Главные воздушные ворота Юга

Главные воздушные ворота Юга

В июле в Ростовской области должно начаться строительство пассажирского терминала нового аэропорта «Южный»

Генеральным подрядчиком объекта стал турецкий консорциум Limak-Marashstroy. Этот крупнейший за постсоветский период инфраструктурный проект стоимостью более 37 млрд рублей будет реализован в кратчайшие сроки: уже в 2018 году аэропорту предстоит принимать гостей чемпионата мира по футболу. Однако грядущий мундиаль — это лишь программа-минимум: в долгосрочной перспективе «Южный» станет важнейшей точкой роста региональной экономики и новым фокусом территориального развития в Ростовской области.

На первый взгляд, ключевые из заявленных параметров проекта — 8 млн пассажиров в год и 70 тыс. тонн грузов — выглядят не слишком реалистично. Для сравнения: ныне действующий ростовский аэропорт в прошлом году принял 2,342 млн человек, то есть для полной загрузки только первой очереди «Южного» (5 млн человек в год) нынешний пассажиропоток нужно увеличить вдвое. А грузооборот ростовского аэропорта в прошлом году составил всего 6,475 тыс. тонн. Но учитывая общую тенденцию к росту рынка авиаперевозок, можно не сомневаться, что недостатка в желающих летать из нового аэропорта не будет. В качестве сопоставимого примера можно привести екатеринбургский аэропорт «Кольцово» — крупнейший в структуре холдинга «Аэропорты регионов», который будет управлять «Южным». Всего за шесть последних лет его загрузка выросла более чем в два раза — с 2,169 млн пассажиров в 2009 году до 4,526 млн в 2014-м. Этот восходящий тренд весьма устойчив и долгосрочен, поскольку потенциал отечественного рынка авиаперевозок еще очень далек от полной реализации.

Так называемый коэффициент авиационной подвижности населения (или количества полетов в год на одного жителя) в России в 2013 году составил 0,4, тогда как в США этот показатель равен 2. Иными словами, рынку еще есть куда расти. Два года назад эксперты компании «Межведомственный аналитический центр» представили прогноз развития отечественного рынка авиаперевозок до 2030 года, в котором утверждается, что к этому времени количество перевезенных пассажиров увеличится в России с 74 млн до 147 млн человек. Одним словом, «Южный» (равно как и другие аэропорты, строящиеся в России) — это хороший задел на отдаленную перспективу, а чемпионат мира по футболу 2018 года оказался для нового донского аэропорта тем событием, которое в конечном счете и определило судьбу проекта.

О необходимости построить в Ростовской области новый аэропорт говорилось еще в 1980-х годах, но только появление такого серьезного повода, как мундиаль, наполнило идею реальным содержанием. Как показал опыт олимпийского Сочи, столь крупное спортивное событие — хорошая возможность для комплексной модернизации инфраструктуры, и для Ростовской области строительство нового аэропорта также станет «проектом столетия». «Мы готовимся не к чемпионату, мы готовимся к тому, чтобы после него жителям Ростова и области жилось комфортнее», — подчеркнул этот момент в одном из своих выступлений донской губернатор Василий Голубев.

Крылатый кластер
Экономическая роль крупных аэропортов, как правило, выходит далеко за рамки их непосредственной функции — обеспечивать авиационное сообщение. Аэропорт, работающий в режиме пересадочного узла (хаба), выступает мощным магнитом, который притягивает деловую активность в таких сферах, как туризм, конгрессно-выставочная деятельность, логистика, финансы, девелопмент и т.д. Оценивая долгосрочные перспективы нового аэропорта, нужно прежде всего рассмотреть тот эффект, который его появление окажет на различные отрасли региональной экономики, порой далекие от авиации. Именно этот аспект развития авиаперевозок не устают подчеркивать в руководстве региона. «Значимость развития транспортной темы для нас неоценима, — заявил Василий Голубев на VI Международной выставке «Транспорт России» в декабре 2012 года. — Она касается каждого жителя, касается развития экономики региона и страны, это возможность активизировать работу по созданию инвестиционно-привлекательного региона». По мнению донского губернатора, ключевые проекты в этой сфере (а «Южному» здесь, безусловно, принадлежит первое место) — это точки роста экономики, мощное приглашение инвесторов и возможность трудоустроить людей на хорошую работу с высокой зарплатой.

