Михаил Попов, главный инженер ОАО «ОЗОН»:
— Новые требования затрагивают и городские энергообеспечивающие организации, то есть технические условия должны соответствовать требованиям постановления. В связи с этим строить работу
Юрий Лихтер, генеральный директор ОАО «ОЗОН»:
— Грядет очередная революция проектного дела. Вышло постановление — документ, который мы ждали четыре года, после первой редакции Градостроительного кодекса, в котором было написано: «Состав и требования к проектной документации… устанавливаются Правительством РФ».
Ю.Л.: — Грядет очередная революция проектного дела. Вышло постановление — документ, который мы ждали четыре года, после первой редакции Градостроительного кодекса, в котором было написано: «Состав и требования к содержанию разделов проектной документации… устанавливаются Правительством РФ». У проектировщиков были разные видения этой проблемы, а у экспертизы — свой подход. Сегодня у нас есть подзаконный акт, который упорядочит проектную деятельность. Теперь проектирование выполняется в два этапа. Это проектная документация, которая подлежит экспертизе, и рабочая документация.— Постановление вступает в силу 1 июля. Хватит ли времени подстроиться под новую схему работы? Поможет ли этому существующая проектная база?
Ю.Л.: — Все институты, входящие в нашу ассоциацию, имеют сертификаты менеджмента качества, этому предшествовал пересмотр внутренних нормативных документов, стандартов, которые в целом представляют собой объемную документацию. В соответствии с новыми требованиями вся нормативная документация должна быть откорректирована, вплоть до переработки структуры проекта. Поскольку мы работаем с электронной системой, все проекты, которые мы готовили в течение 15 лет, хранятся в электронном виде. В новый проект мы смогли внести удачные решения из прошлых проектов, записки, разделы и др. детали, все, что не подверглось изменениям.
Теперь архив не пригоден
— А как повлияет закон о техническом регулировании на состав и содержание проектной документации?
Ю.Л.: — Мы не успеем перейти на рельсы одного документа, как появится второй: «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который, видимо, вступит в силу с 2009 года. Мы знакомимся с первой редакцией проекта регламента, она вызывает замечания и предложения, которых у нас уже немало… Таким образом, сначала мы перейдем на новую форму проектной документации, а потом на новое ее содержание. И если постановление увеличит объем нашей работы в полтора раза, то технический регламент — более чем в два.
М.П.: — Мы познакомились и с содержанием постановления, и с теми требованиями, которые нам предъявляет технический регламент. Очевидно, что меняется структура проектной документации и ее объем; появляются новые разделы документации. Так, например, раздел 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства» в объеме проектных работ отсутствовал, сейчас его нужно выполнять. А это большой объем работ, включающий описание и обоснование принятого метода сноса, расчет зон развала, вывоз и утилизацию отходов, перечень мероприятий по рекультивации и благоустройству участка и другие мероприятия. Для производственных объектов необходимо разрабатывать на стадии проектирования декларацию промышленной безопасности опасных производственных объектов, все это не входит в стоимость проектной документации. Для нас сейчас это дополнительная работа, которую раньше выполняли другие структуры.В техническом регламенте также много нюансов, которым раньше не уделялось внимания. Если мы выполняли инструкцию по эксплуатации здания, в которой указывали проектные параметры здания, то сейчас мы обязаны давать кроме тех нагрузок и возможностей, на которые здание рассчитано, его предельные возможности. Не просто рассчитать нагрузку на перекрытия для магазина на первом этаже здания — необходимо дать предельную нагрузку, то же самое по водопроводным, тепловым и электрическим сетям — нужно дать прогноз предельно допустимых нагрузок. Я считаю, это нужные показатели: если застройщик является заказчиком и намерен продать объект, новый владелец должен знать, что он имеет и каким образом, исходя из показателей допустимых нагрузок, может перепрофилировать объект. Но для нас это
— Только ли проектировщики попадут под «эпоху проектных перемен»?
М.П.: — Требования, предъявляемые в постановлении, касаются не только проектных организаций. Например, в описании системы водоснабжения мы должны отражать существующие источники водоснабжения с указанием качества подаваемой воды. То есть в технических условиях на водоснабжение объекта должен быть указан качественный состав воды, что сегодня не делается. Новые требования затрагивают и городские энергообеспечивающие организации, то есть технические условия должны соответствовать требованиям постановления. В связи с этим строить работу
— Как проектные нововведения повлияют на финансовую сторону вопроса?
Ю.Л.: — При увеличении объемов проектирования должна возрасти и стоимость проектной документации. Но уже сегодня стоимость проектирования настолько низкая, что мы при существующей редакции недополучаем деньги. А если с новой документацией мы не перейдем на новые цены… Эту проблему нужно решать, не дожидаясь 1 июля. Если, например, в бюджете не будет предусмотрен рост стоимости проектирования, то никто не возьмется за разработку проектной документации, а если и возьмется, то качество работы будет соответствующим. Да, это проблема. Но, с другой стороны, нельзя недооценить позитивный факт нововведений: в отрасли будет наведен порядок.