Дефицит на рынке труда — что делать девелоперам?

Дефицит на рынке труда — что делать девелоперам?

Разбираемся вмеcте с hh.ru

«Я б в строители пошёл…» — эту фразу сейчас очень хотят услышать все девелоперские компании в РФ. Кадровый голод диктует свои условия компаниям в сфере строительства и недвижимости (спойлер — не только им) по всей стране.

5 объективных факторов сыграли свою негативную роль на рынке труда:

— убыль населения, старение и убывание рабочей силы,

— дисбаланс в системе образования,

— эмиграция,

— мобилизация.

Не стоит забывать и о возвращении трудовых мигрантов к себе на родину, где спрос на рабочую силу также растет.

О ситуации на рынке труда в целом и в девелоперской сфере в частности, а также о таком актуальном способе привлечения соискателей, как развитие бренда работодателя рассказала Олеся Лавренова, директор hh.ru Юг.

Олеся, что происходит на рынке труда, стоит ли работодателям расслабляться и ждать притока кандидатов?

— Если коротко, то ситуацию можно описать одним не очень приятным словосочетанием — дефицит соискателей. Сейчас едва ли можно встретить работодателя, который сказал бы, что проблемы с наймом нет и что «за забором стоят очереди желающих». Последняя фраза в 2023 году звучит абсурдно для большинства компаний, ведь сейчас именно работодатели конкурируют за людей в большинстве профессиональных сфер, а не наоборот. Об этой проблеме стали активно говорить и на государственном уровне, ситуация с нехваткой людей это больше не специфическая боль HR-специалистов, а фундаментальная проблема российского рынка труда. С дефицитом человеческих ресурсов сталкиваются и будут сталкиваться практически все участники рынка труда. Поэтому для успешного решения «задачки со звездочкой» (где взять людей?) — необходимо вовлечение линейных и топ-менеджеров, а также внимание самих собственников бизнеса. Ведь именно они являются основными заказчиками для HR-служб.                                     

Структура спроса на российском рынке труда неоднородна. Больше всего работодатели заинтересованы в привлечении линейного и массового персонала (курьеры, водители, продавцы, специалисты колл-центров и так далее), а также «синих воротничков» — представителей различных рабочих профессий. По прогнозам аналитиков hh.ru, зарплаты рабочего и массового персонала, представителей сферы производства в 2023 году могут вырасти на 15% и более. Причём здесь кроется парадокс повышение зарплат не связано с повышением производительности, а именно с необходимостью привлекать сотрудников на выгодных для последних условиях. Приведу несколько цифр, пользуясь аналитикой сервиса «Люди в цифрах», в России увеличились зарплаты работников инженерно-технического толка — 70 000 ₽ (на 2%), курьеров — 89 655 ₽ (на 16%), рабочих — 68 965 ₽ (на 9%).

Уровень конкуренции среди работодателей выше всего в наиболее дефицитных сферах, в топ-5 входят «Рабочий персонал», «Продажи», «Производство», «Строительство и недвижимость», «Транспорт и логистика». Эти тенденции, кстати, легко отслеживать на открытом ресурсе stats.hh.ru, рекомендую им пользоваться, чтобы всегда быть в курсе происходящего на рынке труда. 

Людей на рынке труда не хватает, эта тенденция характерна для большинства профобластей и для всех регионов страны, мест с избыточными трудовыми ресурсами на карте РФ, к сожалению, нет.

—  Как дефицит кадров отражается на строительной отрасли, какими данными готовы поделиться?

—  Как я уже говорила, сфера «Строительство и недвижимость» — среди самых дефицитных на рынке труда. Количество вакансий здесь, например, в апреле 2023 года по сравнению с апрелем 2022 года увеличилось на 38%, при этом количество резюме соискателей в данной сфере показывает отрицательную динамику. Средняя предлагаемая заработная плата в отрасли в апреле этого года составляла 70 549 рублей.

Количество вакансий продолжает расти в текущем году, так апрель показал рост на 11% по сравнению с мартом 2023 года. А такой показатель, как hh.индекс (количество резюме, представленных на вакансию), с сфере строительства и недвижимости в апреле этого года равнялся 3,2, это очень маленькая цифра и она чётко свидетельствует, что рынок — соискательский. Подробнее узнать о значениях и колебаниях hh.индекса можно на том же открытом ресурсе stats.hh.ru.

