Продолжение следует

Избранные осенью губернаторы сохранили ключевые векторы социально-экономического развития своих регионов  

13.01.2021
В сентябре в 18 регионах РФ прошли прямые выборы губернаторов, еще в двух субъектах их утвердили парламенты. Во всех случаях победу одержали действующие руководители либо врио. Многие набрали по 70-80 и более процентов голосов. С одной стороны, это свидетельствует о серьезной поддержке, оказанной кандидатам населением, а с другой — является авансом, который тем предстоит отработать. Обозреватель «Вестника» выбрал ряд регионов, расположенных в разных федеральных округах, и проанализировал шаги, которые уже предприняли новые-старые главы, а также результативность этих шагов.

Крупнейшие строительные программы. В активе Рустама Минниханова — 87,6% голосов электората и новый срок на посту президента Татарстана. На протяжении всех предыдущих лет республика динамично развивалась, пандемия несколько подпортила статистику, но в целом регион сохранил за собой лидерство в ключевых отраслях экономики. 
«Мы завершаем 2020 год с потерями, особенно серьезно пострадала доходная часть бюджета. Это и снижение цен на нефть, и ограничения добычи согласно ОПЕК+, и сокращение спроса на нашу продукцию, — признал Рустам Минниханов на пресс-конференции 24 декабря. — В то же время есть отрасли, которые показали рост. Великолепно сработал КамАЗ, увеличились объемы нефтепереработки, продукции АПК».
Республике удалось не допустить значительного снижения основных макроэкономических показателей. По итогам 2020 года ВРП составит около 2,4 трлн рублей, индекс промышленного производства — 2,6 трлн. Позитивная динамика отмечена в решении проблемы с безработицей: год завершается с показателем 2,3%.
Одним из самых приоритетных для Татарстана Рустам Минниханов назвал проект нефтеперерабатывающего комплекса «ТАНЕКО». «Это образец того, как надо формировать крупные производства. Компетенции, которые мы здесь получаем, необходимо продвигать и на других наших производственных площадках, — заявил руководитель РТ. — В нынешнем году, несмотря на тяжелые последствия распространения COVID-19, строительство объектов «ТАНЕКО» продолжалось. Сегодня комплекс продолжает оставаться одним из крупнейших и передовых проектов в нефтеперерабатывающей промышленности страны».

В апреле на «ТАНЕКО» запущены в работу установки гидроочистки тяжелого газойля коксования и экстраактивной дистилляции сульфоланом, в декабре введена в эксплуатацию установка гидроочистки средних дистиллятов. В текущем году комплексом переработано около 11,4 млн тонн нефти с глубиной переработки 99%, выход светлых нефтепродуктов составил 75%. Благодаря хорошему качеству и экологичности продукция компании «ТАНЕКО» продолжает оставаться конкурентоспособной на рынке.
«Важным направлением нашей работы является реализация национальных проектов. До конца года все параметры должны быть исполнены, выделяемые средства — освоены в полном объеме», — подчеркнул Рустам Минниханов.
За 2020 год в Татарстане построено 43 ФАПа и семь врачебных амбулаторий, близок к завершению «Офис врача общей практики» в Высокогорском районе. Из 61 объекта, предусмотренного программой «Формирование комфортной городской среды», сдано 56, оставшиеся пять — на очереди. По программе «Строительство блочно-модульных пунктов комплексного обслуживания населения» из 21 объекта завершены 17. 
Крупнейшая республиканская программа — программа строительства детских садов с объемом финансирования свыше 5,2 млрд рублей. «Это по-прежнему одна из крупнейших программ в России. В текущем году построено 23 дошкольных образовательных учреждения из 23 запланированных», — заявил Рустам Минниханов. 
В планах на 2021 год — реализация на территории Татарстана 44 государственных программ в области строительства. В настоящее время они проходят согласование в профильных ведомствах.
губернаторы.jpg
Новый инвестиционный цикл. В Краснодарском крае пост сохранил Вениамин Кондратьев, заручившийся поддержкой 84,9% земляков. Тема номер один для него — сохранение темпов экономического роста. «В 2020 году, несмотря на все сложности, связанные с пандемией коронавируса, объективное снижение общей деловой активности, мы прогнозируем, что инвестиции в экономику региона составят порядка 450 млрд рублей. Это практически уровень прошлого года», — сообщил губернатор журналистам в начале ноября. 

