Возвращение божества

Возвращение божества

В окрестностях Анапы найден уникальный храмовый комплекс

Еще год назад в Анапском районе энергетики приступили к строительству высоковольтной ЛЭП. Предварительно, как и положено по 73-му Федеральному закону, они заказали комплексное обследование всей территории будущего объекта — от «съема» геологических характеристик грунта до поиска в недрах анапской земли историко-культурных памятников.

Весной 2010 года специалисты краснодарского Южнороссийского центра археологических исследований провели разведывательные работы. Они, как осторожно выражались тогда ученые, «дали положительный результат». И хотя «разведка» больше поставила вопросов, чем дала ответов, стало ясно главное — археологи на пороге важного открытия. В кратчайшие сроки была сформирована команда. Ученые из Ростова и Краснодара, Москвы (Институт археологии РАН) и Санкт-Петербурга (Институт материальной культуры РАН); специалисты по древнегреческой архаике, погребальным обрядам, религии, клеймам, расписной керамике, амфорам и многому другому приступили к раскопкам. Вскоре был найден храм, возведенный греками еще в архаическую эпоху. На целый век старше знаменитого Парфенона, современник Пифагора и Гераклита, он на тысячелетия канул в небытие. И вот теперь вновь открылся человеческому взору.

— После многочисленных споров, дискуссий, консультаций с коллегами как внутри страны, так и за рубежом мы с большой долей уверенности сегодня можем утверждать, что этот храм посвящен богине земледелия Деметре и ее дочери Коре Персефоне, — говорит начальник Восточно-Боспорской экспедиции Института археологии Российской академии наук Николай Сударев. — И хотя наши работы еще далеки от завершения, уже сейчас можно примерно реконструировать ту среду обитания, ойкумену, как говорили в те далекие времена, которая располагалась на этой территории. В градостроительном плане она представляла собой систему усадеб, владельцы которых возделывали окружающие поля, а также поселение, ныне известное как Семибратнее городище. Но центром всей сельской округи был именно обнаруженный нами храмовый комплекс. Он вынесен за пределы населенного пункта. Как храм Аполлона в Дельфах, в котором обитал знаменитый дельфийский оракул. Кстати, построен он был примерно в одно время с нашим. Оказавшись вне суеты повседневных хлопот, храм, тем не менее, тысячами невидимых нитей был связан с каждодневными заботами и чаяниями людей. Ведь от Деметры зависел урожай, а Персефона была к тому же богиней мертвых и подземного мира, который для древних был не менее реален, нежели окружающие их горы и море. В нем так же, как и в Дельфах, поклонялись богу солнечного света Аполлону. Об этом свидетельствуют жертвенные сосуды, снабженные соответствующими надписями. Вот так и сосуществовали в одном храме, как в человеческой душе, тьма и свет, возвышенное божество и подземный мир. Обретет ли храм своих подлинных хозяев? Будет ли он лишь грудой артефактов, которые в лучшем случае найдут свое место в музее, а по большей части опять будут преданы забвению, или же власти в сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами решатся провести сложную и довольно затратную работу по организации историко-культурного заповедника — вот вопрос, который в первую очередь беспокоит сегодня ученых. — Нужны, конечно, административные усилия, хотя бы в плане решения земельного вопроса, — делится своими мыслями Николай Сударев, — нужны, разумеется, и средства. Я думаю, что в перспективе все затраты окупятся, поскольку такой музей под открытым небом, как свидетельствует мировой опыт, может принести немалый экономический эффект. Просто его нужно грамотно встроить в туристическую инфраструктуру, сделать «визитной карточкой» Анапы. Ведь огромный плюс любого курорта — это историческая составляющая. В той же Европе практически каждый сколько-нибудь значимый объект исторического наследия реставрируется, музеефицируется и в конечном счете становится местом притяжения туристов, попутно обрастая соответствующей инфраструктурой — от продажи сувениров до ресторанов, автостоянок и гостиниц. Что касается значения, то многие памятники на том же Черноморском побережье Краснодарского края не менее значимы, чем зарубежные. Но кто о них знает? И дело тут, как мне кажется, не в деньгах, а в отношении к наследию. В Греции, например, жесточайший кризис, режутся все расходные статьи бюджета, и в то же время они выделяют 150 миллионов евро (!) на музей Акрополя.

Известно, что выставки, на которые собираются компании, представляющие курортный бизнес, зачастую проходят под лозунгом «прибыльное гостеприимство». Исторические памятники тоже могут приносить прибыль, потому что никогда не угаснет интерес людей к прошлому. К сожалению, миллионы наших сограждан ежегодно, выезжая на отдых, убеждаются, что это прошлое есть в Италии, Греции, Испании и других странах. Только не у нас. Экономика теряет деньги, но еще больше потери в человеческом измерении. Ведь даже в нашем крае мало кто знает, что еще почти 2,5 тысячи лет назад города, расположенные на его территории, входили в Морской союз под руководством Афин и принимали самое непосредственное участие в важнейших «геополитических» событиях того времени; мало кто знает, что в Кепах (ныне поселок Сенной Темрюкского района) родилась мать знаменитого греческого оратора Демосфена, что на Кубань бежали от преследований первые христиане, что здесь жили готы — предки современных немцев… И все же нынешнее открытие оставляет надежду на то, что, если инициатива археологов будет поддержана, со временем мы сможем прийти в храм, своими глазами увидеть то, что было две с половиной тысячи лет назад, и ощутить свою сопричастность великой истории, которая буквально лежит у нас под ногами.

Логотип Вестник Строительство