В топ-5 регионов по размещению вакансий в строительстве (данные на 16 мая 2023 года) вошли Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Свердловская область и Краснодарский край.

—  Теперь понятны причины дефицита, но что же нужно делать работодателям? Какие рекомендации готов дать hh.ru как крупнейшая платформа онлайн-рекрутинга в России?

Секреты успешного подбора сейчас таковы: во-первых, найм без предубеждений (гендерных и возрастных, к примеру) соискателей следует оценивать исключительно по их профессиональным навыкам и качествам, во-вторых, расширение источников привлечения кандидатов, в-третьих, повышение привлекательности своих вакансий, в четвертых, использование разнообразных форматов найма (частичная, временная).

Мы видим, что работодатели активно выходят за пределы привычного диапазона поиска, всё чаще приглашая соискателей моложе 18 и старше 45 лет, а еще рассматривая женщин на типично «мужские» роли, например, в производственном процессе, используют «гибкие» форматы занятости работая с фрилансерами, самозанятыми, приглашая сотрудников на неполный рабочий день, если от последних исходит такой запрос.

А еще, конечно, HRу сейчас приходится нелегко, ведь надо быть «выше, быстрее и сильнее», чтобы повысить конкурентоспособность своей компании на таком сложном рынке труда. И многие HRы успешно справляются с этой задачей, автоматизируя процессы подбора и анализируя его эффективность, перестраивая работу с нанимающими менеджерами и топами, объясняя им необходимость активно привлекать и удерживать уже имеющихся специалистов, обучая своих бизнес-заказчиков технологиям проведения интервью. Это здорово, что роль HR становится более значимой (какой и должна быть, по правде говоря).

Ну и вот 4 кита, без которых битва за таланты будет проиграна ещё до её начала — рыночная зарплата, хорошие условия труда, забота о команде, работа над брендом работодателя.

Вы упомянули бренд работодателя, расскажите подробнее, что это за зверь такой? Как этот самый бренд развивать, на что стоит обратить внимание компаниям в сфере недвижимости и строительства?

— Понятие торгового бренда и необходимость его продвижения на рынке давно стали данностью для всех, компании привыкли вкладываться в маркетинг своего основного продукта, это делается просто по умолчанию. А понятие бренда работодателя многими компаниями почему-то все еще воспринимается как диковинка. При этом процесс привлечения соискателей, а затем сохранения лояльности нанятых сотрудников очень похож на маркетинг основного продукта среди потенциальных клиентов и поддержание его качества. Это часть так называемого HR-маркетинга, и развитие этого самого бренда работодателя становится особенно логичным и даже необходимым именно в текущей ситуации, когда ставки на рынке труда так высоки. Соискателей мало и они придирчиво выбирают работодателя (как клиенты/покупатели выбирают из широкого списка представленных на рынке товаров/услуг), принимая во внимание отзывы бывших сотрудников о компании, её репутацию и добросовестность, позиционирование на рынке и ценностное предложение для сотрудников.

Безусловно важно не только продвижение и грамотное позиционирование бренда работодателя вовне, ожидания соискателя должны совпасть с рабочей реальностью внутри компании — других вариантов просто не может быть. Ведь если купленная нами из-за красивой обертки и веселой рекламы конфета оказалась невкусной, мы, во-первых, больше не будем такие конфеты покупать, а во-вторых, знакомым расскажем, что эти конфеты — гадость.

Бренд работодателя можно раскрыть через различные коммуникации с соискателями, в том числе, через брендированные страницы компании и вакансии на hh.ru. Здесь можно показать реальные фото сотрудников и истории их успеха, описать и показать (например, в видео) корпоративные ценности. Важны для потенциальных сотрудников и реальные отзывы — здесь можно и нужно работать с сервисом отзывов сотрудников Dream Job.

На самом деле, hh.ru обладает огромным множеством HR-маркетинговых инструментов для компаний самого разного масштаба, от самых простых до продвинутых, которые включают в себя комплексную разработку представления компании, её миссии, ценностей.   

Олеся, спасибо за интервью, продолжайте делиться с нами аналитикой рынка труда и работающими практиками по успешному найму персонала.

— Спасибо и вам! У меня есть искреннее пожелание для всех работодателей: Да найдутся и останутся с вами правильные люди! А hh.ru в этом поможет — экспертизой, огромной соискательской базой, полезными инструментами и  сервисами для разных HR-задач.

 

Логотип Вестник Строительство