В плане по восстановлению роста кубанской экономики, принятом в августе, отдельный блок отведен запуску нового инвестиционного цикла. Впервые по проектам стоимостью до 1 млрд рублей регион предоставляет субсидии на оплату процентов кредита в размере ключевой ставки. На такую помощь бизнес может рассчитывать в течение трех лет с момента заключения контракта. Еще одна новая форма поддержки — возмещение затрат на создание инфраструктуры при реализации инвестпроектов, в следующем году краевой бюджет направит на это 2,6 млрд рублей. 
Будет расширен список отраслей, где инвесторы смогут получить вычет по налогу на прибыль. Это поможет поддержать обрабатывающие производства, сельское хозяйство, санаторно-курортную отрасль и сферу здравоохранения. «Таким образом, в 2021 году в экономику региона планируется привлечь не менее 480 млрд рублей инвестиций, а в 2022-м — уже более 510 млрд», — прокомментировал Вениамин Кондратьев. 
В 2020 году Краснодарский край сохранил за собой место в тройке регионов-лидеров по темпам жилищного строительства, уступив лишь Москве и Московской области. За 10 месяцев на Кубани введено 3,2 млн кв. метров, что соответствует уровню 2019 года. На долю индивидуального жилья пришлось 1,6 млн кв. метров — на 6,4% больше, чем годом ранее. 
Также край вошел в число 12 субъектов РФ, достигших наилучших показателей при реализации нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В нынешнем году на Кубани приведено в порядок 200 участков улиц и трасс общей протяженностью 202 км. За счет дополнительного федерального и регионального финансирования до конца декабря запланирован ремонт еще более 82 км. 
«В следующем году на реализацию нац- проекта мы направим беспрецедентную сумму — 4,5 млрд рублей, — проанонсировал губернатор. — При этом большая часть средств — 3,4 млрд — поступит из бюджета края». 

Продолжится масштабная работа по обновлению магистралей трех агломераций: в Краснодаре, Сочи и Новороссийске приведут в порядок почти 175 км дорог. Не будут забыты и региональные трассы. Продолжится реконструкция дороги Краснодар — Ейск. Она станет альтернативой платного участка федеральной трассы М-4 «Дон», обеспечит безопасный проезд как к черноморским курортам, так и по направлению к Крымскому мосту. На отдельных участках количество полос увеличится до четырех, появятся многоуровневые транспортные развязки, объезды населенных пунктов, стоянки и зоны отдыха.
Еще один важный проект — новый Яблоновский мост. Его ждут жители не только Кубани, но и Адыгеи, а также гости из других регионов. В текущем году на возведение объекта предусмотрено более 1 млрд рублей. 

Ставка на индустриальное лидерство. В Ленинградской области на очередной срок переизбрался Александр Дрозденко, набрав 83,3% голосов. Судя по имеющейся статистике, ему удалось справиться с вызовами 2020 года. «Мы ожидаем, что по итогам года индекс промышленного производства в регионе составит 99,7%. Этот показатель выше российского, и, самое главное, рост показывают наши обрабатывающие производства. Мы также ожидаем, что объем инвестиций останется на уровне прошлого года. Учитывая непростую ситуацию, в которой пришлось работать в нынешнем году, мы справились», — прокомментировал губернатор.
Одна из стратегических целей Ленобласти — индустриальное лидерство, поэтому разработанные меры поддержки направлены на развитие действующих производств и привлечение новых промышленных инвесторов. Сегодня в регионе реализуется 10 мегапроектов с общим объемом финансовых вливаний свыше 2,5 трлн рублей и созданием 18 тыс. новых рабочих мест. И список, похоже, будет расти. 

