Александр Суслов: «Не будет градостроительной деятельности, не будет и инвестиций!»

Александр Суслов: «Не будет градостроительной деятельности, не будет и инвестиций!»

Интенсивная градостроительная политика — это индикатор развивающейся инвестиционно привлекательной территории

Интенсивная градостроительная политика — это индикатор развивающейся инвестиционно привлекательной территории. Однако мировой финансовый кризис внес коррективы в планы архитекторов и градостроителей. В интервью «Вестнику» об итогах первого полугодия посткризисного 2010-го и прогнозах на будущее рассказал начальник главного управления архитектуры и градостроительства Астраханской области Александр Суслов.

— Александр Анатольевич, как бы вы могли охарактеризовать обстановку в градостроительной отрасли Астраханской области? Оправдались ли ваши прогнозы о том, что темпы оснащения территорий градостроительной документацией значительно снизятся в посткризисный период?

— Те прогнозы, которые мы делали в прошлом году о снижении темпов, к сожалению, оправдались. Причины вполне объективные — у муниципальных образований нет средств на их разработку. Тем не менее тот задел, который нам удалось сделать в 2008-2009 году, позволяет не прекращать работу по проектированию и согласованию этих документов. Именно сейчас мы завершаем разработку ранее начатых документов. Некоторые органы местного самоуправления уже приняли решение о разработке новых документов территориального планирования, но все же не в том объеме, который необходим для выполнения Градостроительного кодекса. Закон требует от нас подготовить все документы к 1 января 2012 года. На сегодня из 177 документов у нас завершена половина, фактически за оставшиеся 1,5 года нам осталось сделать еще столько же.

— Как вы думаете, успеете ли обеспечить все населенные пункты документацией к назначенному сроку?

— Прежде всего мы начали с тех территорий, где ведется инвестиционная деятельность. Такие муниципальные образования документами территориального планирования обеспечены, разработаны проекты и для наиболее крупных населенных пунктов и муниципальных образований региона. Уже приняты генеральные планы практически всех районных центров и городов. Из 11 районных схем территориального планирования у нас уже принято 9, две схемы находятся в стадии разработки, но думаю, что до конца года мы их утвердим. А вот со средними и мелкими образованиями есть проблемы. Сейчас, когда все полномочия по градостроительной документации легли на плечи муниципалитетов, им приходится довольно нелегко. Мы понимаем, что при низком бюджете малых МО тратить все деньги на схемы территориального планирования просто абсурдно, и здесь не обойтись без поддержки субъекта и Федерации. Таким образом, к 2012 году у нас получится завершить примерно 7080% от требуемых документов.

— Оказывается ли какая-либо поддержка муниципалитетам по их обеспечению градостроительной документацией?

— К сожалению, программа, по которой мы работали в прошлые годы по предоставлению субсидий муниципалитетам 50 на 50, временно приостановлена в связи с тем, что расходы на эти цели были секвестированы, но я думаю, что в следующем году она возродится. Мы заключим соглашения с муниципалитетами, которые уже сейчас начинают самостоятельно заниматься разработкой документов, и компенсируем затраты в будущем году. Также мы завершили разработку топографической съемки — основы основ градостроительной документации — для оказания содействия органам местного самоуправления. Топографическая съемка — это довольно дорогое удовольствие, которое себе могут позволить далеко не все образования. Поэтому мы безвозмездно передаем ее тем муниципалитетам, которые выступают с инициативой по проектированию документов. Мы не выделяем прямых субсидий из бюджета на подготовку правил застройки, но помогаем с документацией. То есть у муниципалитетов есть косвенный стимул принимать в этом участие. Сейчас все понимают, что градостроительная активность несет прежде всего экономический подтекст — если не будет градостроительной деятельности, то не будет и инвестиций.

— Какие наиболее интересные проекты реализуются в регионе?

— Интересных проектов на самом деле достаточно много. Среди тех, на которые ведется подготовка разрешительной документации, я хотел бы выделить застройку ул. Бакинской в Астрахани и комплексную застройку на территории села Красный Яр. Если говорить о Бакинской — это довольно проблемная территория, находящаяся в центре города и застроенная ветхим и аварийным фондом. Здесь проходило выездное совещание с председателем правительства Владимиром Путиным, который обещал оказать финансовую помощь в строительстве инженерной инфраструктуры. Уже разработан проект планировки территории, который прошел публичные слушания. Прежде всего здесь будет ликвидирован ветхий и аварийный фонд, улучшена застройка, созданы скверы. В результате должен получиться современный микрорайон переменной этажности. В Астрахани, как и в других городах, довольно остро стоит вопрос с обеспечением населения детскими садами и социальными объектами — в нашем проекте этот момент предусмотрен. Изначально зарезервированы участки под строительство как детских садов, так и новой школы, школы искусств, тут же решена проблема гаражей — имеется паркинг. Где это возможно, будут обустроены подземные автостоянки и гаражи. Кроме того, предусмотрена достаточно объемная территория под озеленение. Хорошо, что ни проектные организации, ни муниципалитет не погнались за квадратными метрами и выделили места для зеленых зон, зон отдыха и спортивных площадок.

Не менее интересный проект реализуется на территории села Красный Яр. Кстати, это первый масштабный проект, который запускается на территории сельского поселения Астраханского региона. Здесь предполагается застройка на площади в 160 га, уже сформирована территория под малоэтажное строительство, готова концепция проекта планировки.

Таким образом, мы хотим комплексно решать проблему с земельными участками, которая стоит практически в каждом населенном пункте. В данном случае это решит вопрос предоставления земельных участков в Красном Яру на 20 лет вперед. Проект включает в себя зону для малоэтажного строительства, ликвидацию ветхого фонда, планирование социальных объектов, жилья для социального найма, предусматривается строительство двух детских садов на 140 мест с обеспечением пешеходного доступа, школы современного образца с физкультурными сооружениями, бассейном, физкультурно-оздоровительным комплексом.

— Александр Анатольевич, а как обстоят дела с наиболее громким и грандиозным проектом — «Итиль-Градом», о котором так много говорилось?

— На данном этапе земельный участок сформирован, и уже ведутся переговоры с инвесторами. Но надо понимать, что та территория, которая планируется для Итиль-Града, — это по сути создание второго Ахтубинска. Затраты, которые требуются для строительства одной только инженерной структуры, непомерны для области. Я сомневаюсь, что какой-либо инвестор в сегодняшних условиях пойдет на такие риски. Сейчас это лишь инвестпроект, который ожидает своего генерального инвестора. В градостроительстве так не бывает, что сегодня решил, а завтра уже сделал. Сначала надо изучить территорию и ее возможности, подготовить документацию. На такой объект, как Итиль-Град, потребуется года три только на рассмотрение решений и наиболее оптимальных вариантов. Это очень трудоемкий процесс. По возможности мы будем ее осваивать, и область к этому готова.

Логотип Вестник Строительство