Запретить нельзя строить

Запретить нельзя строить

Волгоградская область ищет способы реализации требований Градостроительного кодекса РФ

С 1 января 2010 года инвестиционная активность не будет ограничена из-за отсутствия градостроительной документации на местах. В отличие от сельских территорий принципиальные вопросы на региональном уровне практически решены: в прошлом году принят Градостроительный кодекс области, в апреле нынешнего Минрегион РФ согласовал схему территориального планирования региона, инвестиционно привлекательные поселения имеют генпланы. Подробности — в интервью «Вестнику» главного архитектора области, начальника Главного управления архитектуры и градостроительства администрации Волгоградской области Александра Вязьмина.

— Александр Михайлович, в какой мере область обеспечена генпланами и документами территориального планирования?

— Главным приоритетом для нас является обновление и разработка документации для территорий разного уровня — областного, городского, районного, поселенческого, а также правил землепользования и застройки (ПЗЗ). Ведь без этих документов разрешения на строительство выдаваться не будут.

В Волгоградской области уже закончена работа над генпланами 23 населенных пунктов из 39. В основном это города областного подчинения и районные центры, имеющие реальную перспективу массовой жилищной застройки в ближайшем будущем. Среди них утвержденные генеральные планы имеют четыре центра муниципальных районов и пять городов. Из городских округов пока не до конца решил поставленную задачу Камышин. Проектировщики завершают работу в июле-августе. Первыми открыли счет легитимным схемам территориального планирования Еланский, Дубовский и Иловлинский районы. Схемы еще 12 муниципальных районов находятся в процессе согласования и утверждения. И все-таки завершить разработку градостроительной документации в полном объеме к сроку, предусмотренному Градостроительным кодексом, не удастся.

— Что делать тем, кто не успеет обзавестись нужным пакетом документов по градостроительной деятельности?

— В этом случае как временную меру можно использовать одно из положений Градостроительного кодекса, которым строительство не запрещается при наличии правил землепользования и застройки на часть территории. Этот вариант уже взяли на вооружение 37 населенных пунктов. Особую активность проявили малые сельские поселения. К сожалению, у них в отличие от городов и районов еще меньше финансовых возможностей навести порядок в этом вопросе. Возможно, решить их проблему поможет разработка специальной программы, предусматривающей выделение целевых субсидий на разработку необходимой документации.

— Александр Михайлович, какие причины мешают проведению градостроительных работ в срок?

— Главная из них — недостаток финансовых средств у муниципальных образований, которым данные полномочия переданы согласно ФЗ №131. Стоимость проектов достаточно высока, а средств из областного бюджета на обновление градостроительной документации выделено в этом году 18 млн. рублей. Кроме того, регион лишился поддержки и федерального агентства по геодезии и картографии: 50-процентное финансирование геодезической съемки, без которой невозможно составление основополагающих градостроительных документов, в этом году прекращено.

Также стоит отметить, что до сих пор на федеральном уровне не разработано единой республиканской методики по разработке и обновлению градостроительной документации разного уровня. Кроме того, у нас отсутствуют единые государственные расценки на градостроительные работы, утвержденные на федеральном уровне.

Все эти недочеты естественным образом отражаются на оперативности проведения градостроительных работ.

— На текущий период намечена реализация решений генплана волгограда, в том числе вынос ряда промышленных предприятий с прибрежных территорий. Какая работа сейчас проводится?

— Вы правы, генплан Волгограда предполагает очистку берега Волги. Но как перенести с берега Волги заводы в другое место? Например, в Москве Лужков придумал методику следующую: «построй новый завод и перенеси его из центра города в другое место». У нас, например, на перенос и строительство в новом месте завода «Красный Октябрь» потребуются миллиарды долларов. Собственнику это ни к чему сейчас. Другое дело — процесс реформирования производственных площадок. К примеру, часть цехов тракторного завода реконструировано под торгово-развлекательный комплекс «Диамант». Или, например, завод медоборудования. Новые собственники продали его инвестору, который его решил снести и построить красивый жилой комплекс.. Процесс идет, и здесь революции не нужны, тем более в кризисное время.

— Коль скоро освоение так называемых депрессивных территорий нужно для дальнейшего развития инвестиционного процесса, могли бы вы обозначить такие площадки в Волгограде?

— Наиболее привлекательными остаются прибрежные зоны и зоны реки Царица. В частности, прибрежная территория в Ворошиловском районе, которая считается производственной, включает в себя порт и железную дорогу к нему. Но ситуация в городе меняется. Согласно генплану Волгограда, участок от Царицы до Ельшанки на протяжении всего района наиболее реально уже в ближайшие годы привести в порядок. Ворошиловский район имеет все возможности для перспективного развития этой территории в отличие от неприкосновенного для новой застройки Центрального и Краснооктябрьского районов, где быстрый вынос заводов невозможен. Мы уже собираем разные инвестиционные предложения, вплоть до выноса грузового порта, освобождения этих территорий, их инженерного обустройства, укрепления откосов. Появились предложения по застройке этой важной части речного фасада жилыми домами.

— Какое внимание уделяется в генплане сегодня развитию культурно-исторического потенциала города?

— Волгоград входит в реестр исторических городов федерального значения. Официально в генплане историческая зона закреплена от поймы реки Царица до площади Ленина, в которую вошли известные городские ансамбли, такие как Центральная набережная, Аллея героев, часть проспекта Ленина с жилыми домами определенной архитектуры. Эта часть города обозначена как историческая зона, которая требует особого отношения, особых способов и методов строительства, проектирования и согласования проектов. Нам трудно выдержать эти регламенты сегодня без специальной законодательной поддержки. В генплане мы предложили эту зону закрепить в правовом смысле и внести ее в перечень исторических памятников, охраняемых ЮНЕСКО. При застройке других частей города мы переживаем такие же проблемы, как и в других городах. Это сложность и длительность подготовки документов по отводу участков, технических условий, других исходных данных для проектирования и строительства.

— Со следующего года проектные организации должны продолжить работу в рамках саморегулируемых организаций (СРО). Как развивается процесс их создания в волгоградской области?

— В области созданы и зарегистрированы два некоммерческих партнерства в проектной сфере. Но, на мой взгляд, нет смысла распыляться на две саморегулируемые организации — одной для региона будет достаточно, потому что для всех проектировщиков требования и стандарты одни и те же. Сейчас практически все подготовлено для передачи материалов для регистрации в Ростехнадзоре.

Логотип Вестник Строительство