Мы встретились с Сергеем Чобаном на международном архитектурном фестивале
— Почему именно Вышний Волочек?
— Наша работа как кураторов биеннале несколько отличается от той, которую мы выполняем в офисе «SPeeCH Чобан/Кузнецов» как архитекторы: архитектор ориентируется на тот заказ, в том числе коммерческий, который существует на сегодняшний день в стране. С одной стороны, это является его задачей, с другой — проблемой, потому что задачи возникают на 95%
—
— Да. Однако нужно сначала понять, за счет чего пробуждать интерес к провинции. Необходимо не только пробудить интерес людей извне, но и заставить — в хорошем смысле слова — людей, которые рождаются и живут в этих городах, любить их, оставаться в них и не стремиться бежать из них, а наоборот, разбудить в них здоровую гордость, что они там родились и выросли. Я это говорю без всякой дистанции. Мне было бы интересно, находясь в выходные в России, поехать в малый российский город, чтобы посмотреть его, и понятно, что такого рода приключение связано с хорошей гостиницей, с хорошими ресторанами, развлекательными парками, где дети могли бы провести время, с той инфраструктурой, которая стала давно очевидной в Европе. Если ты едешь из одного крупного города в Германии в другой, например, 750 км от Берлина до Мюнхена, пересекая практически всю Германию, ты проезжаешь очень многое, в том числе малые города, которые дают разные впечатления. В России этого нет. Провинция вымирает, субстанция разрушается. Как нам кажется, это наболевшая проблема, если не решать ее сейчас, то в дальнейшем она может превратиться в крупную государственную проблему. Речь идет об экологии, транспорте, перенаселенности больших городов, вымирании культурного слоя провинции, к тому же это огромная территория с миллионами людей. Развивать строительство только на основе
— Полагаете, что в такого рода проекты можно привлечь инвестиции и, соответственно, реализовать их?
— Мы ведь не стремимся к мегапроектам. По итогам проекта «Фабрика Россия», в котором, кроме бюро SРееСН Чобан/Кузнецов», приняли участие четыре архитектурных команды: две московских — ТПО «Резерв» Владимира Плоткина и «Сергей Скуратов Аrchitects» и две
Эти технологии не новы, в Германии так делается не одно десятилетие, иначе ни один маленький город после воссоединения Германии не смог бы подняться. Часть индустриальных территорий оказалась не нужна, а это целые города, которые были основаны на моноэкономике индустриальных центров. Там нашли новое применение индустриальным зданиям, появились культурные и развлекательные центры. В Вышнем Волочке можно было бы восстановить четыре фабрики, но возникает вопрос: чем их насыщать в контексте здоровой конкуренции между производствами? Кроме Вышнего Волочка, их достаточно много для московского радиуса, — всех не насытить. Следовательно, нужны альтернативные функции, связанные с развитием некогда производственных территорий, которые действительно могли бы стать рекреацией, создать магнит притяжения для туристов, для туров выходного дня. Эту задачу мы и поставили перед собой. Для инвестора это должно быть привлекательно, потому что это — рекреация, которая в перспективе принесет доход как привлекательная площадка для туристов и как площадка для крупных и средних корпораций, которые могут праздновать свои мероприятия, устраивать
—Думаете, провинция, действительно, станет инвестиционно привлекательной в ближайшей перспективе?
— Интерес к провинции возникает уже сегодня. Например, проект по Вышнему Волочку заинтересовал инвесторов: они сами решили туда съездить. Я знаю аналогичные примеры, когда в малых городах строят отели, восстанавливают усадьбы — у нашего бюро SРeeCH есть такие проекты в Московской области. Но сейчас должно быть все переосмыслено на уровне государственной программы, к чему мы прикладываем и собираемся в дальнейшем прикладывать активные усилия. Очень важно, чтобы это стало модно — вкладывать деньги в провинцию, чтобы это стало оправданно, определялось соотношением государственных и частных инвестиций, это должен быть еще и тренд. Другого пути нет: провинций много, городов крупных мало.
— Не кажется ли вам развитие провинции далекой перспективой в контексте кризиса в отрасли? Ведь экономический кризис больно ударил по строительству, а вместе с ним и по архитектурным бюро, даже самым известным. Вы вот сократили в российских офисах 15% сотрудников. Каково ваше видение ситуации на рынке проектных услуг в крупных городах, в том числе и в провинции? Как она будет развиваться?
