Выступая на Международном инвестиционном форуме «Сочи-2016», именитый архитектор, работающий в различных городах Европы и России, член Союза немецких архитекторов, обладатель престижных архитектурных премий поделился рецептами того, как сформировать многофункциональную и хорошо функционирующую жилую и общественную среду. Для этого, по мнению Сергея Чобана, не нужно бояться смешения не только функций, но и уровней в рамках одного квартала, одной застройки, одного мастер-плана.
Смешение функций
— Очень долго города не только в России, но и в других странах создавались по монопринципу: если это жилой квартал, то в нем должны быть только квартиры, если деловой квартал — то только офисы. А смешение функций считалось чем-то очень сложным и логистически, и с точки зрения последующей реализации. Между тем смешение не только функций, но и уровней в рамках одного квартала, одной застройки, одного мастер-плана и есть, на мой взгляд, рецепт того, как создать не джентрифицированный район или городской кластер, а живой, многофункциональный, хорошо функционирующий жилой и общественный организм. В Германии я спроектировал район, где есть самые различные объекты. На его примере наглядно видно, что совершенно разные формы — и функциональные, и архитектурные — могут присутствовать в одном мастер-плане. Дома с элитным и социальным жильем, офисы, отель — все смешивается как единый квартал, и ни одна из групп населения не чувствует себя изолированной, исключенной из процесса формирования живого жилого города.
Другой пример — экспофорум в Санкт-Петербурге.Этот проект возник не только потому, что городу требовался комплекс для выполнения выставочных и конгрессных функций, но и потому, что он окружен огромным количеством моножилых пространств. Реализация такого проекта создает большое число рабочих мест, а внутри самого проекта наблюдается смешение функций: есть и отели, и конгрессные центры, и офисные здания. Это ведет к тому, что комплекс не будет пустовать даже в тот момент, когда в проведении выставок возникнет перерыв. К слову, именно здесь проходит Международный экономический форум.
Гуманная среда
— Очень важный аспект связан с тем, что город не может быть насыщен только архитектурными иконами. Архитектурная икона должна иметь ожерелье: дорогой камень выглядит красиво и сам по себе, но еще лучше он выглядит рядом со зданиями, имеющими хорошую, но более спокойную архитектуру. Однако такое возможно, только если каждое из зданий ансамбля имеет свою архитектуру, свой фасад, где глаз не скользит по монообъекту бесконечной длины. В Московской области мы впервые воплотили идею о том, что новые города не должны иметь один большой фасад, что у каждого подъезда должен быть свой фасад, чтобы и дети, и взрослые идентифицировали свое проживание совершенно определенным обликом архитектуры. Я имею в виду не только общественные пространства, не только квартальную застройку, но в первую очередь разнообразие самих зданий. За счет этого создается гуманная среда, которая потом в сочетании с природными пространствами, в том числе с пространством реки, и дает ощущение разнообразной жилой среды.
«ВТБ Арена парк» — это тоже проект который работает на сочетании крупного паркового и общественного пространства, где есть и отель, и офисные помещения, и жилые здания. Здесь присутствует разная архитектура, потому что работают разные архитекторы. И за счет этого создается живая, многофункциональная и хорошо функционирующая среда.
Комфортная высота
— Как мне кажется, минус многих проектов в том, что они предполагают строительство очень высоких зданий. И неважно, даже если при этом мы делаем их с разными фасадами, из хороших материалов, с комфортными общественными пространствами. Если жилое здание выше семи, максимум восьми этажей, то это «ненормальное» здание. Я сам не избегаю подобных ошибок, потому что заказчик ставит передо мной задачу добиться определенной плотности. Однако есть и удачные примеры из этой серии. Среди них — элитный квартал Wine House в Москве. Здесь девелоперы тоже вынуждены руководствоваться конкретной высотой застройки, но результат получается другой. Это комфортная высота, гуманная высота. В сочетании с разной трактовкой фасадов, деталей понятно, что это не самое дешевое жилье, но при помощи других материалов можно добиваться абсолютно таких же эффектов и в социальном жилье. Если соотносить плотность с этажностью, то есть возможность получить практически ту же плотность при меньшей этажности. Важный аспект — доступность первых этажей, имеющих разные функции: офисную, гостиничную, административную. Функция первых этажей очень важна: она создает социальный контроль, который необходим для функционирования всего комплекса зданий.
Данный принцип иллюстрируют проекты застройки территории бывшей промзоны «ЗИЛ» в Москве и возведения административно-делового комплекса «Невская ратуша» в Санкт-Петербурге с очень крупным общественным пространством и для работников, и для гостей. Очень важно формировать его с хорошими деталями, с хорошими фасадами, потому что люди воспринимают наши здания не с самолета, а с первого этажа.
Справка
Сергей Чобан. Родился в 1962 г. в Ленинграде. В 1973-1980 гг учился в средней художественной школе имени Б. Иогансона, в 1980-1986 гг. — в Санкт-Петербургском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. С 1986 г. работал в архитектурной мастерской В.Б. Фабрицкого, а с 1989 г. начал работать как самостоятельный архитектор.
В 1991 г. переехал в Германию. С 1995 г. возглавляет берлинский офис бюро nps tchoban voss. По его проектам возведены знаковые объекты: кинотеатр «Кубикс», галерея «Арндт», комплекс «ДомАкваре», синагога на Мюнстерше штрассе.
В 2003 г. открыл в Москве архитектурное бюро «Чобан и партнеры». По разработанному им совместно с Питером Швегером проекту в ММДЦ «Москва-Сити» возводится самое высокое здание Европы — комплекс «Федерация». В 2006 г. путем слияния с бюро «С. П. Проект» вместе с Сергеем Кузнецовым создал архитектурное объединение SPEECH и стал его руководящим партнером.
Дважды — в 2010 г. и 2012 г. — являлся куратором российского павильона на Архитектурной биеннале в Венеции. С 2011 г. — член градостроительного совета фонда «Сколково», с 2013 г. — член Архитектурного совета при Комитете по архитектуре и градостроительству г. Москвы.