Мария Ярмальчук: за год работы мы смогли добиться конкретных решений со стороны правительства для системной поддержки дорожной отрасли

Мария Ярмальчук: за год работы мы смогли добиться конкретных решений со стороны правительства для системной поддержки дорожной отрасли

13 июля в Москве состоялся пресс-завтрак с генеральным директором Национальной ассоциации инфраструктурных компаний Марией Ярмальчук.

Участники мероприятия, в числе которых были представители НАИК, члены ассоциации, крупнейшие в сфере дорожного хозяйства СМИ, обсудили ситуацию на рынке дорожного строительства, импортозамещение в отрасли, прогноз ее развития на 2022–2023 годы и многое другое. В числе приглашенных участников был и Отраслевой журнал «Вестник».

Идея создания ассоциации родилась в 2021 году при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей. Ключевая цель была — объединить представителей отрасли для системного решения назревающих проблем.

Сегодня НАИК объединяет 12 крупнейших организаций в сфере инфраструктурного строительства: АО «Мостострой-11», АО «Новосибирскавтодор», ООО «К1», АО «Дороги и мосты», АО «Донаэродорстрой», АО «ДСК «АВТОБАН», АО «Центродорстрой», АО «Стройтрансгаз», ООО «ИК «АЕОН», АО «Группа компаний «Нацпроектстрой», ООО «Дорожная строительная компания», ООО «АльмакорГруп».

За прошедший год НАИК смогла сделать для системного решения проблем отрасли достаточно много. Во-первых, благодаря действиям ассоциации удалось избежать массового банкротства компаний, что значимо, учитывая сегодняшнюю ситуацию на рынке, наладить взаимодействие с государственными органами и так далее.

Что же было сделано? Во-первых, для решения проблем необходимо их обозначить. Поэтому НАИК совместно с РСПП, InfraOne и НИУ ВШЭ провели 2 крупных исследования рынка инфраструктурного строительства. Основные выводы таковы: существующая модель ценообразования в дорожном строительстве неактуальна, а система госзакупок нуждается в корректировке. «Рентабельность в строительстве в течение всего десятилетия оказывалась ниже уровня инфляции. Отношение совокупного долга к EBITDA для системообразующих компаний составило в 2020 году 7,4 (за рубежом — не более 3,1 (данные Capital IQ)). Высокая стоимость и ограниченная доступность кредитов являются угрожающим фактором, крупнейшие компании с годовым оборотом от 4 млрд рублей, имеющие уникальные компетенции в строительстве дорог высших технических категорий и внеклассных мостов, стоят перед проблемой потери финансовой устойчивости. Нерешенные проблемы приведут к недостатку мощностей для реализации амбициозных планов по развитию инфраструктуры», — о таких итогах исследований рассказала Мария Ярмальчук.

Для решения выявленного комплекса проблем НАИК совместно с ФОИВами разработали дорожную карту «Совершенствование правового регулирования в сфере строительства и практики применения внесенных изменений в нормативные правовые акты», утвержденную затем заместителем председателя Правительства РФ Маратом Хуснуллиным в январе 2022 года.

На сегодняшний день ассоциацией проведена работа, обеспечившая объективное рассмотрение Правительством РФ обращения крупнейших компаний отрасли («Письмо 19») на имя Президента РФ, по результатам которого приняты решения о необходимости внесения изменений в действующее законодательство в целях поддержки отрасли.

Благодаря действиям НАИК принято Постановление № 1315. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 года пересмотр цен стал возможен по контрактам, заключенным до 1 января 2022 года (ранее — до 1 октября). Впоследствии Постановлением Правительства РФ от 23 марта 2022 года № 439 пересмотр цен стал возможен по контрактам, заключенным до 1 января 2023 года.

Логотип Вестник Строительство