Через тернии к «цифре»

Через тернии к «цифре»

Цифровизация строительной отрасли набирает ход в России

Глобальный технологический тренд, затрагивающий все сферы деятельности, — цифровизация — медленно, но уверенно внедряется и в строительную отрасль. Компании все чаще используют IT-продукты для контроля работ: одни приобретают готовые решения, другие — разрабатывают собственные. О плюсах, минусах и перспективах цифровизации, а также об успешном опыте применения информационного моделирования в ходе онлайн-конференции на тему «Цифровая трансформация строительного комплекса России», организованной на площадке Отраслевого журнала «Вестник», состоялась продуктивная дискуссия.

Прочный фундамент. В дискуссии приняли участие профессионалы, активно занимающиеся внедрением инновационных IT-технологий в строительные проекты. Начало обсуждению положил председатель комиссии по цифровизации строительной отрасли Общественного совета при Минстрое России, руководитель Национального объединения организаций в сфере технологий информационного моделирования (НОТИМ) Михаил Викторов. Эксперт отметил, что за последние два года руководством Минстроя России и комиссией Общественного совета проделана огромная работа в законодательном поле: заложены основные положения, формирующие понятие ТИМ, в нормах Градкодекса, в соответствующих постановлениях, которые регулируют работу госэкспертиз и формируют требования к информационной модели; выпущены документы, призванные формировать очень важный инструмент цифрового пространства — ГИСОГД. Создание ГИСОГД сделает возможным накопление, хранение, анализ и обмен данными обо всех объектах строительства на всех этапах их жизненного цикла.

Процесс внедрения ГИСОГД, по прогнозам руководителя НОТИМ, будет долгим — на сегодняшний день менее половины регионов сформировали полноценно работающую систему, однако наличие либо отсутствие ГИСОГД не является прямым тормозом для работы госзаказчика и тем более рынка.
«Ключевые задачи, стоящие сегодня перед Минстроем и нашей комиссией, — это прежде всего обеспечение единых требований, которые должны быть заложены в моделях при работе с госэкспертизой, а также обеспечение требований к КСИ, для того чтобы к 2022 году это был работоспособный инструмент», — отметил Михаил Викторов.

Еще одним моментом, на котором эксперт заострил внимание, стало применение российского программного обеспечения. По мнению Михаила Викторова, такой инструмент, как среда общих данных — некая технологическая платформа, может быть прерогативой чисто российского программного обеспечения, и такие разработки уже есть.

Александр Семочкин, начальник управления инновационных технологий ООО «ТрансПроект», директор центра «Цифровые технологии управления жизненным циклом транспортной инфраструктуры» Российского университета транспорта, рассказал, что в своей деятельности «ТрансПроект» старается использовать технологии информационного моделирования, но при этом не всегда может пользоваться отечественными разработками ПО. «Я считаю, что отечественные разработки по технологиям информационного моделирования, особенно линейно протяженных объектов, уже достаточно близки к зарубежным. Отдел путей и станций у нас использует более чем на 85% отечественный программный комплекс. Что касается использования технологий информационного моделирования, стоит отметить, что пока транспортная, в частности железнодорожная, отрасль не решила вопросы строительства и эксплуатации с применением ТИМ, мы не можем говорить, что проектная модель используется максимально на поздних этапах жизненного цикла», — подчеркнул эксперт.

Ряд программ дополнительного профессионального образования реализован командой Александра Семочкина на базе новой высшей инженерной школы, открывшейся в Российском университете транспорта. Большая часть из них посвящены железным дорогам — программа по проектированию бесстыкового пути с применением BIM-технологий и программа по проектированию железнодорожного полотна. «Данные программы входят в программу обучения по проектированию железных дорог, также мы ее преподаем непосредственно с применением технологии информационного моделирования. Но главной новостью является открытие магистерской программы по технологии информационного моделирования объектов транспортной инфраструктуры, которая начнет свою полноценную работу в сентябре этого года», — поделился Александр Семочкин.

