Отстроиться на триллион

В пандемический год российский стройкомплекс не приостанавливал реализацию масштабных инфраструктурных проектов

13.01.2021
В 2020 году российская стройиндустрия ввела в эксплуатацию ряд важнейших мостов, позволивших соединить между собой целые субъекты Федерации, а также продолжила масштабное строительство космодрома, трубопроводов, гигантов отечественной нефтегазохимии. А поддержка со стороны государства ипотечного кредитования (льготная ставка составила от 2 до 6,5%) дала возможность не уронить темпы жилищного строительства в России.

Опоры над рекой. Год назад запуск мостового перехода через Амур связал российский и китайский берега реки в районе Благовещенска — Хэйхэ. В октябре этого года только одна Якутия на федеральной трассе «Вилюй» запустила сразу четыре моста через реки Сасар-Юрях, Улахан-Мугур, Малая Ботуобуйа и Тюкян. Благодаря этому мосты откроют всепогодное движение между Якутией и Иркутской областью. Кроме того, началось строительство четырех мостовых переходов через реку Вилюй общей протяженностью около 2 км и 20 км подходных путей, общая сумма инвестиций в которые составит 83 млрд рублей. В перспективе в республике ожидается начало строительства долгожданного моста через Лену. 17 января 2020 года по итогам конкурса по выбору компании-концессионера было объявлено, что мост будет строить российская «Национальная инфраструктурная компания». В этом консорциуме группа компаний «ВИС» Игоря Снегурова владеет 66,6% акций, а «РТ-Развитие бизнеса» (дочерняя структура госкорпорации «Ростех») — 33,4%. По информации главы Якутии Айсена Николаева, власти республики на возмещение затрат концессионера при проектировании и строительстве моста направят 20,2 млрд рублей.
«Чем больше мостов мы строим, тем больше наших сограждан попадают в зону круглогодичного завоза грузов — это главное предназначение наших федеральных дорог и всех мостов, которые соединяют дорожные участки. Для нас это круглогодичное сообщение — большая экономия средств на завоз и повышение качества нашей жизни», — отметил кандидат экономических наук, заместитель ректора Северо-Восточного федерального университета по аналитической и научной деятельности Александр Кугаевский.

На Урале разгорается строительство еще одного важного моста через Тагильский пруд, которое должно завершиться в 2022 году (3,98 млрд рублей). До конца года планируется запустить технологический мост на участке.
«Можно долго перечислять, что означает строительство моста через Тагильский пруд для нашего города, — заметил его мэр Владислав Пинаев. — Это и исполнение многолетней мечты тагильчан, которые планировали возвести такой мост еще в первой половине прошлого столетия, и решение проблем, связанных с логистической нагрузкой и экологической загрязненностью воздуха в центральной части города, и более удобный и быстрый путь перемещения из одного отдаленного района в другой. Данный проект уже на стадии подготовительной работы приносит ощутимую пользу городу. В первую очередь это эффективное взаимодействие региональных и местных властей, промышленных предприятий и общественности, объединившихся для его исполнения. Это повышение имиджа города, так как в современных реалиях далеко не каждое, даже крупное муниципальное образование, может позволить себе реализацию столь масштабного проекта. Это загрузка тагильских предприятий и организаций, которые будут прямо или косвенно участвовать в строительстве».

Труба в тайге. В начале года состоялся физический запуск масштабного двухниточного трубопровода «Турецкий поток» протяженностью 1100 км и мощностью перевалки 31,5 млрд кубометров в год. Его политическая составляющая на фоне быстро изменяющейся обстановки в мире пока до конца не оценена, но главное то, что России благодаря ему удалось обойти ограничения 3-го энергопакета ЕС, создавшего столько проблем для строительства другого масштабного трубопровода — «Северный поток-2».
«Перспективы «Турецкого потока» во многом зависят от политического курса руководства Евросоюза и новой администрации Белого дома. При оптимистическом развитии событий российский газ надолго может привязать к своим поставщикам страны Балканского полуострова и Южной Европы. При негативном — даже растущий турецкий рынок будет выгоден для «Газпрома». К тому же наличие в Европе российского газа станет уже весомым аргументом в конкурентной борьбе с углеводородами из Каспийского региона и Ближнего Востока», — полагает отраслевой аналитик Арина Барсукова.