Компания «ЕвроХим Северо-Запад-2» планирует реализовать в промзоне «Фосфорит» в городе Кингисепп проект по созданию промышленного комплекса, включающего в себя производство аммиака и карбамида с проектной мощностью, соответственно, 1 млн и 1,4 млн тонн в год. В июне прошлого года в рамках Петербургского международного экономического форума состоялось открытие предприятия АО «ЕвроХим-Северо-Запад» по производству аммиака мощностью более 1 млн тонн в год.
«Бюджет Ленинградской области уже ощутил результаты запуска первой очереди завода: увеличение доходной базы от поступлений произошло примерно на 5% от уплаченных налогов. Безусловно, с расширением производства в бюджет региона и района пойдет больше налогов, мы сможем больше средств направлять на социальное и инфраструктурное развитие», — отметил Александр Дрозденко. 
Объем инвестиций в новый проект составляет 105 млрд рублей, количество рабочих мест — более 250. Строительство стартовало в четвертом квартале 2020 года, запуск производства и получение первой партии продукции намечены на 2023 год. Среди рассматриваемых рынков сбыта — Европа, Северная и Южная Америка.
За последний год в Ленобласти принято два новых закона, направленных на поддержку инвестиций и промышленности. Закон о Региональном инвестиционном проекте стимулирует создание новых и расширение действующих промышленных предприятий, налоговыми льготами по нему могут воспользоваться компании с объемом инвестиций от 50 млн рублей. Закон об инвестиционном налоговом вычете призван обеспечить ускорение темпов модернизации действующих производителей за счет возможности уменьшить сумму налога на прибыль организаций на часть инвестиционных расходов.

«Для развития инноваций необходима поддержка квалифицированных кадров, — считает губернатор. — У нас уже есть современное оборудование, используются новые технологии, но без специалистов, которые будут строить и работать на новых предприятиях, большого прорыва не получится. Поэтому мы создаем в регионе четыре технопарка-кванториума и губернаторский лицей на 350 мест, где будем выращивать кадры со школьной скамьи». 
В школе-технопарке «Кудрово» уже реализуется проект детского инжинирингового центра «Автопром «Северо-Запад», где школьники под руководством автосборочного предприятия, поставщиков автокомпонентов и инжиниринговых компаний проводят инженерные разработки и занимаются созданием моделей автомобилей. 
губернаторы.jpg
Особая экономическая стратегия. В Пермском крае Дмитрий Махонин набрал 75,91% и тем самым избавился от приставки «врио губернатора». Выступая в конце октября на пленарном заседании Законодательного собрания, он признал, что серьезное влияние на макроэкономическую ситуацию в регионе оказала пандемия коронавируса, однако при содействии Федерации удалось мобилизовать все ресурсы для того, чтобы поддержать население и не допустить серьезного падения ключевых экономических показателей. 
По итогам восьми месяцев индекс промышленного производства (ИПП) в крае сократился на 3,3%. «Тем не менее есть положительные моменты, — заметил Дмитрий Махонин. — Это лучшее значение, чем в среднем по Приволжскому округу (4,8%) и России (4,5%). Этому способствовало в том числе включение около 20 наших предприятий в перечень стратегических». 
По уровню финансовой устойчивости крупных и средних предприятий Пермский край занял первое место среди регионов-конкурентов, таких как Свердловская область, Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Нижегородская область. Кроме того, он стал лидером ПФО по объему несырьевого неэнергетического экспорта. Основными рынками сбыта для пермских компаний являются Бразилия, Китай, Нидерланды, США, Бельгия, Финляндия, Казахстан, Польша, Республика Корея, Индия.
А в следующем году в Прикамье должна появиться первая особая экономическая зона. Площадка для ее создания расположена в границах Гамовского сельского поселения и охватывает участок 200 га. Рядом локализованы крупные предприятия — «СИБУР» и «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез». Здесь развитая сеть инженерных коммуникаций, налажено транспортное сообщение. В планах — построить дополнительный выезд из промузла, который позволит снизить логистическую нагрузку на район. Для обеспечения ОЭЗ железнодорожной инфраструктурой начаты переговоры с ОАО «РЖД».

