Виктор Забелин: «Если страна не строится, государство приходит в упадок»

Виктор Забелин: «Если страна не строится, государство приходит в упадок»

Строительная отрасль, как и любая другая сфера экономики, не стоит на месте — меняется законодательство, определяются новые цели и приоритеты в развитии, на смену устаревшим технологиям приходят новые, расширяется рынок стройматериалов. Но остаются люди, составляющие костяк профессионального сообщества, его фундаментальную базу, те, кто стоял у истоков советского строительства, кто своими руками возводил объекты, ставшие эпохальными.

Герой этого материала — Виктор Забелин, почетный президент Российского Союза строителей, вице-президент СРО «Межрегиональное объединение строителей». В следующем году Виктору Никитовичу Забелину, отдавшему строительству более полувека, исполнится 90 лет.

 

Виктор Забелин, почетный президент Российского Союза строителей, вице-президент СРО «Межрегиональное объединение строителей».

О выборе профессии
— Я родился на Украине, в Днепропетровске, в 1932 году. Родители-крестьяне перебрались сюда с Орловщины — приехали на заработки в 1926 году, прижились да так и остались. Когда началась война, завод с оборудованием и рабочих с семьями погрузили в товарные составы и отправили в эвакуацию. В поселке Новотроицке Оренбургской области тогда строили Орско-Халиловский металлургический комбинат (сегодня «Уральская сталь»). На этом строительстве работали и мать, и отец, бывший инвалидом Гражданской войны. В 1944-м вернулись в Днепропетровск, там я пошел в школу. Одноклассники все были хорошие парни, большинство после 10-го класса поступали в металлургический институт, поскольку Днепропетровск был центром металлургии. Я тоже туда подал документы, мечтал, что после учебы буду работать на крупных металлургических заводах, но моя любимая девушка сумела переубедить меня в пользу строительного вуза. Я забрал документы и легко сдал экзамены на факультет «Промышленное и гражданское строительство». Ректор металлургического института меня тогда отговаривал: как же так, металлург — ведущая профессия. Но я ему ответил, что лучше знаю, что мне делать, и за всю жизнь ни разу не пожалел о своем выборе. Знания в институте давали очень хорошие, учился я отлично, два года во время учебы проходил практику на строительных предприятиях. Поэтому на стройку пришел вполне подготовленным специалистом.

О карьере
— Поскольку институт я закончил с красным дипломом, у меня была возможность выбора: я мог поехать работать на Сахалин, в Сибирь, в Ялту — открытых дорог было много. Но тогда к нам приехал главный технолог треста «Криворожстрой», чтобы отобрать шестерых лучших выпускников на строительство Криворожского металлургического завода. Я согласился, поначалу меня определили на завод «Стройдеталь», тогда руководством страны было подписано постановление о развитии производства железобетона. Начинал мастером, затем стал начальником цеха. Но это все же было не мое, и после неоднократных просьб меня перевели в управление «Доменстрой». Там я проработал 6 лет, прошел путь от прораба до главного инженера стройуправления. Время хотя было и тяжелое, но невероятно романтичное. Помните фильм «Высота», песню «Не кочегары мы, не плотники»? Это как раз о том, что происходило в те годы. Работа в «Доменстрое» оказалась хорошей практикой, в коллективе было много замечательных специалистов, у которых мы учились, — и управленцев, и строителей, некоторые вернулись из эвакуации с Урала, были те, кто в Запорожье строил крупный прокатный стан. Потом меня перевели в трест «Днепрохимстрой», тогда в стране начиналось развитие химической отрасли, сначала работал главным инженером комбината, а в 30 лет, в 1962 году, стал управляющим. Этот период тоже стал для меня отличной школой. Работы было очень много, мой опыт и мои знания ценили, и когда перевели в Ростов-на-Дону начальником главка «Главсевкавстрой», тогдашний партийный руководитель Украины Владимир Щербицкий был очень недоволен: мол, как же так, мы кадры растим, а у нас их забирают. А потом забрали в Москву заместителем министра, и 12 лет я проработал в Министерстве тяжелого строительства СССР. Уже после развала Союза на протяжении 16 лет занимал пост президента Российского союза строителей.