Одним из наиболее показательных примеров того, как аэропорт становится драйвером развития территории, может служить крупнейший в континентальной Европе воздушный хаб — Франкфурт, который является важнейшей составляющей деловой инфраструктуры этого финансового центра Германии. Концентрация рабочих мест в аэропорту Франкфурта — одна из наиболее плотных в Европе. Этот аэропорт здесь вспоминается вовсе не случайно, поскольку схему генплана «Южного» и технико-экономическое обоснование проекта разрабатывала компания Lufthansa Consulting, входящая в группу Lufthansa — крупнейшего европейского авиаперевозчика, который базируется во Франкфурте. Немецкими специалистами было подготовлено три сценария развития «Южного», согласно которым к 2035 году новый аэропорт будет принимать от 4,4 до 11,6 млн пассажиров и от 6 до 44 тыс. тонн грузов. В числе важнейших элементов мастер-плана аэропорта было обозначено формирование вокруг него так называемого аэрополиса — кластера новых предприятий сферы услуг и производственных компаний. На втором этапе реализации проекта (после того как собственно аэропорт будет построен) на прилегающей к нему территории планируется создание крупнейшего на юге России инновационно-технологического комплекса, включающего международный транзитный терминально-логистический центр, предприятия таможенного оформления грузов, экспедиторские компании, технопарки, центры инновационного развития. Такой подход в целом соответствует принципам экономической политики, реализуемой руководством Ростовской области.

«Самое полезное, что мы можем сделать для большинства компаний и предпринимателей, — сгенерировать поток крупных проектов. Это гарантированный крупный вклад в экономический и инвестиционный рост Ростовской области. Переноса сроков по этим проектам быть не может», — отметил Василий Голубев в своем инвестиционном послании в ноябре прошлого года. В случае с «Южным» принципиально, что на площадку нового аэропорта можно приглашать крупнейших российских и международных операторов, заинтересованных в наращивании транзитных пассажиро- и грузопотоков на евро-азиатском направлении, в частности в рамках международного транспортного коридора «Север-Юг». Одним из первых таких проектов должно стать строительство федерального логистического центра «Почты России» стоимостью порядка 3,7 млрд рублей.

Автоматизированный сортировочный центр сможет ежедневно обрабатывать в круглосуточном режиме порядка 1 млн писем и посылок. В конце декабря 2013 года в ходе встречи Василия Голубева с гендиректором ФГУП «Почта России» Дмитрием Страшновым стало известно, что он начнет работу в конце 2015 года. Вторым проектом станет завод американской компании «Марс» по производству кормов для домашних животных стоимостью 4 млрд рублей. В конце 2014 года компания приобрела права собственности на земельный участок под проект в Грушевском с.п. Аксайского района. Получены техусловия на подключение будущего предприятия к инженерной и транспортной инфраструктуре. Сейчас «Марс» завершает проектирование завода. «Этот крупный проект нам, несомненно, интересен: компания с мировым именем построит на Дону новое предприятие, которое обеспечит занятость более 200 человек», — прокомментировал Василий Голубев.

