Руководитель комиссии Общественного совета при Минстрое России по вопросам сопровождения инвестиционных проектов Александр Николаев подчеркнул важность поддержания уровня привлечения инвестиций в отрасль, особенно в тех условиях, которые сложились в стране сегодня. А это рост санкционного давления со стороны коллективного Запада и ухудшение положения в российской экономике.
Для поддержания уровня инвестиций выдвигается множество предложений и инициатив. И одна из них заслуживает особого внимания. Речь о строительном налоговом вычете. По словам Александра Николаева, эта инициатива является прозрачным целевым механизмом, который поможет не потерять запланированные объемы строительства и при этом не потребует никаких дополнительных затрат из бюджета.
Подробнее об инициативе рассказал один из ее разработчиков, представитель Центра пространственной экономики ИПЭИ РАНХиГС Юрий Пономарев.
«В среднем по России рост издержек девелоперов с начала 2020 года составил свыше 35%, за последние полгода — более 10%. Это происходит из-за разрыва логистических цепочек, непоставок оборудования, невозможности его обновления в 2022 году, осложнения ситуации на рынке труда.
Средний срок ипотечного кредита на первичном рынке с марта 2022 года вырос более чем на 20 месяцев. Это объясняется исчерпанием платежеспособного спроса и необходимостью реализации мер, направленных на снижение стоимости первичного жилья, в том числе по сокращению издержек строительных компаний. Высокий уровень долговой нагрузки делает компании отрасли более чувствительными к макрошокам. Смежные отрасли зачастую не имеют альтернативных рынков и потому еще более чувствительны.
Санкционный кризис 2022 года еще не проявился в полной мере, но по результатам 2–3 кварталов уже просматриваются негативные эффекты для строительной отрасли и смежных отраслей. По итогам 2022 года объемы ввода жилья могут сократиться по отдельным регионам. Поэтому строительной отрасли необходима дополнительная поддержка и стимулы. Мы предлагаем введение льготы (строительный налоговый вычет) в размере расходов на приобретение долей (акций) организаций специализированных застройщиков, но размер вычета — не более 20% от расходов. Причем претендовать на вычет смогут как сами организации, так и их дочерние компании, расходы которых подтверждены документально.
Мера поддержки поможет сформировать недостающий в текущих условиях механизм, ведь сделки по отчуждению земельных участков под жилищную застройку не распространены, земельные участки под застройку остались в основном в регионах. В сложившейся экономической ситуации у многих некрупных и региональных застройщиков отсутствует возможность продолжать обеспечивать собственными средствами и кредитными ресурсами исполнение сроков строительства в соответствии с 214-ФЗ. Принимается решение о продаже долей (акций) инвестору, но расходы на приобретение таких долей (акций) не уменьшают налогооблагаемую прибыль инвестора-застройщика.
Можно выделить несколько основных преимуществ предлагаемой меры поддержки. Во-первых, это «быстрые победы» — фокус на реализации максимального потенциала мультипликативных социально-экономических эффектов для строительной и смежных с ней отраслей экономики в короткий срок. Во-вторых, она поможет стимулировать рост объемов инвестиций в жилищном строительстве и вовлечение в гражданский оборот земельных участков. Эту меру отличает фокусировка и четкие критерии, а также высокий уровень контроля банков при проектном финансировании, 214-ФЗ, система контроля со стороны ответственных организаций. У нее высокая социально-экономическая эффективность, и, что важно, ее реализация не требует прямых затрат бюджета. Эффекты будут масштабироваться в зависимости от востребованности меры поддержки. Прирост валовой добавленной стоимости на 1 млн руб. используемых квазинедополученных бюджетных доходов с учетом мультипликативных эффектов в среднем может составить 2,1 млн рублей. В целом для российской экономики введение строительного налогового вычета позволит повысить валовую добавленную стоимость в размере от 75 до 168 млн рублей, даст дополнительные рабочие места нескольким десяткам тысяч человек и обеспечит прирост налоговых поступлений в размере от 24 до 53 млрд рублей», — такие прогнозы озвучил эксперт.
Участники мероприятия, в частности руководитель комиссии по ЖКХ Общественного совета при Минстрое России, руководитель экспертного совета при комитете по жилищной политике и ЖКХ Государственной Думы РФ Ирина Булгакова и президент НОСТРОЙ Антон Глушков, с актуальностью этой инициативы согласились и подчеркнули ее высокий мультипликативный эффект. При этом президент НОСТРОЙ предложил включить эту инициативу в пакет срочных мер поддержки отрасли.
По итогам мероприятия принято решение направить инициативу на рассмотрение в Минстрой РФ, а также в Правительство Москвы.