Об общих задачах
Вопрос новых полномочий негосударственной экспертизы был поднят председателем Правительства РФ Владимиром Путиным год назад на совещании «О совершенствовании
Следует также отметить, что практически вся проектная документация по олимпийским объектам, включенным в краевую целевую программу и рассмотренным в течение 20i0 года в Краснодарском крае, не отличалась высоким качеством. Особую тревогу вызывает качество проектирования объектов в районах строительства со сложными геологическими условиями и в сейсмических районах. Например, в Краснодарском крае в соответствии с картой общего сейсмического районирования территории Российской Федерации
О кадровой политике и качестве проектной документации
В проекте ФЗ № 417505-4 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части повышения безопасности зданий и сооружений) предусматривается, что главный инженер проекта (главный архитектор проекта) будет единственным лицом, ответственным за качество разрабатываемой проектной документации и, соответственно, имеющим исключительное право утверждать декларацию о соответствии этой проектной документации. Качество разрабатываемой проектной документации прежде всего зависит от квалификации
В отношении предлагаемой редакции пункта 8 статьи 1 законопроекта необходимо отметить следующее. Градостроительным кодексом РФ (часть 9 статьи 49) установлено, что результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентам и результатам инженерных изысканий. Очевидно, что предметом как государственной, так и негосударственной экспертизы являются одни и те же критерии оценки, определенные в части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ. Следовательно, исключительным правом подготовки заключений государственной и негосударственной экспертизы должны обладать государственные эксперты, аттестованные в установленном порядке, а не просто сотрудники организаций, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы. При таком подходе, если подготовка заключений будет осуществляться аттестованными государственными экспертами, ни сроки, ни качество заключений экспертизы не изменятся. Если же подготовка заключений будет осуществляться экспертами, которые будут являться сотрудниками аккредитованных организаций по проведению негосударственной экспертизы, то прогнозировать продолжительность и качество подготовки таких заключений проблематично. Для оценки таких заключений необходимо иметь базу заключений негосударственной экспертизы, которой в настоящее время нет.
Анализируя положение дел в области проектирования, следует сказать, что в настоящее время в Краснодарском крае действует более 600 проектных и изыскательских организаций, в которых насчитывается более 25 тыс. специалистов. В ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза» работают 50 аттестованных государственных экспертов, то есть соотношение экспертов и проектировщиков составляет в среднем 1:500. Иными словами, количество высококвалифицированных специалистов, которые имеют опыт работы, включая опыт работы в качестве главного инженера проекта (главного архитектора проекта), и которые могут выполнять функции эксперта, весьма ограничено.
О разделении полномочий
Негосударственная экспертиза, несомненно, должна способствовать общему повышению качества проектирования. Роль и значение негосударственной экспертизы, очевидно, заключается в более широком привлечении опытных ученых и специалистов в области инженерных изысканий, проектирования и строительства при оценке разработанной документации требованиям технических регламентов, а также требованиям законодательства и нормативным техническим документам в части, не противоречащей Федеральному закону «О техническом регулировании» и Градостроительному кодексу РФ. В статье 50 Градостроительного кодекса РФ не конкретизируется область действия негосударственной экспертизы. Опираясь на практику проведения государственной экспертизы, следует заключить, что на современном этапе в целях повышения качества проектирования проведение негосударственной экспертизы является необходимым в следующих случаях, когда:
1) государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий не проводится (части 2, 3 и 3.1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ);
2) разработана рабочая документация, которая не подлежит государственной экспертизе;
3) разработаны отдельные разделы проектной документации или проектная документация не может быть разработана в полном объеме (например, при реконструкции или капитальном ремонте объекта), т.е. такая документация не может быть принята на государственную экспертизу по основаниям части 8 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ;
4) требуется проверка соответствия проектной документации отдельным требованиям безопасности (аналогично существующей экспертизе промышленной безопасности, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года №
5) в процессе строительства объекта в проектную документацию вносятся изменения, содержащие отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации (часть 7 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ), учитывая, что порядок внесения таких изменений Минрегионом России не установлен;
6) объект капитального строительства имеет высокую степень строительной готовности;
7) при наличии положительного заключения государственной экспертизы в проектную документацию внесены изменения, влияющие на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства (в этом случае разрешение на строительство уже выдано, и государственному строительному надзору необходимо представить положительное заключение негосударственной экспертизы).
Указанная в последнем пункте норма введена в Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (абзац первый пункта 44) постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 года № 970, но с введением института негосударственной экспертизы целесообразно эту функцию передать негосударственной экспертизе, а повторное проведение государственной экспертизы проводить только в случае выдачи отрицательного заключения, как это определено частью 10 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ. По нашему мнению, проектная документация и результаты инженерных изысканий в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов должны в обязательном порядке подлежать только государственной экспертизе в ФГУ «Главгосэкспертиза России». Вопросы возможности проведения негосударственной экспертизы по объектам, указанным в статье 48.1 Градостроительного кодекса РФ, даже не должны обсуждаться. Градостроительным кодексом Российской Федерации четко разграничены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности, включая организацию и проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Также четко должны быть разграничены полномочия органов государственной экспертизы и организаций по проведению негосударственной экспертизы, аккредитованных в установленном порядке. ГАУ КК
1) предполагается возводить на площадках сейсмичностью 7-9 баллов, а также размещаемых на землях особо охраняемых территорий;
2) относятся к опасным производственным объектам в соответствии с законодательством РФ;
3) относятся к общественным зданиям и сооружениям и характеризуются как объекты повышенной сложности и опасности:
— многоэтажные жилые здания с количеством этажей более 9;
— дошкольные и общеобразовательные учреждения;
— учреждения здравоохранения, лечебные учреждения со стационаром;
— предприятия розничной торговли общей площадью более 8 тыс. м2;
— вокзалы общей площадью более 1 тыс. м2;
— зрелищные учреждения с залами вместительностью более 800 мест;
— здания и комплексы для временного пребывания людей (гостиницы, санатории и пансионаты, общежития учебных заведений и интернаты) общей площадью более 10 тыс. м2.
Проектная документация и результаты инженерных изысканий остальных объектов, не включенных в указанный перечень, являются предметом рассмотрения организациями по проведению негосударственной экспертизы.
О главном
Создание организаций по проведению негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, несомненно, должно способствовать общему повышению качества проектирования (сегодня в Краснодарском крае уже имеют аккредитацию на право проведения негосударственной экспертизы шесть организаций). Но в условиях становления законодательства о техническом регулировании, общего низкого уровня проектирования, формирования института саморегулирования в области инженерных изысканий, проектирования и строительства, в настоящее время вводить институт негосударственной экспертизы следует поэтапно. В дальнейшем, по истечении переходного периода, убедившись в эффективности работы негосударственной экспертизы, можно и нужно ставить вопрос о расширении ее полномочий.