От маленькой комнаты до международного холдинга. Как создавался Отраслевой журнал «Вестник»

От маленькой комнаты до международного холдинга. Как создавался Отраслевой журнал «Вестник»

Интервью с издателем Владимиром Денисовым

15.08.2022

Вот уже 20 лет Отраслевой журнал «Вестник» ведет летопись российской стройиндустрии. О том, с чего начиналась история журнала и как региональное издание выросло до федеральных масштабов, рассказал его основатель Владимир Денисов.

IMG_0336.jpg

История «Вестника» началась ровно 20 лет назад. Можете ли вспомнить, какой была ситуация в строительной отрасли и на рынке медиа в 2002 году?

В начале нулевых страна словно воспрянула после десятилетия экономических потрясений и рыночных шоков. И строительный комплекс, и рынок СМИ стали динамично развиваться, а Ростовская область всегда входит в пятерку регионов с наиболее активным строительством.

Когда мы выпустили свой первый отраслевой журнал, еще вовсю царила газетная эпоха. Причем газет выпускалось гораздо больше, чем сегодня, — на Юге России выходила дюжина строительных изданий с большими объемами рекламных площадей. Одновременно появлялись сотни и тысячи строительных, дорожных, коммунальных компаний разной специализации, которым нужно было заявить о себе. Эти тенденции трудно было не заметить.

К тому же на тот момент я был советником заместителя губернатора Ростовской области Юрия Андриади, курировавшего вопросы строительства, архитектуры и ЖКХ, и был уже глубоко погружен в эти процессы, имея опыт работы на муниципальном и региональном уровнях. В 2002 году, помню, буквально носился с идеей создать настоящий отраслевой журнал, делился ею с коллегами. Очень благодарен Юрию Георгиевичу за то, что он поддержал мою инициативу и помог осуществить проект.

Андриади Минкин.jpg

А теперь поподробнее: был ли у вас до этого издательский опыт, и как давно вы начали специализироваться на строительстве и инфраструктуре?

Это довольно интересная история. В 1996 году начинал трудовой путь сотрудником пресс-службы мэра Ростова-на-Дону (в то время городом руководил Михаил Чернышев), освещал спортивную жизнь донской столицы. Работать со спортсменами, в том числе с нашими известными чемпионами, конечно же, очень нравилось. Но вот однажды тогдашний начальник пресс-службы Дмитрий Котиков, мягко говоря, сильно омрачил мое настроение, поручив подготовить информационную программу о стартовавшей тогда реформе ЖКХ в России, на примере которой нужно было объяснить ростовчанам, в чем же смысл новых масштабных преобразований. Положа руку на сердце, их суть тогда мало кто понимал, причем не только среди населения, но и во властных структурах. А лично для меня слово «ЖКХ» тогда было, так сказать, малопривлекательным, да и сама тема казалась неподъемной. Но поручение мэра мы выполнили, программу действий по информированию горожан о начавшейся реформе коммунального комплекса создали, смогли быстро привлечь к ней внимание СМИ, тем более что в то время тематика ЖКХ занимала первые строчки всех медийных рейтингов. Многие СМИ, помню, включили меня тогда в список экспертов отрасли: я часто помогал коллегам разбираться во всех тонкостях реформы ЖКХ. Одним из итогов этой работы стало создание ежеквартального информационного бюллетеня «Жилищно-коммунальное хозяйство Ростова-на-Дону», выходившего в удобном книжном формате.

Гордился, что нашу работу на одном из совещаний поставил в пример мэр города: мол, вот как нужно работать. Бюллетень этот оказался очень востребованным: содержал в себе полезную информацию, нормативные документы и для многих специалистов служил настольным справочником. Его заметили и присылали заявки на доставку в другие города и регионы страны, где в то время явно ощущался дефицит подобной информации. Можно сказать, этот бюллетень с очень скромным тиражом стал предтечей «Вестника».

!!!!! (3).jpeg

Что представляла собой редакция «Вестника» 20 лет назад?

С нынешними масштабами не сравнить. (Смеется.) Мы арендовали маленький кабинетик на Соборном, 36. Если быть точнее, тогда журнал назывался «Вестник Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Ростовской области». Мой тогдашний шеф Юрий Андриади помогал нам и с предоставлением материалов, и с комментариями руководителей служб и ведомств, и по различным техническим вопросам. Будучи опытным замгубернатора, он понимал, насколько важно для растущего строительного комплекса собственное отраслевое издание. Юрий Георгиевич до сих пор очень трепетно относится к проекту и у себя дома хранит подшивки нашего журнала.