— Да, до сих пор это достаточно острая проблема, создавать качественные проекты очень тяжело, уровень гонораров низкий. Часть проектов, которые нам интересны, приходится выполнять по себестоимости, но мы делаем это, потому что нам интересно создать прецедент качественного объекта, и мы надеемся, что такая ситуация на рынке не будет вечной. Сейчас тенденция коммерциализации архитектуры неудержима, и после кризиса она связана с огромной экономией средств. Кстати, эта тенденция захватила не только Россию. Стремления сэкономить на архитектуре очень пагубны и на Западе. У нас в настоящее время на стадии реализации в России и Германии находятся более 10 проектов. Те объемы, которые были запроектированы до кризиса и которые есть сегодня, подвергаются анализу: надо смотреть, насколько они будут востребованы. Лучше реализовывать меньше, но высокого качества. Даже в массовом жилье нужно делать объекты хорошего качества, надо ориентировать застройщика на это качество.
— К сожалению, в контексте кризиса реализация одного из ваших проектов —
— К сожалению, это так. Правда, в последний раз я видел объект года полтора назад, там еще велось активное строительство… «Пять морей» стоит интересно в пространстве. Объект гармонично вписывается в контекст города, есть фоновая застройка, которая идет от Дона, и отдельные объекты, которые как небольшие жемчужины стоят на кромке берега. Думаю, что там не нужно было городить вторую стену, нужно было отдельными объектными вещами, которые, с одной стороны, выделяются на фоне сзади стоящей застройки, с другой стороны, ее не разрывают, сохранить целостность города. И в этот момент нужно думать о том, насколько твой собственный объект является выразительным. На фоне имеющегося разнообразия нужно сделать объект, который вызвал бы интерес на уровне культуры — это, кстати, и в Москве использовалось, где структуры отдельных частей города очень контрастны по отношению друг к другу, и мегаполис только выигрывал оттого, что появлялся
— Как вы считаете, комплекс «Пять морей» вписывается в вашу концепцию «генетического кода» города?
— Считаю, что «Пять морей», не являясь тривиальным объектом в имеющейся фоновой застройке, конечно, вписывается в фактуру части города у реки. Генетический код — это своего рода характер города, он подсказывает архитектору, что нужно городу. Например, Москва состоит из контрастов, наслоений различных стилей и эпох. Большое значение для нее имеют «скульптуры» — такие здания, которые, подобно артисту в главной роли на сцене, притягивают к себе внимание. При правильном подходе вписать новую, современную «скульптуру» в мегаполис несложно, гораздо труднее развивать городское пространство.
Северная столица
— «Одежда» для «Пяти морей» — принты на остеклении — ваша идея?
— Принты, безусловно, моя идея, однако в свое время мы договорились с заказчиком, чтобы местный художник, которого он предложил, разработал свои мотивы, характерные для этого здания. Я считаю, что это интересная тенденция такого рода сотворчества. Мы согласовали эти мотивы, и появилась очень интересная детализация фасада комплекса.
— По мнению президента САР Андрея Бокова, работы современных архитекторов генетически можно разделить на две категории: одни принадлежат градоархитектуре, то есть архитектуре производной от города, другие —
— Я думаю, что архитектура должна быть проработана до детали. Архитектор волен выбирать более замкнутое или более открытое пространство, главное — выбрать правильные долговечные материалы и в детали добиться возможности рассматривать объект дальше, чтобы не было ощущения, что подходишь к зданию и не видишь ничего за большой формой. Если
— А что насчет технологий? Различается ли их применение на Западе и в России?
— Думаю, при работе с серьезными заказчиками в России характер применяемых технологий скоро не будет отличаться от западных. Честно говоря, я вижу большую проблему не в строительных технологиях, а в технологиях эстетических. Дело в том, что в допетровскую и петровскую эпоху существовало обрусение иностранной традиции: иностранцы приезжали в Россию, становились русскими гражданами и начинали работать так, как эта страна давала им возможность, тем самым они приспосабливались к этой традиции. А то, что происходит сейчас, мне не нравится: российские архитекторы в основном смотрят на Запад и говорят, мол, они так делают и мы так будем делать. Для нас Запад становится не источником некоей технологии или некоей технический стороны дела, мы невольно копируем эстетику, которая привязана к другой погоде, природным условиям, культуре, мы пытаемся перенести чужое на свою почву, а это неправильно. Когда я начинал работать в России в начале
Справка
Сергей Чобан — глава архитектурного бюро nps tchoban voss и член Союза немецких архитекторов (BDA), Интернационального американского общества архитектурных иллюстраторов (ASA1), Союза художников России. С 1992 года активно участвует в застройке Берлина. Во многих городах Германии по его проектам возводятся многофункциональные комплексы, отели, жилье и другие постройки. Параллельно с работой в Германии Сергей Чобан с 2003 года активно проектирует и в России. По разработанному им совместно с Питером Швегером проекту в ММДЦ