Трудная судьба уготована трубопроводу «Северный поток-2», строительство которого должно было завершиться в 2020 году. Вмешалась политика, выборы в США, западные санкции и пр. Впрочем, в этих препонах есть и положительная сторона — российские строители консолидировали свои силы и готовы за счет собственных ресурсов завершить морскую фазу прокладки трубопровода без участия испугавшихся заокеанских санкций европейских партнеров. Ранее без их участия не обходился ни один трубопроводный проект. Продолжается строительство ответвлений магистрального газопровода «Сила Сибири» от Чаяндинского месторождения до строящегося Амурского газоперерабатывающего завода. В ноябре 2020 года было объявлено о начале второго этапа реализации проекта — строительстве участка длиной 803 км от Ковыктинского до Чаяндинского месторождения. Как сообщили в компании, труба пройдет не по дну Лены, а под ним, но и не будет укладываться в траншею. Проходка тоннеля при данном методе осуществляется щитом (с применением лазерной системы), минимизируя ущерб экосистеме реки. Для этих работ привлекаются специализированные подрядные организации под руководством проектного офиса «Байкал». Особенно важен этот проект в условиях пандемии, когда правительство Китая испытывает трудности с обеспечением своей промышленности энергоносителями из Ближнего Востока и вынуждено расширять поставки углеводородов из России. По мнению главы аналитического департамента AMarkets Артема Деева, в текущем году восточное направление стало для «Газпрома» наиболее приоритетным. Его доля в общем объеме природного газа, потребленного в ЕС в первом полугодии 2020 года, составила 28% по сравнению с 32% за аналогичный период 2019 года. А в китайском направлении поставки растут: в октябре 2020 года «Газпром» нарастил объемы в КНР на 16,9% к сентябрю 2020 года. Суммарный объем поставок в октябре составил 117,2% от плановых значений на этот месяц в связи с повышенными заявками китайской стороны.
Еще один международный трубопроводный проект стартовал год назад и предполагает строительство газопровода через территорию Бурятии и Монголии в Китай.
инфраструктура.jpg
Дорожная развязка. В Большой Москве в текущем году продолжается реализация глобального проекта строительства Большой кольцевой линии (БКЛ) столичного метрополитена — бирюзовой линии подземки, в которую должна войти 31 станция на протяжении почти 70 км. В текущем году будут сданы в эксплуатацию девять станций западного и северо-восточного участков.
После запуска в прошлом году Московского центрального диаметра (МЦД-2) общая протяженность кольцевой линии наземного железнодорожного транспорта достигла 80 км. На середину ноября 2020 года шесть из девяти станций столичной подземки уже работают: четыре на новой Некрасовской ветке — «Нижегородская», «Стахановская», «Окская» и «Юго-Восточная». Еще две, «Лефортово» и «Авиамоторная», пока работают также в составе этой розовой ветки, но в будущем войдут в состав Большой кольцевой линии. Строительство еще трех на этой же линии — «Электрозаводской», «Улицы Народного Ополчения» и «Карамышевской» — завершается, и планируется, что к концу года они заработают. В мэрии столицы сообщили, что в ближайшие три года на БКЛ вступят в строй еще 25 станций.
В 2020 году продолжилось строительство важнейшего для России космодрома Восточный. Комплекс сооружений, предназначенный для запуска космических аппаратов в космос, был заложен на Дальнем Востоке более 10 лет назад. Большая часть работ выполнена — возведены подстанции, проложен железнодорожный путь и другая инфраструктура. В ближайшие годы ожидается работа по устройству пусковой площадки. Ее характеристики будут позволять отправлять в космос ракеты повышенной грузоподъемности типа «Ангара», что особенно важно в конкуренции с новым игроком на рынке космических запусков — компанией Илона Маска.
инфраструктура.jpg
Промышленный гигантизм. Наиболее масштабные стройки России сегодня приходятся на сегмент нефтехимии как одно из наиболее перспективных в ближайшие годы направлений мировой экономики.
Его лидером по капвложениям (790 млрд рублей) является один из крупнейших в мире Амурский газоперерабатывающий завод (АГПЗ, мощность переработки — 42 млн кубометров газа в год) в городе Свободном, строительство которого началось в 2015 году. Как сообщили в «Газпроме», в 2020 году в ходе реализации проекта были осуществлены пусконаладочные работы на первых двух технологических линиях. На третьей и четвертой линиях завершен монтаж газоразделительного оборудования. На пятой и шестой линиях начата сборка технологических эстакад и установка технологического оборудования. В настоящее время проект готов на 67,1%.
По расчетам главы госхолдинга Алексея Миллера, в апреле 2021 года введут в эксплуатацию первую очередь строительства из двух производственных линий, а каждый следующий декабрь до 2025 года будет вводиться по линии. АГПЗ будет выпускать этан, пропан, бутан, пентан-гексановую фракцию и гелий для строящегося параллельно Амурского газохимического комплекса (700 млрд рублей, будет выпускать 2,2 млн тонн полиэтилена в год и 0,4 млн тонн полипропилена), сроки ввода в эксплуатацию которого разработчиком проекта «СИБУРом» запараллелены. Крупнейший же нефтехимический проект России тот же «СИБУР» реализовывает в Тобольске, где строится комбинат «Запсибнефтхим» (650 млрд рублей). В текущем году было принято решение о возведении дополнительного активатора хромовых катализаторов завода. Он будет представлять собой мини-завод с целым рядом сооружений и коммуникаций мощностью установки 138 тонн в год. Как рассказали в «СИБУРе», для строительства комбината понадобится 9831 км кабеля, что составляет расстояние от Москвы до Магадана, 102 тыс. тонн металлоконструкций, из которых можно собрать 14 Эйфелевых башен, 513 тыс. кубометров бетона, которыми можно было наполнить три стадиона. Предполагается, что уже в следующем году комбинат выйдет на полную мощность и будет производить 1,5 млн тонн полиэтилена.

Другими значимыми реализуемыми в настоящее время проектами в сфере нефтехимии остаются строящиеся предприятия «Арктик СПГ-2» (600 млрд рублей) и «Ямал СПГ» (4-я очередь, 300 млрд рублей), олефиновый комплекс ЭП-600 ПАО «Нижнекамскнефтехим» (234 млрд рублей), а также ряд сырьевых горнодобывающих предприятий (Баимский и Гремячинский ГОКи, Усольский калийный комбинат, Удоканский ГМК и др.).
Общие объемы капиталовложений в проекты исчисляются несколькими триллионами рублей и в ближайшие годы будут не только определять вектор развития в нефтехимии, но и давать динамический толчок для существования отечественного стройкомплекса. Ибо для строительства столь специфических объектов необходимы новые технологии производства, современное оборудование и инновационные методы работы. 
Авторы: Сергей Кисин