Очень горжусь, что те, кто стоял у истоков проекта, работают в нашем издательском доме и сегодня. Например, директор Дмитрий Волчук прошел в коллективе все ступени карьерного роста. Пришел к нам еще студентом: сначала занимался дистрибуцией издания, затем возглавил отдел подписки и так постепенно вырос до руководителя холдинга. Большой вклад в развитие журнала внес один из первых главных редакторов Евгений Грицун, много новаций внедрила в свое время руководитель Ольга Лазарева.

Долгие годы с нами работают настоящие профессионалы своего дела: выпускающий редактор Анжелика Целикова, дизайнеры Светлана Ферулева, Ирина Арутюнова, Игорь Иваненко, руководители рекламного направления и спецпроектов Анастасия Коломийцева, Галина Амирова и их опытные коллеги, обозреватели Сергей Кисин, Алла Ленько, Валерия Якимова, главные редакторы нескольких отраслевых изданий нашего издательского дома Максим Федоров и Елена Бакеева, обозреватель и руководитель аналитического центра Сергей Семенов, иллюстратор Александр Лютов, руководитель службы дистрибуции Юлия Дейнеко и ее коллеги Олег Денисенко, Анатолий Некрасов, корректор Наталья Гальченко и многие-многие другие. Более пяти лет «Вестник» возглавляет и активно развивает Елена Лозовая.

Вспоминаю, как в 2011 году по президентской программе подготовки управленческих кадров я три месяца стажировался в Германии, работал в крупнейшем отраслевом издательском доме Bauverlag, выпускающем почти 20 изданий на строительную тематику. Надо сказать, немцы в издательском и типографском деле признанные законодатели, у них я скрупулезно перенимал опыт для развития нашего издательского дома. Уже в то время «ЕвроМедиа» переместился в просторный современный комфортабельный офис. Расширилась не только площадь редакции, но и география наших интересов — с Ростовской области на Южный федеральный округ, а потом и на всю Россию.

Сегодня наш холдинг вырос до международных масштабов, имеет представительства в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. Причем «ЕвроМедиа» — это уже давно не один «Вестник», а еще восемь отраслевых медиа со своими сайтами и приложениями плюс всероссийский проект «Нация», диджитал- и информационное агентства.

!!!!.jpeg

Были ли у вас опасения на старте проекта, что что-то не получится или вас не заметят? Все-таки создать один из первых в стране региональных отраслевых журналов — это своего рода вызов.

В том-то и дело, что наши издатели все еще недооценивают силу отраслевых медиа. Что мне здесь нравится? Четко понимаешь, на какую аудиторию работаешь, понимаешь и часто знаешь в лицо своего читателя. Уверяю вас, 20 лет — это небольшой срок для отраслевого издания. К слову, в Германии уже более ста лет издается узкоспециализированный журнал «Цемент», который больше века востребован и успешен за счет рекламы участников цементного рынка. То есть деньги практичные немцы тратят только на ту рекламу, которая наверняка дойдет до их целевого потребителя. В итоге такие СМИ наименее подвержены разным колебаниям и финансовым кризисам.

Наш «Вестник» сразу стал востребованной коммуникационной площадкой для специалистов разного уровня: строителей, архитекторов, дорожников, коммунальщиков. Здесь они узнают друг о друге, обмениваются опытом, получают актуальную и наиболее подробную информацию о том, что происходит на региональных и российских рынках и даже на рынках сопредельных государств. Журнал выполняет и «визионерскую» функцию: за годы работы у нас сложился пул экспертов, которые редко ошибаются в своих прогнозах. Подобно журналу Forbes, наш аналитический центр формирует рейтинги по прозрачным критериям с участием ведущих участников рынка инфраструктуры.

213b6494fdc7742a13dd1c942d267393.jpg

«Вестник» — это журнал и сайт, которые просто необходимы по работе тысячам специалистов. Недавно наши журналисты брали интервью у руководителя одного из ведомств и обратили внимание, что у него на столе наш журнал был весь в цветных закладках. Руководитель пояснил, что регулярно читает его, использует новые тренды для развития своей организации, делает какие-то выводы на основании опубликованной нами аналитики.

Следуя лучшим советским традициям отраслевых изданий, мы постоянно рассказываем о людях профессии. Помню, когда был маленький, с увлечением читал отраслевые газеты и журналы, которые регулярно выписывал мой отец — преподаватель железнодорожного техникума. Эти очерки о людях труда всегда было интересно читать. Впрочем, как и сейчас. Таких современных героев наши журналисты находят во всех регионах страны.

foto_Lavrovskaya (7).JPG

В последние годы, а в 2022-м особенно, российский бизнес столкнулся, кажется, с беспрецедентными экономическими вызовами в новейшей истории. Медиа тоже сложно...

