По итогам голосования на IV Всероссийском съезде проектных СРО* 27 октября новым президентом Национального объединения проектировщиков (НОП) был избран народный архитектор России, глава проектного института
— Михаил Михайлович, большинство участников рынка сегодня сетуют на несовершенство законодательства, в том числе и в отношении процедуры проведения государственных и муниципальных торгов на размещение заказов
— Негативные явления, связанные с этой темой, очень сильно отражаются на профессиональной деятельности как архитекторов, так и вообще всего огромного цеха проектировщиков других специальностей. В нынешних реалиях тендеры и аукционы проводятся совершенно непонятно и произвольно. Причем проведение таким образом, как будто мы не выпускаем важнейшую проектную документацию, которая сегодня в соответствии с законодательством о саморегулировании в строительстве должна отвечать главному требованию — обеспечению прежде всего безопасности объектов, которые мы проектируем и строим. Проведение таких аукционов, когда в качестве их победителей вдруг проявляются практически из ниоткуда
Есть и еще один острейший момент в правовом поле, требующий скорейшей доработки. Это актуализация не обновляемых долгое время российских проектных норм и приведение их в соответствие с европейскими. Сегодня на наш рынок выходит огромное количество зарубежных проектных компаний. А придет еще больше — после вступления России в ВТО. В связи с этим нам необходимо теснейшим образом взаимодействовать с госорганами по проработке вопросов, связанных с нашими СНиПами, ГОСТами и ТУ, а также с их гармонизацией с еврокодами, то есть с теми законами, которые приходят к нам вместе с зарубежными компаниями. Наше проектное сообщество совместно со строителями (НОСТРОЙ) и изыскателями (НОИЗ), а также с Минрегионом уже начало данную работу по созданию новой системы проектных стандартов, в том числе и с учетом перспектив вхождения России в ВТО и введением в действие по этой причине у нас еврокодов. Для того чтобы наши архитекторы и проектировщики не рисковали быть обвиненными в осуществлении проектных и технологических решений, не отвечающих международным стандартам, проектному сообществу в лице НОП нужно активизировать свои действия по разработке первоочередных технических регламентов и сводов правил, а также по актуализации действующих СНиПов и ГОСТов.
— Задача, без решения которой невозможно дальше успешно развивать рынок проектных услуг — это вывести сферу
— Да, пока оплата труда проектировщиков является загадочным фактором нашей трудовой реальности. Как оценивается сегодня у нас труд проектировщика, почему он оценивается именно так, сегодня никаких четких критериев по этому поводу нет, и их необходимо срочно вводить. Без участия профессионалов из проектной среды, то есть без НОП, эту задачу выполнить успешно, на мой взгляд, в принципе невозможно. Хочу также подчеркнуть, что, если мы сегодня будем продолжать в «приказном порядке» снижать стоимость строительства (в т.ч. и проектирования), причем не через использование, например, новых технологий, а исключительно за счет неоправданного урезания бюджетов, то это будет отражаться в конечном итоге на качестве объектов, в том числе и на обеспечении их безопасности. Избрав такой «экономный» путь, мы в результате разрушим проектный комплекс — растеряем специалистов и останемся у разбитого корыта. Поэтому сегодня наипервейшая обязанность НОП — добиться понимания в госорганах и в общественном мнении того, что труд профессионалов
— Планируете ли вы
— Это тема для отдельного обсуждения, но уже сейчас могу обратить ваше внимание, что сообщество проектировщиков работает не в вакууме, не само по себе. Существует целый ряд наисложнейших областей, с которыми работают наши проектировщики, например, гидроэнергетика или атомная промышленность. Эти и другие виды проектирования имеют колоссальные риски, существенно большие, чем опасности, таящиеся в гражданском строительстве. Это все крайне важно учитывать. Поэтому я представляю так, что на все подобные направления должны быть нацелены соответствующие структурные органы НОП (комитеты, секции, рабочие группы и т.п.), которые должны иметь достаточно прав и возможностей, чтобы напрямую входить в органы власти — для внесения предложений с целью решения конкретных вопросов, волнующих всех российских проектировщиков.
Еще один важнейший вопрос — это осуществление взаимодействия центральных структур НОП с регионами. Наши члены — проектные СРО — сегодня по закону наделены огромными полномочиями. Например, они фактически даже имеют права разрабатывать собственные стандарты, обязательные для проектных организаций, состоящих в этих СРО. Учитывая масштабы нашей страны, многие СРО оказываются часто информационно изолированными — они зачастую не могут быть услышанными в высших эшелонах власти. В такой ситуации представительство их интересов в органах власти разных уровней должно быть организовано через НОП. В то же время НОП и само должно развивать с проектными СРО постоянно работающие контакты в масштабах всей страны — регулярно проводить совещания на актуальные для проектного сообщества темы, давать разъяснения, например, по вступающим в силу
— Михаил Михайлович, видно, что планов на перспективу у вас много. А как вы оцениваете работу по организации деятельности НОП и саморегулируемых организаций проектировщиков на местах, проведенную до настоящего момента?
— Не могу не отметить, как много было сделано командой предшественников всего лишь за год с небольшим. Колоссальная работа — масса важных корректировок нормативных актов и поправок к действующим законам, а также предложений по их совершенствованию на перспективу. Считаю, нам ни в коем случае нельзя отбрасывать все, что было наработано нашими коллегами. Задача — через существенную активизацию работы НОП приумножить уже сделанное.
* В соответствии с Федеральным законом №