Проблемы, решаемые во благо. «BIM — это как принудительная вакцинация. Есть разумная история, а есть оголтелое стремление идти куда-то, куда идут все, не имея четкого понятия об этой технологии, — высказал мнение генеральный директор Академии BIM Александр Осипов. — Своим коллегам и своим клиентам я всегда говорю, что мы — строительные компании, проектные компании, госзаказчики прежде всего должны понять для себя, что полезного в нашу работу внесет данная технология, ведь внесет она действительно много. Главная ценность ее в том, что мы можем видеть всю информацию, всю прозрачность процесса. Если вам эта прозрачность нужна, если вы готовы экономить свои или государственные деньги — технология будет вам во благо. Если у вас другой подход — извините, нам не по пути».
По мнению Александра Осипова, непониманию плюсов внедрения BIM-технологий в строительную отрасль способствует размытость требований сводов правил. Для избавления от этого эксперт советует четче обрисовать рамки, сделать СП рекомендательными.
«Например, можно взять любой СП за основу, написать собственный BEP-BIM Execusion Plan, иными словами, план реализации проекта со стороны исполнителя, и вписать для себя все, что есть разумного в этом СП, и на основе этих действий разрабатывать проект, конечно, по согласованию с заказчиком», — пояснил Александр Осипов.
Реальным примером. Успешными кейсами использования информационных технологий поделились с присутствующими на конференции Алексей Онищук, начальник отдела автоматизации и внедрения информационных систем группы «Эталон», и Дмитрий Симонов, аккаунт-директор Студии Олега Чулакова.
Алексей Онищук рассказал о том, как развивается технология BIM-проектирования и как она применяется на всех этапах жизненного цикла здания.
«Компания работает в Москве и Санкт-Петербурге, но планирует выход и в другие регионы. В связи с этим перед нами стоит проблема: как контролировать наши проекты в разных городах? Выход нашли: мы создали платформу, позволяющую контролировать ход работы на проектах, если у инженерно-строительной площадки есть только планшет. В прошлом году мы запустили успешный и востребованный другими компаниями сервис «Передача квартир покупателям». Мы постоянно развиваем свой классификатор, в частности, недавно перешли от иерархической системы к матричной и постепенно, модуль за модулем, вводим собственную платформу, которая называется «Система комплексного контроля строительства», — поделился опытом эксперт.
Основными направлениями платформы «Система комплексного контроля строительства» являются «Среда общих данных «Группы Эталон», «Строительный контроль», «Контроль безопасности», «Инвесторский контроль», «Справочники» и «Передача квартир покупателям».
«Мы создали собственную «Среду общих данных». Все интерфейсы, согласования и замечания — наша собственная разработка. Уже эксплуатируется модуль «Инвесторский контроль», «Строительный контроль» планируется запустить в этом году — в части формирования документов КС. «Контроль безопасности» — наш самый известный модуль — продолжает развиваться, скоро выпустим новую методологию. У «Среды общих данных» интересная история: мы хотели создать русифицированный BIM 360, но в итоге отказались и построили собственную систему, к которой сейчас есть доступ у всех департаментов», — прокомментировал Алексей Онищук.

Контроль хода строительства позволяет инженеру с помощью планшета контролировать модель, формировать готовые отчетные данные для руководителя любого уровня. Во время обхода инженер может отмечать в приложении, какие объекты смонтированы или демонтированы на отчетный период, добавить фото, создать замечание. Эта обратная связь уходит в центральный офис, где далее с ней работают ведущие специалисты.
Дмитрий Симонов рассказал о кейсе по применению новых цифровых технологий для застройщиков по части исследования сайтов. Данные исследования направлены на то, чтобы максимально сократить путь клиента — потенциального покупателя на сайте застройщика до совершения целевого действия — заявки, звонка, посещения офиса продаж. По обращению одного из крупных застройщиков было проведено UX-тестирование с использованием айтрекера сайтов жилых комплексов с целью определить уязвимые места в клиентском пути на сайтах компании, понять, насколько правильно спроектирован юзабилити-интерфейс сайта и сформировать рекомендации по улучшению пути пользователя.

«В ходе UX-исследования с айтрекером мы проверили, насколько правильно реализовано визуальное восприятие информации на сайте, интуитивны те или иные элементы взаимодействия, понятны цвета и формы, правильно ли используется контраст, последовательна ли подача графики и текста, сбалансирована ли информация и объекты на экране. Особое внимание уделили навигации по сайту, насколько быстро клиент может добраться до цели. В результате исследования мы обнаружили, что на сайтах клиента сложная структура и навигация ввиду неочевидной расположенности информации в некоторых разделах. Из-за этого пользователи не находили нужную им информацию и уходили с сайта, принимая решение рассмотреть ЖК других застройщиков», — рассказал Дмитрий Симонов.
В ходе проведения глубинных интервью респондентов эксперты Студии Олега Чулакова выяснили, что потенциальным покупателям важны такие факторы при выборе ЖК, как расположение дома в закрытой территории, близость к работе и родственникам, наличие паркинга, развитая инфраструктура, благоустроенная территория и другие аспекты.

Применение рекомендаций по улучшению пользовательского опыта в результате UX-исследований с айтрекером позволяет удержать клиента на сайте и совершить ему целевое действие — заявку, звонок или встречу в офисе застройщика, что прямо пропорционально ведет к увеличению числа продаж. 
Логотип Вестник Строительство