Работы и чувства ответственности за нее стало больше. Сегодня как никогда строительная отрасль нуждается в обмене информацией и всесторонней аналитике, и мы эту потребность закрываем. Например, сейчас мы совместно с Минстроем России реализуем проекты «Кадры решают все» — о путях преодоления кадрового дефицита в строительном комплексе и «Строим из своего» — об импортозамещении в отрасли.

Когда я читаю лекции в университете студентам по производству медиа, всегда говорю, что формула успешного медиа зиждется всего на трех китах — контенте, дизайне и дистрибуции.

Про контент я уже сказал. Но дизайн для нас тоже крайне важен. Читателю должно быть приятно держать журнал в руках и перелистывать страницы, сайт должен быть удобным и интуитивно понятным. Последние 10 лет наше лицо создает известный российский дизайнер Сергей Номерков. Он же подобрал для нас уникальную сетку верстки и особую гарнитуру шрифта. Среди наших читателей много архитекторов и проектировщиков, которые знают в этом толк, и они высоко оценивают наш дизайн. Помню, когда я еще был студентом, мы все фанатели от работ Номеркова. Он всегда делает дизайн, непохожий на все остальное.

IMG_3845.JPG

Третья важная вещь — это дистрибуция. Мы очень скрупулезно заботимся о том, чтобы наш контент обязательно дошел до целевой аудитории. Для этого у нас работает целый отдел, который использует весь накопившийся за 20 лет опыт по распространению: «Вестник» гарантированно поступает и в администрацию президента, и в правительство, и в федеральные и региональные министерства и органы власти, и в аэропорты крупных городов, и на ключевые выставки и отраслевые форумы, и в организации отрасли (таких несколько тысяч). Это важно и рекламодателям, и нам. Однажды у нас появился клиент, который продает промышленные насосы, и ему были интересны региональные водоканалы. Их маркетолог звонил нам и досконально расспрашивал о нашем распространении. «Точно получают водоканалы?» — «Точно». Это был хороший маркетолог, он сел и прозвонил все водоканалы — убедился: да, журнал получают директора и главные инженеры. Так мы начали сотрудничать. Получается, мы не просто расширяем возможности сбыта для наших клиентов, но и вдобавок обладаем теми кейсами, которые не могут предложить другие компании. Это продвижение в социальных сетях, проведение отраслевых конференций, создание сайта и специализированных приложений. Позиционируем компанию как полноценный отраслевой маркетплейс.

Кроме того, мы ежегодно участвуем в десятках крупных форумов, выставок, являемся информационными партнерами и организаторами важных отраслевых мероприятий. А некоторые из них организовываем и проводим сами. Например, недавно в 15-й раз провели ежегодный турнир по мини-футболу «Я — строитель!», приуроченный к профессиональному празднику. Согласитесь, редко отраслевые турниры проводятся так много лет.

Всегда надо быть быстрыми и современными — у наших журналов давно есть сайты, мобильные приложения. Например, когда Apple выпустил свои «умные часы», мы одними из первых в стране сделали приложение для них. И так во всем. «Принт. Диджитал. Онлайн» — слоган нашего холдинга. Если издатель сегодня делает ставку на что-то одно — он сильно рискует.

IMG_5281_файзулин.jpg

Сегодня головной офис международного холдинга «ЕвроМедиа» по-прежнему расположен в Ростове-на-Дону. Это не типично для издательств федерального уровня, которые, как правило, базируются в столице.

Да, мы своим примером доказываем, что можно и нужно делать авторитетное издание международного уровня и при этом иметь головной офис не в столице, а в родном Ростове-на-Дону. В 2020 году наш офис переехал в исторический центр города, на улицу Большую Садовую. Культовым местом в редакции стал балкон, с которого открывается потрясающий вид на разношерстный архитектурный ансамбль города: дореволюционные купеческие дома соседствуют с советским модернизмом и ультрасовременными зданиями. К нам часто заходят в гости журналисты из разных изданий, чтобы просто сфотографироваться на нашем видовом балконе. Это стало модным, его в шутку прозвали «медиабалконом».

Я думаю, наш холдинг многим похож на Ростов. Мы вобрали в себя лучшие советские и европейские традиции и постоянно привносим что-то свое. В будущее смотрим уверенно: строительство — это локомотив экономики, и эта отрасль всегда будет стратегически важной для государства. А мы и в дальнейшем намерены год за годом создавать уникальную летопись развития строительного комплекса России.

Авторы: Никита Жуков