Михаил Посохин: «Сделано многое, предстоит еще больше»

Михаил Посохин: «Сделано многое, предстоит еще больше»

НОП намерено улучшить среду для работы саморегулируемых организаций (СРО) российских проектировщиков

По итогам голосования на IV Всероссийском съезде проектных СРО* 27 октября новым президентом Национального объединения проектировщиков (НОП) был избран народный архитектор России, глава проектного института ГУП «Моспроект-2» и первый зампредседателя Москомархитектуры Михаил Посохин. О первоочередных задачах Нацобъединения на новом этапе его развития с новым руководителем НОП побеседовал корреспондент «Вестника».

— Михаил Михайлович, большинство участников рынка сегодня сетуют на несовершенство законодательства, в том числе и в отношении процедуры проведения государственных и муниципальных торгов на размещение заказов на архитектурно-строительное проектирование. Считаете ли вы эту проблему достойной внимания НОП, собираетесь ли предпринимать какие-то шаги в ее разрешении?

— Негативные явления, связанные с этой темой, очень сильно отражаются на профессиональной деятельности как архитекторов, так и вообще всего огромного цеха проектировщиков других специальностей. В нынешних реалиях тендеры и аукционы проводятся совершенно непонятно и произвольно. Причем проведение таким образом, как будто мы не выпускаем важнейшую проектную документацию, которая сегодня в соответствии с законодательством о саморегулировании в строительстве должна отвечать главному требованию — обеспечению прежде всего безопасности объектов, которые мы проектируем и строим. Проведение таких аукционов, когда в качестве их победителей вдруг проявляются практически из ниоткуда фирмы-однодневки, которые, ни за что не отвечая, просто получают деньги, в конце концов очень серьезно подрывает основу благополучия и развития наших добросовестных проектных организаций. Поэтому мы намерены добиваться внесения соответствующих поправок в ФЗ № 94, в частности с целью защиты профессионалов от демпинга.

Есть и еще один острейший момент в правовом поле, требующий скорейшей доработки. Это актуализация не обновляемых долгое время российских проектных норм и приведение их в соответствие с европейскими. Сегодня на наш рынок выходит огромное количество зарубежных проектных компаний. А придет еще больше — после вступления России в ВТО. В связи с этим нам необходимо теснейшим образом взаимодействовать с госорганами по проработке вопросов, связанных с нашими СНиПами, ГОСТами и ТУ, а также с их гармонизацией с еврокодами, то есть с теми законами, которые приходят к нам вместе с зарубежными компаниями. Наше проектное сообщество совместно со строителями (НОСТРОЙ) и изыскателями (НОИЗ), а также с Минрегионом уже начало данную работу по созданию новой системы проектных стандартов, в том числе и с учетом перспектив вхождения России в ВТО и введением в действие по этой причине у нас еврокодов. Для того чтобы наши архитекторы и проектировщики не рисковали быть обвиненными в осуществлении проектных и технологических решений, не отвечающих международным стандартам, проектному сообществу в лице НОП нужно активизировать свои действия по разработке первоочередных технических регламентов и сводов правил, а также по актуализации действующих СНиПов и ГОСТов.

— Задача, без решения которой невозможно дальше успешно развивать рынок проектных услуг — это вывести сферу архитектурно-строительного проектирования на качественно новый уровень, сделать ее эффективной в экономическом отношении. Поясню: по нашим сведениям, сейчас стоимость проектных работ в России составляет уже меньше 2% от общего объема строительных смет, тогда как в Европе эта цифра достигает 10%. Из-за такого уровня оплаты своего труда многие российские проектные бюро не могут позволить себе финансирования серьезных исследовательских работ и найма высококвалифицированных специалистов, а профессия в целом становится все менее привлекательной для молодежи. Какие шаги планируется предпринять, чтобы изменить ситуацию к лучшему?

