Александр Вязьмин: «В очереди на строительство сотни серьезных проектов»

Александр Вязьмин: «В очереди на строительство сотни серьезных проектов»

В самый разгар кризиса в Волгоградской области была утверждена Схема территориального планирования региона, разработан и утвержден план ее реализации

В самый разгар кризиса, в 2009 году, в Волгоградской области была утверждена Схема территориального планирования региона, разработан и утвержден план ее реализации. В ней перечислены сотни важнейших инфраструктурных, промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов, строительство которых либо уже ведется, либо будет начато в ближайшие годы. Так что кризис стал хорошим поводом для размышлений о том, что же на самом деле важно для области. О планах и перспективах региона через призму развития строительной отрасли вместе с «Вестником» взглянул начальник главного управления архитектуры и градостроительства областной администрации, главный архитектор области Александр Вязьмин.

— Александр Михайлович, в полной ли мере реализованы все пункты градостроительной программы области на 2009 год?

— Реализация областной программы «Обновление градостроительной документации о развитии городов и поселений Волгоградской области» идет в плановом порядке. После утверждения в 2009 году региональной Схемы территориального планирования разработан и утвержден план ее реализации. В этом документе детализирован перечень первоочередных объектов регионального значения и определена возможность их финансирования. Здесь есть и предложения по развитию промышленного производства, по продолжению начатых строек, таких как Котельниковский горно-обогатительный комбинат в комплексе с объектами социального обустройства, реконструкция текстильного кластера на базе Камышинского хлопчатобумажного комбината, строительство новых заводов строительной индустрии, Суровикинский металлургический завод и многое другое. Есть и задел на будущее: намечены к строительству ряд крупных объектов сельскохозяйственного назначения, около семидесяти объектов транспортного строительства, в том числе продолжение строительства мостового перехода через Волгу, мост через Ахтубу, объездная дорога «Западный обход Волгограда» и большое количество дорог регионального значения. Большое внимание также уделено обновлению коммунальной инфраструктуры и социальному обустройству городов и поселений.

— Какие из работ по территориально-градостроительному планированию вы считаете наиболее актуальными, каковы их итоги и дальнейшие перспективы? Как обстоят дела с обеспечением к 1 января 2012 года всех территорий градостроительной документацией разного уровня?

— В плане на 2010 год — окончание работ по разработке схем муниципальных районов, а также завершение работ по генеральным планам и правилам землепользования и застройки на все райцентры. Проблемным остается вопрос обновления градостроительной документации на сельские поселения области. Сейчас готовится новая областная программа, в которой с помощью средств областного бюджета будут разработаны генпланы на исторические поселения региона и сельские поселения, предрасположенные к развитию. Таких перспективных сел намечено около семидесяти. Уверен, ситуация изменится к лучшему после недавнего заседания правительственной комиссии по региональному развитию, которая прошла в Волгограде в середине июля. На ней премьер-министр Владимир Путин озвучил ряд поручений профильным федеральным ведомствам, в частности касающихся упрощения и удешевления процедур по оформлению различной градостроительной документации, особенно для сельских поселений.

— Как проходит реализация проектных решений генерального плана Волгограда? есть ли какие-то приоритетные направления развития?

— Утвержден план реализации генерального плана Волгограда, ведется работа по наиболее важным проектам планировки городских территорий, таких как набережная Волги, пойма р. Царица, перспективные территории Красноармейского района. Формируются земельные участки под жилищное строительство, есть подвижки и в вопросе по строительству объездной дороги вокруг города. К сожалению, более активной работе мешают последствия кризиса, но, думаю, что уже в ближайшее время Волгоград начнет развиваться более активно.

— Какова на сегодня ситуация с реализацией планировочной схемы «Большой Волгоград»? Осуществляется ли сообщение центра с Волжским, Городищенским, Светлоярским, Среднеахтубинским районами? Можно ли говорить о каких-то образованиях, которые являются спутниками Волгограда? Какова их функциональная роль?

— Проблемы развития Волгоградско-Волжской агломерации учитывались при разработке Схемы территориального планирования области, схем основных пригородных районов, а также в самих генеральных планах Волгограда, Волжского, Городища, Светлого Яра. Практически все эти элементы агломерации самодостаточны, инвестиционно привлекательны и имеют хорошие предпосылки для развития. Важно было определить ресурсы для этого развития, специфику и возможность для инфраструктурного кооперирования, дать предложения по совершенствованию транспортных связей, не забывая об экологической составляющей перспективных проектов. По большей части это было сделано. Но вопрос, чтобы объединить все перечисленные субъекты в один Большой Волгоград, сегодня в области не поднимается.

— В свое время мэрия Волгограда направляла в гордуму проект постановления, которое на неопределенное время запрещало выдачу земельных участков и разрешений на «точечную застройку», остановив тем самым процесс «уплотнения жилых кварталов в центре города». Застройщики восприняли идею властей негативно, отметив, что мораторий может привести к коллапсу всей стройиндустрии Волгограда. Каково состояние проблемы сегодня? Приняты ли Правила землепользования и застройки, с помощью которых можно было бы найти оптимальное решение по данному вопросу?

— К сожалению, Правила землепользования и застройки для Волгограда до сих пор не утверждены. Этот документ уже больше года находится на рассмотрении в городской думе. Почему так происходит, не понимают ни архитекторы, ни застройщики.

— Какова загрузка ведущих проектных институтов и архитектурных бюро в области, изменилось ли их количество за последний год? На ваш взгляд, насколько тяжело архитектурно-градостроительный сектор переживает финансово-экономический кризис?

— Количество проектных организаций в регионе стабилизировалось на уровне около двухсот пятидесяти. Двести сорок из них являются членами некоммерческого партнерства «Проектный комплекс — Нижняя Волга». Загрузка проектных организаций очень низкая, так как проектная инициатива застройщиков минимальна, и ясно, что наиболее ощутимо кризис в стройиндустрии ударил именно по предприятиям проектного профиля.

— Переход на систему саморегулирования в проектировании вступил в активную фазу. Как бы вы охарактеризовали процесс создания СРО (НП) в Волгоградской области? По-вашему, насколько эффективен переход от лицензирования к саморегулированию в период кризиса?

— По-моему, говорить об эффективности перехода от лицензирования к саморегулированию сегодня преждевременно. Многие проектные фирмы находятся в предбанкротном состоянии и не имеют возможности даже для оплаты необходимого компенсационного фонда для целей саморегулирования. На последнем собрании нашей саморегулируемой организации мы приняли нелегкое для себя решение об исключении из некоммерческого партнерства более двадцати организаций, не сумевших подтвердить свои намерения в получении допуска к проектным работам соответствующим финансированием. Остается надеяться, что на федеральном уровне все-таки будут приняты определенные поправки, касающиеся вступления проектных организации в СРО.

Логотип Вестник Строительство