Токари, слесари и сварщики – в числе самых дефицитных специалистов

Токари, слесари и сварщики – в числе самых дефицитных специалистов

75% от всех предложений о работе в стране рассчитаны на привлечение рабочего персонала

Уровень напряжённости на рынке труда в hh.ru определяется по hh.индексу. Он показывает, сколько активных резюме приходится на одну вакансию. Нормой считается уровень конкуренции в 5−6 пунктов: в этом случае у работодателей есть адекватный выбор между кандидатами, а соискатели не чувствуют острой борьбы за рабочие места, но при этом стараются быть конкурентоспособными. Показатель ниже 5−6 резюме на вакансию говорит о дефиците людей, выше — об избытке. По итогам 2022 года hh.индекс в России остановился на отметке 4,9 пунктов, то есть на одно предложение о работе в среднем в течение года приходилось 5 кандидатов. Однако ситуации значительно отличается в зависимости от конкретной специализации.

Самыми дефицитными профессиями по итогам 2022 года стали токари (0,6 резюме на вакансию), врачи (0,8), дворники (0,8), главные врачи и заведующие отделением (0,9), а также машинисты (1,0), агрономы (1,0), слесари (1,1), повара (1,1), зоотехники (1,2) и сварщики (1,2). Подбор этих специалистов в 2022 году для работодателей был наиболее сложным.

— Современный рынок труда я бы назвала «соискательским рынком рабочих линейных «синеворотничковых» профессий. Эти роли сегодня максимально востребованы у компаний из разных отраслей – и именно они чаще всего входят в число наиболее дефицитных. Из топ-25 профессий, в которых наблюдается самая низкая конкуренция соискателей, сразу 17 так или иначе относятся к рабочим, производственным и/или сельскохозяйственным специальностям. В целом, по структуре вакансий на hh.ru очевидно, что 75% от всех предложений о работе в стране рассчитаны на привлечение рабочего персонала — «синих воротничков», а также линейных, массовых сотрудников. Ещё 15% вакансий опубликованы для «белых воротничков», и около 10% — для ИТ-специалистов. Прогнозируем, что спрос на соискателей рабочих специальностей будет расти, а предложение людей — нет. Активность людей на рынке труда в этой профессиональной группе снижается, — комментирует Наталья Данина, главный эксперт hh.ru по рынку труда, руководитель направления клиентской эффективности.

Топ-25 наиболее дефицитных специализаций (с самым низким количеством резюме на вакансию), вся Россия, 2022 год

Роль hh.индекс
1 Токарь, фрезеровщик, шлифовщик 0,6
2 Врач 0,8
3 Дворник 0,8
4 Главный врач, заведующий отделением 0,9
5 Машинист 1,0
6 Агроном 1,0
7 Слесарь, сантехник 1,1
8 Повар, пекарь, кондитер 1,1
9 Зоотехник 1,2
10 Сварщик 1,2
11 Администратор магазина, администратор торгового зала 1,3
12 Швея, портной, закройщик 1,3
13 Оператор станков с ЧПУ 1,3
14 Геодезист 1,3
15 Фармацевт-провизор 1,3
16 Автослесарь, автомеханик 1,3
17 Агент по недвижимости 1,4
18 Автомойщик 1,4
19 Электромонтажник 1,5
20 Торговый представитель 1,5
21 Ветеринарный врач 1,5
22 Прораб, мастер СМР 1,5
23 Уборщица, уборщик 1,6
24 Заведующий аптекой 1,7
25 Инженер по охране труда и технике безопасности, инженер-эколог 1,8

В таких условиях находить сотрудников особенно непросто, и, если вакансию необходимо закрыть в максимально короткие сроки, работодателям не обойтись без дополнительных инструментов.

Во-первых, важно оперативно разбирать отклики от соискателей, которые сами заинтересовались вакансией. Опросы показывают, что уже через 2-3 дня после отклика больше 40% соискателей перестают ждать ответа от работодателей и теряют интерес к вакансии. Чтобы среагировать максимально быстро, работодателю стоит использовать инструменты автоматизации, например, подключить облачную CRM для рекрутмента Talantix с автофильтром для разбора откликов. Ну а если в компании открыто от 50 позиций и речь идет о массовом подборе, значительно ускорить процессы и наладить оперативную связь с кандидатами поможет сервис «Виртуальный рекрутер».

Во-вторых, стоит подключить дополнительные источники кандидатов – например, запустить точечную рекламу вакансии с помощью Clickme. Это сервис для самостоятельного размещения объявлений на hh.ru и в социальных сетях. С его помощью можно запустить яркую рекламу вакансии, которую увидят те кандидаты, которые соответствуют профилю вакансии. Опыт использования сервиса Clickme разными компаниями позволил выделить интересную особенность: чаще всего кликают на объявления, а затем присылают резюме именно «синие воротнички»: водители, продавцы, кассиры, кладовщики, операторы колл-центров, официанты и так далее. Кроме того, статистика показывает, что Clickme отлично работает в регионах: им активно пользуются компании из самых разных уголков России. Начать использовать Clickme для своих вакансий очень просто – достаточно зайти на сайт сервиса и следовать инструкции.

О hh.ru

HeadHunter (hh.ru) – крупнейшая платформа онлайн-рекрутинга в России, клиентами которой являются свыше 515 тыс. компаний. Цель HeadHunter – помогать компаниям находить сотрудников, а людям – работу, и делать так, чтобы процесс поиска сотрудников и работы был быстрым и доставлял обеим сторонам только положительные впечатления. Обширная база компании содержит свыше 55 млн резюме, а среднее дневное количество вакансий в течение 2021 г. составило свыше 933 тысяч ежемесячно. По данным SimilarWeb, hh.ru занимает второе место в мире по популярности среди порталов по поиску работы и сотрудников. HeadHunter – аккредитованная Министерством цифрового развития ИТ-компания, она включена в Реестр аккредитованных ИТ-компаний России.


Логотип Вестник Строительство