаторы. Поэтому, если региональная экспертиза считает, что она создаст свою совершенную автоматизированную систему осуществления экспертной деятельности, это надо поддерживать. Но все системы должны быть интегрированы, иначе двигаться дальше мы не сможем. Мы должны работать бесшовно, потому что наши клиенты и наши эксперты не должны чувствовать никаких барьеров. 
Кроме того, активизируется работа по развитию системы учета предварительных заявок подачи проектной документации на экспертизу. Уже сегодня цифры этой работы впечатляющие. В системе зарегистрировано 1832 организации, 9841 заявка, 5577 заявок представлены на экспертизу. Должен отметить, что те, кто 5 лет назад говорил, что заставить заказчиков планировать заходы в экспертизу невозможно, в итоге оказались неправы. Потому что сегодня огромное значение приобрела возможность четкого планирования, особенно у крупных заказчиков, и использование наших инструментов им очень в этом помогает.

Как движется работа в направлении наполнения информацией федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве? 
Приведу всего несколько цифр. Сегодня во ФГИС ЦС отражены все 85 регионов страны и 12 827 юридических лиц. С момента запуска системы ее посетили более 329 000 раз, поступило и даны разъяснения по более чем 12 600 обращениям пользователей. В целом мы уверенно движемся в сторону перехода к ресурсно-индексному методу ценообразования, в сторону раскрытия системы, то есть делаем ее не административно жесткой, а открытой системой, которая мотивирует участников к предоставлению качественных данных в подсистему мониторинга цен строительных ресурсов. Повышается качество нормативного регулирования и сопровождения нормативного регулирования. Создаются сервисы, которые помогают не просто выдергивать во ФГИС ЦС данные о стоимости ресурсов, к примеру, а самостоятельно создавать расчеты. Все сервисы, связанные со сбором, анализом и обработкой данных по стоимости ресурсов, а также по применению нормативов, должны присутствовать в этой системе. Они уже сейчас отрабатываются, и мы будем двигаться в этом направлении дальше. 

Еще один приоритет, о котором вы сказали в начале нашей беседы, — необходимость профессионального развития экспертного состава. Какой набор продуктов в области образования в настоящее время доступен экспертам? 
Сегодня требования к профессиональным техническим заказчикам и проектировщикам колоссальны. В связи с этим развитию компетенций всех участников инвестиционно-строительного процесса уделяется огромное внимание, постоянно расширяется набор продуктов в области образования и профессиональной подготовки. На всех совместных мероприятиях я призываю региональные экспертные организации передавать свои знания. Нас активно поддерживают региональные коллеги из Москвы, Екатеринбурга и Сибири, где начали активно заниматься образовательной деятельностью, проводят семинары, внедряют собственные курсы повышения квалификации. 
Хорошо зарекомендовала себя и система подготовки к аттестации. В нашем учебном центре в компьютерном классе я часто встречаю представителей региональных экспертиз, которые проходят самоподготовку, проводят тестирования и так далее. Все это дает хороший эффект. 
Большое значение в Главгосэкспертизе уделяется образовательному проекту «Экспертиза будущего». Три года назад данный проект запустил учебный центр Главгосэкспертизы России. За это время в нем приняли участие более 220 работников Главгосэкспертизы, то есть около 15% ее сотрудников. Почти 80% идей, предложенных участниками «Экспертизы будущего» прошлых лет, легли в основу ключевых задач развития Главгосэкспертизы.
Но если участниками первого этапа были только работники центрального аппарата Главгосэкспертизы, а на втором этапе к ним присоединились сотрудники филиалов, то в «Экспертизе будущего 3.0» участвовали уже и 47 представителей региональных экспертиз. Я хочу поблагодарить коллег из региональных экспертных организаций, чьи команды приняли участие в проекте в этом году и оказались очень успешными. Например, в число пяти лучших команд вошла самарская команда, проект которой получил большую поддержку и жюри, и самих участников. 
Мы считаем, что такая коммуникация очень полезна. Участники проекта из регионов говорили мне, что общение друг с другом, с нашими филиалами, другими региональными экспертизами — это очень мощный фактор дальнейшего развития. Уверен, что проекты, разработанные участниками в этом году, станут новыми драйверами роста и качественного развития не только государственных экспертиз, но и всей строительной отрасли.

Назовете пять говорящих цифр института строительной экспертизы?
Можно гораздо больше! Но пять так пять. 624 организации вправе осуществлять экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в России (93 из них — государственные, 531 — негосударственная экспертиза). 221 млрд руб. составила экономия бюджетных средств за первое полугодие 2020 года по объектам, прошедшим экспертизу в составе нац-
проектов. Более 67 тыс. заключений государственной и негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий выдано за 2020 год. 
94% проектов, переданных на экспертизу в 2020 году, получили положительные заключения. 
В системе учета предварительных заявок подачи проектной документации на экспертизу зарегистрированы 1832  организации, подана 9841 заявка, 5577 заявок представлены на экспертизу.
31 региональная экспертная организация приняла участие в апробации информационно-технического взаимодействия с использованием Единой цифровой платформы экспертизы. 
Логотип Вестник Строительство