Алексей Полянский: «К историческому центру — средовой подход»

Алексей Полянский: «К историческому центру — средовой подход»

Новый главный архитектор Ростова — о приоритетах городского развития, «дресс-коде» исторического центра и едином управлении его реконструкцией

В апреле городскую архитектуру возглавил Алексей Полянский, ранее занимавший должность начальника отдела градостроительного развития Ростовской агломерации минтерразвития, архитектуры и градостроительства области. Главный архитектор города является также директором МУ «Департамент архитектуры и строительства г. Ростова-на-Дону». Первое интервью в новом качестве Алексей Эдуардович дал корреспонденту «Вестника».

— Что сегодня в центре внимания департамента и главного архитектора?

— Одним из актуальных и интересных вопросов сегодня является реконструкция центрального планировочного района Ростова как средоточия общественных, административных, исторических, культурных функций. Однако функции центра выплескиваются за рамки его возможностей. Во избежание транспортного коллапса, большеформатным бизнесом центр может «поделиться» с другими районами города, где бизнес-площадки могли бы стать градообразующими. Часть административных учреждений также может «поменять прописку». Основной деловой сектор — Ростов-Сити — переместится в район улиц Ленина — Нансена. Прорисованы перспективы левобережной части города: этой территории делегируется часть полномочий центра, и, учитывая уникальную природную составляющую левого берега Дона, мы делаем ставку на его спортивно-рекреационное назначение с размещением объектов формата деловой, выставочной, спортивной инфраструктуры, которые сразу бы упрочили столичные функции города Ростова как центра Юга России.

— Горожан волнует вопрос: удастся ли донской столице сохранить привычный всем облик?

— Помимо того, что центр нужно формировать градостроительными методами, важную роль играет дизайн городской среды. Одна из наших задач — подчеркнуть характерные особенности ростовской архитектуры, которую не всегда можно отнести к какому-то определенному стилю. Это эклектика, но никто не будет отрицать, что у Ростова есть свой ярко выраженный характер застройки. В ходе восстановления городских объектов и нового строительства надо стараться применять те отделочные материалы, которые соответствуют стилю зданий. Современные материалы, используемые строителями и реставраторами, не должны быть «дешевле» тех, что изначально применялись при отделке объектов. Тем самым сформируется «дресс-код» города, способствующий сохранению сложившегося облика донской столицы и подчеркивающий ее уникальность. Под «дресс-кодом» я подразумеваю отделку зданий, вывески, рекламу, малые архитектурные формы, освещение, мощение, озеленение.

— Кто будет координировать эти процессы?

— Сегодня вопросами жизни города в целом и центра в частности занимается большое количество ведомств. У нас есть идея создания дирекции по реконструкции и развитию центральной части города. Эта муниципальная организация могла бы координировать процессы, происходящие на стыке нового строительства и эксплуатации старых зданий и сооружений, контролировать градостроительную документацию по застройке города новыми объектами и координировать поддержание старых зданий, отобранных для дальнейшего восстановления и ремонта, ведь в контексте застройки вопросы «старого» и «нового», особенно в центре, очень тесно переплетены.

— Существует ли единый подход к развитию центра?

— Считаю, что к историческому центру должен быть средовой подход: о городе нужно судить не по одному зданию. Перспективен контекстуальный подход к архитектуре — он тем хорош, что отдельный объект растворяется в среде, но при этом каждая площадка решает свои задачи, и подходы к решениям могут быть весьма разнообразны. Например, формирование фасада города со стороны реки Дон требует одних масштабов объектов, а развитие застройки в сложившихся кварталах — других. Чем бережнее и интереснее мы будем работать на этой территории, тем привлекательнее будет наш город для окружающих. Ростов экспонирует себя через центральную часть, и мы считаем, что туристический потенциал города может быть реализован исключительно в центре. В планах работы департамента в 2009 г. — разработка проекта формирования туристско-рекреационных зон территорий города с выделением первого этапа: район старого Ростова Слобода в границах пр. Ворошиловский — ул. Б. Садовая — пр. Буденновский — ул. Береговая.

