Владимир Путин: «В условиях пандемии мы поддержали и строительную отрасль, и граждан»

Владимир Путин: «В условиях пандемии мы поддержали и строительную отрасль, и граждан»

17 декабря состоялась большая ежегодная пресс-конференция президента России Владимира Путина. Впервые за 16 лет в связи со сложной эпидобстановкой она проходила в режиме видеоконференции и собрала в разных городах страны 774 журналиста. Одну из самых многочисленных делегаций СМИ традиционно представляли работники международного холдинга «ЕвроМедиа». Наш обозреватель выделил наиболее яркие и актуальные цитаты главы государства с учетом специфики Отраслевого журнала «Вестник».  

Про последствия пандемии
— 2020 год связан с проблемой, которая у всех на устах, — пандемией коронавирусной инфекции. Но она характерна не только для России — для всего мира. По данным ВОЗ, уже свыше 70 млн человек столкнулись с этой проблемой, и она наложила отпечаток на все стороны жизни.
Что такое пандемия? Это локдаун, сокращение производства, перевозок, рабочих мест, падение доходов, к сожалению. Все это имело место. Но в то же время... можно с уверенностью сказать, что мы встретили эти проблемы достойно и отчасти даже, может быть, лучше, чем другие страны мира, которые по праву гордятся и устойчивостью своей экономики, и развитием своих социальных служб и систем здравоохранения. 
У нас на данный момент падение ВВП — 3,6%. Это меньше, чем практически во всех ведущих странах Европы, Евросоюза, Соединенных Штатах Америки. 
Промышленное производство «подсело» на 3%. Главным образом за счет сделки ОПЕК+: мы вышли на сокращение добычи, и это повлияло на общие наши показатели. Но, что приятно, в ноябре текущего года по сравнению с ноябрем предыдущего рост обрабатывающей промышленности составил 1,1%. Это дает нам основания надеяться на то, что положительная тенденция сохранится и мы будем двигаться вперед. 
Уровень безработицы в начале года составлял 4,7%, сейчас он подрос до 6,3%. Но надеюсь, что в течение следующего года нам удастся выйти на прежние показатели.
Хорошим обстоятельством можно считать положительное сальдо торгового баланса. Это создает условия для хорошего макроэкономического развития. 
Знаете, что еще является положительным элементом развития экономики? 70% российского бюджета уже формируется не за счет нефтегазовых доходов. Это значит, что мы не в полной мере, но все-таки начинаем слезать с нефтегазовой иглы. И если кому-то хочется представлять нас до сих пор бензоколонкой, то это уже не имеет под собой реальных оснований.

Про поддержку приоритетных отраслей
— Правительство работало очень напряженно в течение всего года вместе с администрацией президента, вырабатывались необходимые решения по поддержке и граждан, и экономики. Что сделано?.. Поработали еще и с представителями системообразующих отраслей. Это автопром, авиастроение, судостроение, сельское хозяйство и строительство.
По автопрому все программы развиваются. Позавчера (15 декабря. — Прим. «Вестника») МС-21 с нашими отечественными двигателями ПД-14 поднят в воздух. Это практически уже серийный образец. Большое достижение наших и двигателестроителей, и авиастроителей. А вчера (16 декабря. — Прим. «Вестника») подняли еще Ил-114 — совершенно новая машина, практически новой модификации. Тоже большое событие.
Гражданское судостроение прибавило на 30%, несмотря на все проблемы, связанные с пандемией. 
Стройка. Да, мы в этом году чуть меньше построили, но в целом и отрасль поддержали, и граждан. В том числе за счет льготной ипотеки в 6,2%. И это явилось очень серьезным подспорьем для экономики. 
Всего на поддержку граждан и промышленности, на борьбу с пандемией выделили 4,6 трлн рублей. Для нас это беспрецедентные деньги — 4,5% ВВП страны, из них 1 трлн направили на прямую поддержку пострадавших отраслей, 838 млрд — на прямую поддержку граждан.

Про Фонд национального благосостояния
— Фонд национального благосостояния вырос, причем в рублевой части значительно — на 70%, по-моему, что связано еще и с курсовой разницей. Это не значит, что мы готовимся к новым потрясениям, но подушка безопасности у нас должна быть.
В то же время есть закон, согласно которому мы можем тратить деньги из ФНБ, если его объем превышает 7% ВВП. Сейчас выходим на уровень 7,1%. Ликвидная часть ФНБ — 8,2 трлн рублей. Это значит, что часть средств из фонда мы уже тратим. В текущем году только на развитие Восточного полигона, то есть Транссиба и БАМа, направлено 60 млрд рублей. Выделяем также деньги на текущие расходы бюджета, прежде всего социальные. Общий объем средств, которые мы должны направить в этом году из ФНБ, составит 350 млрд рублей. 250 млрд уже освоено, до конца года еще около 100 млрд может быть освоено.

Про мусорную реформу
— Не думаю, что мусорная реформа тормозит. Достаточно много вопросов, связанных с организацией самого производства, но реформа двигается. Здесь перед нами стоит несколько крупных задач.
Первое. Нужно создать соответствующую отрасль, замкнутый цикл производства, когда отходы не идут на полигоны, а используются в других видах производства. 
Второе. Надо добиться нормальной сортировки, чтобы к 2030 году все отходы распределялись по соответствующим сегментам и должным образом перерабатывались. 
На сегодняшний день одна из задач, которая стоит перед организаторами всей этой работы, — добиться расширенной ответственности между производителями продукта и его упаковщиками, чтобы перенести нагрузку за утилизацию не на граждан, а на производителей упаковочных изделий.
В принципе подобная практика выстроена практически во всем мире, и мы будем придерживаться именно ее. У нас, скажем, в автопроме введен утилизационный сбор — и ничего, нормально. Во всем мире он работает, и в нашей стране работает. То же самое нужно делать и с мусором.

Про газификацию
— Уровень газификации в России сейчас — 71,1%. В этом году «Газпром» истратил на газификацию 22 млрд рублей, а всего — 56 млрд. Что важно — в 1,7 раза больше объем газификации для села, чем для поселков городского типа и городов. То есть в опережающем порядке мы будем газифицировать именно сельскую местность.
Есть такие территории, где газификация почти невозможна: там либо газа нет, либо инфраструктуры. Но в целом к 2025 году уровень газификации на территории страны достигнет порядка 90%.

Про дальнейшие планы
— Мы думаем о том, что дальше? Конечно, выход из кризиса зависит от того, насколько мы будем справляться с пандемией, как быстро она закончится, как оперативно мы перейдем к массовой вакцинации и сможем ли убрать все ограничения, которые сейчас еще действуют.
Я рассчитываю, что в течение ближайшего полугодия так или иначе ситуация будет меняться в лучшую сторону. А что касается экономики, то, по разным оценкам, к концу 2021-го — первому кварталу 2022 года мы все проблемы преодолеем. Более того, в следующем году рассчитываем выйти уже на позитивные тенденции по ВВП. Но всем нужно активно работать. 

Про стратегические цели
— Правительство формировалось под стратегические цели, и, полагаю, оно им отвечает. Ясно, что изначально была критика: способны ли мы достичь целей национального развития, используя те инструменты, которые называются нацпрограммами, нацпроектами? В целом — да. Есть, безусловно, вопросы, требующие дополнительного внимания, изучения. Но мы с регионами все в целом отработали и, несмотря на пандемию, будем развиваться. ||
Логотип Вестник Строительство