«Особая экономическая зона — эффективный механизм для компаний, готовых инвестировать в развитие производства. Это новая для нашего края форма поддержки бизнеса, предполагающая льготное налогообложение. Уверен, что она будет интересна не только крупным предприятиям, но и объектам малого и среднего предпринимательства, — прокомментировал губернатор. — Для региона очень важно начинать работу по созданию ОЭЗ с первичным интересом со стороны такой крупной компании, как «СИБУР». Вместе с ней мы уже реализуем два специнвестконтракта (по созданию специальных пластификаторов мощностью 25 тыс. тонн и по производству диоктилтерефталата) и два приоритетных инвестпроекта (по производству химической продукции для автопрома и других отраслей).
Всего на территории Прикамья реализуется порядка 80 крупных инвестпроектов в промышленной отрасли. Общая их стоимость — 1,6 трлн рублей. Помимо этого в крае есть положительный опыт развития специальных зон с преференциями для инвесторов — ТОСЭР «Чусовой» и ТОСЭР «Нытва».

Рекордсмены мира. Руководить Севастополем теперь будет Михаил Развожаев: в пользу вчерашнего врио высказались 87,8% избирателей. Одной из главных задач для него была и остается реализация федеральной целевой программы развития города.
«В 2020 году мы должны ввести по ФЦП 20 объектов и стремимся к освоению средств на уровне выше 95%, — сообщил Михаил Развожаев, выступая в конце декабря перед депутатами Законодательного собрания. — Газифицировали села Андреевку и Любимовку, завершаем работы в Резервном и Фронтовом. Досрочно сделаем котельную по улице Одесской, также будут введены котельные по улицам Терлецкого, Розы Люксембург, ЦТП-49, ЦТП-52, ЦТП-34. Детские сады «Симонок» и «Орлиное» уже введены. Школа на проспекте Античном, вторая очередь школы-коллегиум сданы летом. Седьмой этап трассы «Таврида» до конца года будет готов. Построены дорога к аэропорту Бельбек, пассажирский причал N° 65 в бухте Троицкой».
Из ключевых объектов программы, которые будут реализованы в 2021 году, губернатор отметил строительство восьмого этапа трассы «Таврида», КОС «Южные» и опреснительной установки.