Хрущевки времен СССР.

О наградах
— Первую награду — орден Трудового Красного Знамени — получил за строительство закрытого производства на Днепродзержинском химкомбинате, которое было связано с большими атомными проектами. Позже были орден Дружбы народов, орден Почета. Я получил награду даже за то, что восстанавливал Белый дом, который расстреляли по приказу Ельцина. Владимир Путин наградил орденом «За заслуги перед Отечеством». Есть у меня и орден Восходящего Солнца II степени, полученный от японского императора во время поездки в Японию, где я в составе делегации представлял стройкомплекс СССР. Всего у этого ордена 12 степеней, первую вручают коронованным особам. Вообще в России таким орденом были награждены 35 человек, но именно со 2-й степенью тогда было всего трое — Майя Плисецкая, Мстислав Ростропович и я. Позже возникло общество дружбы «Россия — Япония», и я состоял его почетным президентом. Наград много, и я горжусь ими, но мы работали не за награды. Мы работали за идею, за любовь к своей стране.


«Мы работали не за награды. Мы работали за идею, за любовь к своей стране», — говорит Виктор Забелин.


После развала СССР Виктор Забелин на протяжении 16 лет занимал пост президента Российского союза строителей.

О руководителях
— Я начинал работать при Хрущеве. Эта фигура во многом противоречивая, и многие его ругают, но я не со всеми этими обвинениями согласен. Вот ему пеняют за строительство хрущевок, мол, тесные комнатушки. Но нужно учитывать, что время было послевоенное. Все силы государство бросило на промышленное строительство, на восстановление тяжелой индустрии, жилье стали строить позднее. Многие послевоенные годы люди жили в бараках, в каких-то сараях, в ужасающих условиях. Поэтому для большинства населения эти типовые малометражки стали настоящим раем, люди наконец-то обрели собственное жилье. Другой вопрос, что не нужно было и дальше культивировать хрущевки, следовало разрабатывать новые проекты, внедрять монолитное строительство, а этого не делалось, шли привычным путем, потому что так проще. Что касается непосредственно строителей, то Хрущев сделал для отрасли очень много хорошего. При нем развивался стройкомплекс, была выстроена четкая система управления строительством, созданы специализированные учреждения. Да что говорить, День строителя был введен в его правление, а тогда вообще никаких профессиональных праздников не отмечали. Хрущев гордился советскими достижениями, иногда с каким-то детским восторгом. Помню, как он приезжал к нам и рассказывал, что был на заводе, а там ракеты, как колбасу делают.


Виктор Забелин в молодости.


Для большинства населения эти типовые малометражки, называемые хрущевками, стали настоящим раем: люди наконец-то обрели собственное жилье.

Руководили страной многие, и при каждом были и свои достижения, и откровенные провалы, принимались решения и законы, от которых строители серьезно страдали. Строительство не может жить отдельной жизнью от того, что происходит в стране, оно меняется вместе с идеологией, реагирует на экономические колебания, на запросы времени: если в Союзе упор делался на промышленное строительство, то сейчас в приоритете жилищный фонд. Но я точно знаю: если государство перестает строиться, оно приходит в упадок. Сегодня во власти произошли серьезные перестановки. Когда-то в Татарстане я познакомился с нынешним заместителем председателя Правительства РФ Маратом Хуснуллиным — это опытнейший специалист. В строительную сферу пришли толковые люди, которые знают свое дело, и это дает определенные надежды. Сейчас для всех непростые времена, но, несмотря на сложности с тем же коронавирусом, радует, что хорошими темпами возводится качественное современное жилье, решаются проблемы с дольщиками.

Но нельзя забывать и о том, что было создано в советском прошлом, — это объекты промышленного производства. Некоторые уже не функционируют, но многие продолжают успешно работать. И если мы не можем сейчас строить такие объекты, необходимо беречь те, что существуют. Никогда нельзя останавливаться в развитии, необходимо учиться, повышать качество работы. И что очень важно, нужно повышать престиж профессии строителя. И тогда все получится.
Логотип Вестник Строительство