Новый магнит Большого Ростова
Появление вокруг аэропорта новых предприятий прежде всего означает, что в Ростовской области будет создано значительное количество новых рабочих мест. Только на самом аэропортовом комплексе будет занято около 20 тыс. человек, а сопутствующая инфраструктура позволит обеспечить работой еще примерно 40 тыс. жителей. Значительную часть рабочей силы можно привлекать из близлежащих шахтерских территорий Восточного Донбасса, где проблема трудоустройства населения стоит довольно остро. С этой точки зрения, выбор места для расположения нового аэропорта представляется более удачным, чем первоначальные планы строительства «Южного хаба» к югу от Ростова. Но следует учесть, что такое количество новых вакансий привлечет в регион большое количество трудовых мигрантов, а у этого процесса есть как положительные, так и отрицательные аспекты. Последние связаны прежде всего с интеграцией гастарбайтеров в сложившееся местное сообщество. Кроме того, строительство нового донского аэропорта неразрывно связано с рядом других крупных инфраструктурных проектов, обозначенных в Стратегии развития транспортного комплекса Ростовской области до 2030 года (принята в октябре 2011 года), — новых дорог, мостов, портов, логистических центров и т.д. Важнейшие задачи, обозначенные в этом документе, — использование транзитного потенциала региона и интенсификация внешнеэкономической деятельности, и «Южному» отведена роль главного «окна в мир», к которому сходятся все остальные нити коммуникаций.

«Проектирование аэропортового комплекса «Южный» должно идти с учетом потребностей будущего развития Ростовской области примерно на 25-30 лет вперед», — подчеркнул глава Росавиации Александр Нерадько в ходе рабочего визита в середине 2013 года. Строительство нового аэропорта и других объектов, обозначенных в транспортной стратегии региона, даст серьезный импульс и для развития агломерации Большого Ростова и Ростовской области в целом. Губернатор Василий Голубев неоднократно обращал внимание на то, что в проекте нового аэропорта следует учитывать не только текущее состояние дел, но и перспективное развитие, поскольку «Южный» — новая точка роста региональной экономики. С точки зрения логики территориального развития, появление нового сервисно-производственного кластера позволит значительно разгрузить ядро Ростовской агломерации и снизить нагрузку на дорожно-транспортную сеть донской столицы. Сегодня такие города, как Новочеркасск, Аксай, Шахты, Таганрог, активно включены в агломерационное взаимодействие в рамках Большого Ростова, но вектор этого взаимодействия остается однонаправленным: жители «вторых» городов едут работать в областной центр.

Поэтому развитие аэропорта «Южный» должно существенно изменить географию маятниковой миграции, приблизив рабочие места к жителям небольших городов области. Вместе с тем появление новых производств будет стимулировать жилищное строительство, и в результате территория между Ростовской и Восточно-Донбасской агломерациями постепенно превратится в большую урбанизированную зону. Не стоит забывать и о территории старого аэропорта, который практически со стопроцентной вероятностью будет закрыт после ввода в эксплуатацию «Южного», а его земли будут переданы девелоперам под комплексное освоение. Однако раскрытие экономического потенциала нового аэропорта будет напрямую зависеть от того, насколько удобно он будет встроен в уже существующую дорожно-транспортную сеть.

Согласно проекту, новый аэропортовый комплекс должен быть обеспечен двумя основными автомобильными дорогами: первая из них, длиной 2,5 км, будет вести к федеральной трассе М-4 «Дон», а вторая, четырехполосная магистраль протяженностью 14 км, свяжет аэропорт со строящимся Северным обходом Ростова-на-Дону. Кроме того, британская компания TwelveArchitects, победившая в международном конкурсе на разработку архитектурного дизайна аэровокзального комплекса нового аэропорта, предусмотрела возможность подведения к «Южному» легкорельсового транспорта и планируемой в будущем высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Ростов-на-Дону — Адлер. Однако пока это довольно отдаленные перспективы. Как отметил министр транспорта РФ Максим СоколоВ во время апрельского визита в Ростов, вопрос о подведении к новому аэропорту легкорельсового транспорта вплотную встанет после того, как аэропорт выйдет на серьезные объемы пассажиропотока — примерно 10 млн человек в год. «Эти проекты должны быть экономически эффективны и окупаемы, — отметил глава Минтранса России. — Сегодня примеры таких проектов есть, хотя их немного, они касаются аэропортов с большой интенсивностью».
Логотип Вестник Строительство