Российской «цифре» быть

Российской «цифре» быть

Так считают участники онлайн-конференции Отраслевого журнала «Вестник»

27.07.2022
Технология информационного моделирования имеет широкий спектр применения в сфере строительства. Однако выполнение отдельных задач в рамках реализации объекта капитального строительства требует детального изучения и налаживания процессов ведения, сбора и обработки данных информационной модели. Своим опытом внедрения в деятельность данных технологий в ходе онлайн-конференции на тему «Технологии информационного моделирования: пути повышения конкурентоспособности и эффективности российских программ для цифровой информации строительного комплекса», прошедшей на базе общефедерального Отраслевого журнала «Вестник» 26 июля, поделились ведущие эксперты отрасли.

По словам начальника управления инновационными технологиями ООО «ТрансПроект», директора центра «Цифровые технологии управления жизненным циклом транспортной инфраструктуры» Российского университета транспорта Александра Сёмочкина, подходы к проектированию и строительству гражданских объектов отличаются от подходов к проектированию и строительству объектов транспортной инфраструктуры, в том числе с точки зрения информационного моделирования. На это указывает ряд особенностей: геология местности, вопросы реализации линейно-протяженных объектов, которые являются частью ПГС и частью линейно-протяженного сооружения — существуют в двух парадигмах. Поэтому подходы и методики в рамках реализации транспортных узлов, транспортно-пересадочных пунктов значительно отличаются от тех подходов, которые наблюдаются в общестроительной практике. Как отметил эксперт, в частности, это контроль оси трассы, работа со строительством путей, работа по организации временных путей, осуществление работы в открытом перегоне. Эти проблемы, которые стоят в отрасли, относятся к повышенной детализации, требуемой от этапности проведения работ, — на вопросы строительства тратится большой объем ресурсов как на этапе проектирования, так и на дальнейших этапах.


«Весь железнодорожный комплекс имеет свой потенциал в рамках строительства, — комментирует эксперт. — Например, нами в сотрудничестве с ОАО «РЖД» реализуется ряд проектов реконструкции вокзалов пригородного сообщения на участках Горьковской железной дороги, где в качестве строительной технологии возведения новых зданий пассажирского назначения рассматриваются каркасно-модульные ЛСТК панели. В качестве проектной технологии реализации объектов капитального строительства выбрана BIM-технология. Основным фактором, способствующим переходу на технологию информационного моделирования, стала возможность серийной разработки проектных решений для различных участков строительства».

Свое выступление Александр Сёмочкин продолжил тезисом о том, что в настоящее время эксперты находятся на том этапе развития технологий, когда не только занимаются трехмерным моделированием и привязкой данных строительства к библиотекам элементов, но еще и хотят привязать нормативно-правовые акты, требования, техническое задание к реализуемым в рамках ивестиционно-строительных проектов объектам. В связи с этим перед направлением разработки и внедрения технологий информационно-строительного моделирования стоят задачи анализа модульных подходов к строительству объектов транспортной инфраструктуры с применением строительных конструкций и изделий заводской готовности, поиск и анализ применения генеративного параметрического моделирования в проектировании и строительстве зданий и сооружений в контексте привязки библиотеки элементов информационного моделирования к геометрии строительных захваток и другие. «На ряде строительных объектов в РФ такая практика уже реализуется, — отметил в заключение спикер. — И если говорить про объекты транспортной инфраструктуры, мы такую работу тоже проводим. Важно говорить о формировании параметрического базиса с тем перечнем параметров, показателей, которые для нас являются основными при моделировании объектов как в транспортной инфраструктуре, так и в строительстве в целом. Необходимо говорить о различных технологиях моделирования, которые позволяют осуществлять в дальнейшем работу в среде информационного моделирования».

Заместитель генерального директора ООО «Renga Software» Максим Нечипоренко в начале своего выступления отметил, что в условиях санкционного давления в отрасли информационного моделирования существуют сложности, однако освоение и использование технологий продолжается, хотя и произошел крен в сторону вынужденного применения российского программного обеспечения. «В целом динамика использования технологий информационного моделирования как минимум не ухудшилась, но, конечно, и не увеличилась, — прокомментировал эксперт. — Мы ищем выход из ситуации, однако не зацикливаемся на собственных разработках, а строим открытое взаимодействие с нашими технологическими партнерами, коллегами и понимаем, что не все задачи можно решить в рамках одной или двух компаний, несмотря на то что это одна структура. Мы создаем инструмент, который позволяет сделать комплексную информационную модель. Кроме того, в сотрудничестве с нашими технологическими партнерами мы внесли практический вклад в развитие направления: при проведении собственных исследований выяснили, что многие модели выявляют огромное количество технических коллизий и несовершенств, при том что проекты вроде прошли экспертизу и признаны типовыми. Мы считаем, что выявляемые коллизии нужно устранять и совершенствовать систему».

Максим Нечипоренко отметил, что в связи с озвученным тезисом компания проводила исследование, чтобы выяснить, какие требования будет предъявлять экспертиза к моделям. Например, при построении ТИМ-модели объекта «Спортивный зал в с. Крест-Хальджай Томпонского района РС (Я)» по чертежам для выявления ошибок специалисты компании выявили 30 критических ошибок в несогласованности и противоречии смежных разделов, что вызывало существенное удорожание СМР, логистики и могло вызвать задержку строительства на 180 дней. Перепроектирование с применением BIM помогло устранить проблемы еще до начала строительства. И это не единственный положительный пример. Запись конференции доступна по ссылке.