Что мотивирует и демотивирует работников
Денежные премии и бонусы (89%), уважительное отношение со стороны руководства (69%), комфортная атмосфера в коллективе (62%), оплата обучения или повышения квалификации (55%), а также интересные задачи и проекты (50%) – топ-5 привлекательных способов мотивации для респондентов. При этом почти каждый третий (32%) заявил, что на текущей или последней работе не было никаких способов мотиваций или вознаграждений. У еще трети есть денежные премии и бонусы, уважительное отношение со стороны руководства и комфортную атмосферу в коллективе отмечает 27% опрошенных.
Говоря о демотивации, денежное вознаграждение (низкая зарплата, отсутствие премий и бонусов) является основным фактором снижения продуктивности и понижения мотивации (71%). Также среди наиболее распространенных демотивирующих факторов: неуважительное отношение к труду (61%), «токсичный» менеджмент (58%), отсутствие карьерных перспектив (57%), напряженная атмосфера в коллективе (56%). Низкая зарплата – основной фактор демотивации среди представителей научной сферы (80%), «токсичный» менеджмент и отсутствие карьерных перспектив – у ИТ-специалистов (71%), неуважительное отношение к труду – у маркетологов и PR-специалистов (70%).
Чуть больше половины (56%) респондентов заявили, что на работе в качестве наказания за плохо сделанную работу или ошибки используются устные замечания, у чуть более трети (34%) есть штрафы, вычеты из зарплаты, лишение премии и пр., почти у каждого пятого – выговоры (18%). При этом лично сталкивались с устными замечаниями 45%, почти каждого пятого (18%) «штрафовали», почти каждый десятый (8%) получал выговоры.

Ищите мотивацию на старте
Чтобы найти идеального сотрудника, важен каждый шаг в работе рекрутера — и грамотный поиск, и правильно выстроенная работа с заказчиками вакансии, и коммуникация с самими кандидатами на каждом этапе пути. По-настоящему узнать человека и понять, что им движет и чего на самом деле он хочет от работы и жизни, — залог успеха в разумные сроки.
Учитывайте мотивацию со старта — ещё на этапе заявки на подбор. Здесь важно разделять профиль вакансиии и её описание, которое публикуется на работных сайтах и в других каналах поиска. Профиль содержит гораздо больше информации — и помогает рекрутеру разобраться в контексте поиска, чтобы найти максимально подходящего человека.
Среди прочего такой профиль включает мотивацию — мотивы, которые движут кандидатом, его ценности, то, что побуждает к действиям. Например, вы знаете, что позиция не предполагает большой свободы в принятии решений и не очень творческая, но результаты работы важны для общества. Свободолюбивый новатор на такой позиции не продержится, даже если идеально впишется по компетенциям и ему предложат высокую зарплату. Зато эта должность подойдёт скрупулёзному исполнителю, которому важно работать по алгоритмам и помогать другим людям.
Хорошо, если при составлении профиля вакансии рекрутер работает в тандеме с линейным руководителем. Вот какие вопросы полезно вместе обсудить в контексте мотивации:
-
Какие ценности согласуются с задачами, которые предстоит решать на этой позиции?
-
Как справлялись предыдущие сотрудники (в случае не новой позиции)? Какие это были люди и с какими ценностями?
-
Если они уволились, то почему? Если их уволили, то почему? Если они выросли в компании и перешли на другую должность, то на какую?
-
Если в компании расширение, то кто эффективно работает с такими же или схожими обязанностями? Опишите компетенции и качества этого человека, чтобы найти похожего.
Заявку на подбор удобно заводить в CRM-системе, там же вы будете вести весь дальнейший процесс подбора. Для этого идеально подходит Talantix от hh.ru. С Talantix никогда не запутаться в заявках на подбор и не упустить важную информацию: рекрутер вносит необходимые сведения по мотивации кандидатов в форму заявки, а линейный руководитель их редактирует и согласовывает.
О hh.ru
HeadHunter (hh.ru) — крупнейшая платформа онлайн-рекрутинга в России, клиентами которой являются свыше 480 тыс. компаний. Цель HeadHunter – помогать компаниям находить сотрудников, а людям – работу, и делать так, чтобы процесс поиска сотрудников и работы был быстрым и доставлял обеим сторонам только положительные впечатления. Обширная база компании содержит 63 млн резюме, а среднее дневное количество вакансий в течение 2022 г. составило свыше 870 тысяч ежемесячно. По данным SimilarWeb, hh.ru занимает третье место в мире по популярности среди порталов по поиску работы и сотрудников. HeadHunter – аккредитованная Министерством цифрового развития ИТ-компания, она включена в Реестр аккредитованных ИТ-компаний России.