Системообразующая отрасль

В России ею по-прежнему является транспорт, обеспечивающий до 7% ВВП

02.11.2020
По заявлениям федеральных руководителей, сегодняшний приоритет — повышение эффективности и безопасности работы транспортного комплекса. Среди наиболее масштабных проектов — увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба, развитие Центрального транспортного узла и подходов к морским портам. Важное значение имеют также формирование опорной сети автодорог и внутренних водных путей, эффективное функционирование пригородного пассажирского железнодорожного сообщения и расширение маршрутной сети аэропортов.

Одна из самых капиталоемких сфер. Транспорт по-прежнему остается ключевой системообразующей отраслью народного хозяйства России, основой социально-экономического развития страны. Его вклад в ВВП составляет около 5%, а с учетом мультипликативного эффекта — 7%. 
«Важно то, что вклад транспорта в инвестиции вдвое больше. Это одна из самых капиталоемких отраслей нашей экономики. По инвестициям ее доля составляет 13%, а в нынешнем году цифра достигнет почти 15%», — заявил первый заместитель председателя Правительства РФ Андрей Белоусов на итоговой коллегии Минтранса России, состоявшейся 9 октября. 
В период пандемии организациям транспортного комплекса были оперативно оказаны меры поддержки общим объемом около 200 млрд рублей. В том числе речь идет о секторальных мерах поддержки авиакомпаний, аэропортов, судоходных и речных перевозчиков, пригородных железнодорожных компаний. Это позволило решить главную задачу — сохранить работников и потенциал отрасли.

Вопреки масштабным вызовам. «Транспорт — системообразующая отрасль, и динамика ее показателей в значительной мере определяется спросом экономики и общества на транспортные услуги. В последние годы наблюдалась положительная тенденция роста транспортных услуг и их качества, развития инфраструктуры, — подтвердил на той же коллегии министр транспорта России Евгений Дитрих. — В 2020 году масштабным вызовом для мировой экономики стало распространение новой коронавирусной инфекции. Сжатие внешнего и внутреннего спроса на транспортные услуги, закрытие границ, а также падение мировых рынков сырья и снижение производственной активности компаний оказали существенное влияние на производственную деятельность транспортного комплекса. Несмотря на эти вызовы, транспорт работал бесперебойно, обеспечивал потребности в перевозках и их безопасность». 

В нынешнем году в России продолжалось развитие инфраструктуры воздушного транспорта. К концу декабря будут введены в эксплуатацию 10 объектов в 8 аэропортах. Завершатся работы в Якутском укрупненном центре управления воздушным движением. На развитие внутренних перевозок и повышение их доступности направлено создание консорциума региональных авиакомпаний на Дальнем Востоке. 30 июня открыто железнодорожное грузовое движение по Крымскому мосту. Это стало еще одним шагом на пути экономического развития Крыма и России в целом. В текущем году в стране планируется ввести в эксплуатацию 205 км дополнительных главных путей и новых железнодорожных линий. В основном это Восточный полигон и подходы к Азово-Черноморскому бассейну. ОАО «РЖД» стало пионером в выпуске бессрочных облигаций на сумму 370 млрд рублей для реализации инвестиционной программы. Продолжается реализация инфраструктурных проектов в морских портах. По итогам года их производственные мощности увеличатся на 27 млн тонн. 
Среди стратегических целей — снижение логистических затрат российских экспортных товаров и повышение доходов от транзита через территорию нашей страны. Для этого создается система эффективного использования и развития международных транспортных коридоров. Правительство РФ приняло решение об открытии специализированной дирекции, которая должна обеспечить скоординированные управленческие решения органов власти, институтов развития и бизнеса. В настоящее время подготовлен проект маршрутной сети из 10 международных транспортных коридоров. Среди наиболее важных — «Европа — Западный Китай», «Север — Юг», «Севморпуть», Транссиб и БАМ.
Евгений Дитрих.jpg
Переформатирование нацпроекта. Несмотря на эпидемиологические условия, в России практически не прекращались работы по развитию дорожного хозяйства. 
В августе открыта автомобильная дорога «Таврида». Теперь время в пути от Керчи до Севастополя занимает менее трех часов. 
По итогам 2020 года будет построено и реконструировано более 540 км автодорог федерального значения, в том числе 200 км на условиях ГЧП, и 1700 км автодорог регионального значения с федеральной поддержкой, 16 тыс. км дорог будет отремонтировано. Из резервного фонда правительства субъектам РФ выделено дополнительно 100 млрд рублей на развитие инфраструктуры дорожного хозяйства. Ключевую роль в реализации этих и других мероприятий играет национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). 

Сейчас происходит его переформатирование, призванное повысить качество выполняемых работ и обеспечить достижение целевых показателей. 
«Мы включили в нацпроект два новых федеральных проекта: «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» и «Развитие федеральной магистральной сети», — сообщил на коллегии заместитель министра транспорта РФ — руководитель Росавтодора Андрей Костюк. 
Федеральный проект «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях» выделен из федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». По оценкам, его реализация позволит обновить до 2030 года в городских агломерациях 30% подвижного состава пассажирского транспорта общего пользования. 

Одна из целей нацпроекта «БКАД» — снижение доли автодорог, работающих в режиме перегрузки. Это достижимо в том числе при условии замещения использования личного автотранспорта общественным. В 2020 году Минтранс России уже начал предоставлять государственную поддержку на обновление подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта в городских агломерациях. 
Применяется механизм лизинга на основании конкурсного отбора субъектов РФ для предоставления перевозчикам права приобретения автобусов, троллейбусов и трамваев со скидкой 60% от их стоимости. Благодаря этому в текущем году парк общественного транспорта 12 городских агломераций, прошедших конкурсный отбор, пополнится 447 газомоторными автобусами большого класса и 64 троллейбусами.
Финансирование второго нового федерального проекта — «Развитие федеральной магистральной сети» — составит до 2030 года более 4,4 трлн рублей без учета затрат на создание международного транспортного коридора «Европа — Западный Китай». Этих средств хватит, чтобы построить и реконструировать только в федеральной сети около 5 тыс. км автодорог. 
Авторы: Марк Александров