В нынешнем году Севастополь стал рекордсменом по объемам жилищного строительства — введено 574 тыс. кв. метров. «Мы тут вообще рекордсмены мира! — признался Михаил Развожаев. — У нас 408 тыс. кв. метров — зарегистрированные индивидуальные жилые дома. Хотя понятно, что построены они были не в 2020 году. 166 тыс. кв. метров — многоквартирные дома. Это задел, который застройщики сделали за предыдущие периоды».
Особо руководитель города выделил вопрос ввода в эксплуатацию проблемных жилых домов. «Есть 109 домов украинского наследия, в которых живут люди, — напомнил губернатор. — Мы утвердили список проблемных объектов, и его пополнение невозможно. По этим домам постараемся обеспечить 100-процентный ввод. В текущем году ввели в эксплуатацию пять проблемных домов на ул. Шевченко и пр. Античном. Еще по 14 домам рассмотрен вопрос».
губернаторы.jpg
Самая масштабная в Сибири программа капремонта. В Иркутской области губернатором стал Игорь Кобзев, прежде исполнявший обязанности руководителя региона. Его результат —  60,47% голосов. 
В списке приоритетов новой управленческой команды важное место занимает реализация мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции и капитальному ремонту социальных объектов, на которые в 2020 году было предусмотрено более 15 млрд рублей. «Мы не только не секвестировали бюджет и не остановили ни одну выплату, ни одну стройку, но и добавили новые выплаты и новые стройки, — заверил Игорь Кобзев. — В нынешнем году в области построено 9 школ, 13 детсадов и 27 ФАПов».
По признанию губернатора, большой объем поступающих ему от жителей обращений посвящен капитальному ремонту, в частности качеству работ. В график капремонта текущего года в регионе включено 1410 МКД. Согласно данным на 1 декабря, отремонтировано 886 домов (62,8% от плана), до конца месяца цифра должна увеличиться до 1128, оставшиеся 282 дома переходят на следующий год.
Программа капитального ремонта Иркутской области — самая масштабная в Сибирском федеральном округе по количеству включенных в нее многоквартирных домов — 14 417. Это 18% от объема домов в СФО, подлежащих капремонту. В последние годы процент исполнения региональной программы оставался низким: в 2018 году было отремонтировано 153 МКД при плане 781, в 2019-м — 153 при плане 748. Поэтому губернатор взял вопрос на личный контроль. «Приоритетом для подрядчиков, помимо сроков, должно быть качество выполняемых работ, — заявил Игорь Кобзев. — Оно должно устраивать и заказчика, и людей, которые живут в отремонтированных домах».
Гораздо успешнее реализуется в Иркутской области нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В 2020 году раньше срока завершены работы на всех запланированных объектах, а это 89 отрезков общей протяженностью 323,1 км. Среди наиболее крупных и значимых проектов — реконструкция 20 км пути на автодороге Жигалово — Казачинское, капремонт 10 км трассы Иркутск — Большое Голоустное, ремонт 14,5 км пути между Тельмой и Раздольем в Усольском районе, 10,3 км участка автодороги Тыреть — Залари — Жигалово в Заларинском районе…
губернаторы.jpg
Есть 12 млрд тонн нефти! В Ханты-Мансийском автономном округе депутаты переизбрали на третий срок Наталью Комарову. Выступая с отчетом о работе за 2020 год, она сообщила, что в Югре реализовано восемь новых проектов в сфере обрабатывающей промышленности, проведена модернизация пяти предприятий, создано 460 новых рабочих мест. 
«В этом году ХМАО перешагнул нефтяной рубеж — добыта 12-миллиардная тонна нефти. В регионе введено в эксплуатацию семь новых месторождений. Крупнейший актив компании «Роснефть», предприятие «РН — Юганскнефтегаз», повысило эффективность бурения почти на 50%, установив новый рекорд коммерческой скорости бурения: горизонтальная скважина с забоем 4120 метров построена за восемь суток. Компании увеличивают объемы эксплуатационного бурения и ввода новых добывающих скважин. Наиболее существенно эти показатели увеличило ПАО «Газпром нефть» — на 32% и 37% соответственно», — перечислила Наталья Комарова.
По оценке Департамента экономики Югры, в нынешнем году объем инвестиций в регион достигнет 939,4 млрд рублей. По объему финансовых вливаний на душу населения ХМАО занимает третье место в России. В структуре инвестиций основную долю занимает добыча полезных ископаемых — 84,5%. При этом увеличилась доля ассигнований в строительную отрасль, социальную сферу, сферу услуг. 

Модернизации инфраструктуры Югры способствует реализация национальных целей развития. Одна из них — «Комфортная и безопасная среда для жизни». Доля дорожной сети городских агломераций, соответствующей нормативным требованиям, выросла в регионе на 4,2% и составляет 75,6%. В текущем году в Югре введено в эксплуатацию 82 км региональных и местных дорог, отремонтировано 211 км. При реализации новой модели пассажирских авиаперевозок открыты авиамаршруты из Ханты-Мансийска в Челябинск, из Советского и Урая — в Екатеринбург. Для повышения качества водоснабжения реконструируются водоочистные сооружения в Пыть-Яхе и Лянторе, лянторский объект планируется ввести в эксплуатацию в декабре. В июне завершено строительство электросетевой инфраструктуры для присоединения села Большой Атлым Октябрьского района к централизованному электроснабжению.

«Продолжается реализация шести региональных проектов национального проекта «Экология». Заключено шесть новых концессионных соглашений по созданию двух муниципальных полигонов ТКО в Нижневартовском и Октябрьском муниципальных районах, двух общеобразовательных школ в Сургуте. Два концессионных соглашения предполагают модернизацию объектов жилищно-коммунального комплекса в Нижневартовске и Кондинском районе. Всего в соответствии с концессионными соглашениями реализуется 38 проектов с общим объемом инвестиций 41,6 млрд рублей», — рассказала губернатор.
Отдельного внимания заслуживает успешный опыт Ханты-Мансийска, реализующего в рамках государственно-частного партнерства проект по созданию школы на 1725 мест в микрорайоне Иртыш-2. Он стал победителем Национальной премии «Росинфра» в номинации «Лучший проект ГЧП в сфере детской инфраструктуры. Образование». 
Авторы: Никита Логвинов