— Какой градостроительной документацией определяются перспективы развития центра?

— С генеральным планом Ростов получил ясные перспективы своего территориально-пространственного развития. В этом году будет выполнен план реализации генплана, который определит ближайшие перспективы до 2015 года (в части жилищного строительства, инженерной инфраструктуры, объектов социального обслуживания и т.д.). В рамках этой работы будут рассмотрены площадки для нового строительства и определены планы развития застроенных территорий. Сегодня сделан серьезный шаг — приняты правила землепользования и застройки, а более углубленно эти регламенты рассмотрены в рамках выполнения проектов планировки 13 расчетно-градостроительных районов (РГР) — исторической части города, сосредоточенной между Сиверса и Грибоедовским/Театральным, Текучева и Береговой. Эти проекты определили положение «красных линий», размещение объектов первой ступени обслуживания — школ и детских садов, заложили основу устойчивого развития центра как селитебных территорий, определив основы композиционного построения, этажность застройки и местоположение высотных акцентов. В состав РГР были включены проекты планировки набережной и Соборной площади. Аналогичную работу по РГР в 2009-2010 гг. планируется провести в Нахичевани, где строительство развивается без единого плана и характерная среда обитания может быть безнадежно потеряна, а новая не будет обладать тем шармом, который присущ сложившейся застройке этого района.

— Ростов — многосложный организм, и проблемы города в значительной степени выходят за пределы его исторической части…

— Безусловно, это так. Сегодня можно выделить ряд направлений деятельности: развитие застроенных территорий, освоение новых районов строительства, развитие соцжилья во всем его типологическом разнообразии — индивидуальные жилые дома, блокированные дома, малоэтажная высокоплотная застройка, застройка средней этажности и многоэтажное строительство. Не менее важным представляется дальнейшее совершенствование транспортной инфраструктуры: уже разработана и принята концепция создания единого парковочного пространства донской столицы, что позволит решить ряд транспортных проблем не только в центре, но и в других районах города. Мы продолжаем заниматься градостроительной документацией всех уровней, разрабатываем новые и корректируем те документы, которые с развитием города требуют такового «вмешательства».

Вся эта работа — часть программы реализации генерального плана. И с неменьшим интересом мы занимаемся вопросами улучшения качества проектирования отдельных объектов, чтобы городская среда, развиваясь и изменяясь, не потеряла своего архитектурного обаяния.

Поправки в генплан Ростова

Предлагает внести компания «Финансовый и организационный консалтинг», работающая над стратегией развития Ростова до 2025 года. По словам руководителя проекта по разработке Стратегии развития Ростова-на-Дону Олега Науменко, корректировка генплана должна осуществляться с учетом меняющихся условий. Среди возможных изменений — перенос железнодорожного вокзала для скоростного транспорта (Москва — Сочи) на территорию между Батайском и Ростовом; проектирование элементов логистического центра за пределами города, складских помещений, портовых сооружений и др.; вынос промышленных предприятий за пределы Ростова-на-Дону. Это позволит освободить город от элементов вторичного сектора экономики и снизить транспортные проблемы.

Предполагается формирование функциональной специализации районов и оптимизация размещения хозбъектов. «Центральная часть города должна окончательно оформиться как историческое, культурно-развлекательное и деловое ядро Ростова-на-Дону, левый берег Дона имеет потенциал для формирования полноценной рекреационной зоны с комплексом спортивных сооружений, наметились тенденции для формирования Северо-Западной и Новой Западной промзон, селитебных зон на территории Северного Донского моря и в Левенцовском районе, за пределами городской черты в северной части города, на территории совхоза «Нива» и Военведа», — считает эксперт.

Логотип Вестник Строительство