— Да, пока оплата труда проектировщиков является загадочным фактором нашей трудовой реальности. Как оценивается сегодня у нас труд проектировщика, почему он оценивается именно так, сегодня никаких четких критериев по этому поводу нет, и их необходимо срочно вводить. Без участия профессионалов из проектной среды, то есть без НОП, эту задачу выполнить успешно, на мой взгляд, в принципе невозможно. Хочу также подчеркнуть, что, если мы сегодня будем продолжать в «приказном порядке» снижать стоимость строительства (в т.ч. и проектирования), причем не через использование, например, новых технологий, а исключительно за счет неоправданного урезания бюджетов, то это будет отражаться в конечном итоге на качестве объектов, в том числе и на обеспечении их безопасности. Избрав такой «экономный» путь, мы в результате разрушим проектный комплекс — растеряем специалистов и останемся у разбитого корыта. Поэтому сегодня наипервейшая обязанность НОП — добиться понимания в госорганах и в общественном мнении того, что труд профессионалов архитектурно-строительного проектирования должен быть адекватно оценен. Если продолжить развивать тему эффективности, нельзя не сказать о проблеме экспертизы проектов. Я считаю необходимым создание экспертного сообщества высококвалифицированных специалистов, которые находились бы вне сферы официальных, государственных организаций экспертизы. Это позволит ускорить процесс прохождения экспертизы проектов и повысить ее качество, так как создаст здоровую конкуренцию государственной экспертизе. Убежден, качество экспертизы проектов не пострадает, потому что заниматься данной работой смогут только специально аттестованные специалисты. Не нужно забывать, что когда профессионал делает экспертное заключение, он отвечает прежде всего своей репутацией в проектной среде. Да и механизмы страхования ответственности также должны сыграть свою роль.

— Планируете ли вы какие-либо изменения в структуре самого НОП?

— Это тема для отдельного обсуждения, но уже сейчас могу обратить ваше внимание, что сообщество проектировщиков работает не в вакууме, не само по себе. Существует целый ряд наисложнейших областей, с которыми работают наши проектировщики, например, гидроэнергетика или атомная промышленность. Эти и другие виды проектирования имеют колоссальные риски, существенно большие, чем опасности, таящиеся в гражданском строительстве. Это все крайне важно учитывать. Поэтому я представляю так, что на все подобные направления должны быть нацелены соответствующие структурные органы НОП (комитеты, секции, рабочие группы и т.п.), которые должны иметь достаточно прав и возможностей, чтобы напрямую входить в органы власти — для внесения предложений с целью решения конкретных вопросов, волнующих всех российских проектировщиков.

Еще один важнейший вопрос — это осуществление взаимодействия центральных структур НОП с регионами. Наши члены — проектные СРО — сегодня по закону наделены огромными полномочиями. Например, они фактически даже имеют права разрабатывать собственные стандарты, обязательные для проектных организаций, состоящих в этих СРО. Учитывая масштабы нашей страны, многие СРО оказываются часто информационно изолированными — они зачастую не могут быть услышанными в высших эшелонах власти. В такой ситуации представительство их интересов в органах власти разных уровней должно быть организовано через НОП. В то же время НОП и само должно развивать с проектными СРО постоянно работающие контакты в масштабах всей страны — регулярно проводить совещания на актуальные для проектного сообщества темы, давать разъяснения, например, по вступающим в силу нормативно-правовым актам и т.п. В конечном счете мы должны совместно прорабатывать дальнейшие пути преодоления всевозможных препятствий с помощью различных всем уже известных инструментов — от лоббирования интересов профессионального сообщества на законодательном и нормотворческом уровне и до использования механизмов страхования и третейских судов. Сегодня законодательством о саморегулировании специально оговаривается, что каждая СРО — это открытая в информационном отношении организация, обязанная иметь свой сайт в Интернете и публиковать все свои материалы для членов СРО — проектных компаний и бюро, действующих и потенциальных клиентов проектировщиков, а также общественности. То же самое в отношении информационной открытости касается и самого НОП. Я просто убежден, что НОП в своей деятельности должно исповедовать приверженность к открытости для проектного сообщества, власти и общественности. С этой целью я планирую использовать на регулярной основе онлайновые режимы связи с проектными СРО, так как уверен, что регулярное и быстро организуемое общение на самых разных уровнях нашему профессиональному сообществу крайне необходимо для того, чтобы совместными усилиями оперативно находить выходы из различных сложных ситуаций, которые нам подбрасывает жизнь.

— Михаил Михайлович, видно, что планов на перспективу у вас много. А как вы оцениваете работу по организации деятельности НОП и саморегулируемых организаций проектировщиков на местах, проведенную до настоящего момента?

— Не могу не отметить, как много было сделано командой предшественников всего лишь за год с небольшим. Колоссальная работа — масса важных корректировок нормативных актов и поправок к действующим законам, а также предложений по их совершенствованию на перспективу. Считаю, нам ни в коем случае нельзя отбрасывать все, что было наработано нашими коллегами. Задача — через существенную активизацию работы НОП приумножить уже сделанное.

* В соответствии с Федеральным законом № 240-ФЗ от 27 июля 2010 г. с 1 октября 2010 г. все российские СРО, объединяющие проектные организации строительной сферы, являются членами Национального объединения проектировщиков (НОП), образованного еще 16 июля 2009 г. во время I Всероссийского съезда проектных СРО.

Логотип Вестник Строительство