Проектная революция

Проектная революция

С 1 июля проектирование будет выполняться в два этапа

С 1 июля проектирование будет выполняться в два этапа. Согласно постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 г. №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», в проектной деятельности грядут значительные перемены. За комментариями «Вестник» обратился к председателю совета директоров проектных организаций, генеральному директору ОАО «ОЗОН» Юрию Лихтеру и главному инженеру ОАО «ОЗОН» Михаилу Попову.

Михаил Попов, главный инженер ОАО «ОЗОН»:

— Новые требования затрагивают и городские энергообеспечивающие организации, то есть технические условия должны соответствовать требованиям постановления. В связи с этим строить работу по-новому придется не только нам.

Юрий Лихтер, генеральный директор ОАО «ОЗОН»:

— Грядет очередная революция проектного дела. Вышло постановление — документ, который мы ждали четыре года, после первой редакции Градостроительного кодекса, в котором было написано: «Состав и требования к проектной документации… устанавливаются Правительством РФ».

Ю.Л.: — Грядет очередная революция проектного дела. Вышло постановление — документ, который мы ждали четыре года, после первой редакции Градостроительного кодекса, в котором было написано: «Состав и требования к содержанию разделов проектной документации… устанавливаются Правительством РФ». У проектировщиков были разные видения этой проблемы, а у экспертизы — свой подход. Сегодня у нас есть подзаконный акт, который упорядочит проектную деятельность. Теперь проектирование выполняется в два этапа. Это проектная документация, которая подлежит экспертизе, и рабочая документация.

— Постановление вступает в силу 1 июля. Хватит ли времени подстроиться под новую схему работы? Поможет ли этому существующая проектная база?

Ю.Л.: — Все институты, входящие в нашу ассоциацию, имеют сертификаты менеджмента качества, этому предшествовал пересмотр внутренних нормативных документов, стандартов, которые в целом представляют собой объемную документацию. В соответствии с новыми требованиями вся нормативная документация должна быть откорректирована, вплоть до переработки структуры проекта. Поскольку мы работаем с электронной системой, все проекты, которые мы готовили в течение 15 лет, хранятся в электронном виде. В новый проект мы смогли внести удачные решения из прошлых проектов, записки, разделы и др. детали, все, что не подверглось изменениям.

Теперь архив не пригоден из-за некоторых моментов: другого построения проекта, иного изготовления чертежей и т.п. Исходя из нововведений, проектная документация должна состоять из 12 разделов, они четко названы, регламентированы. Первый раздел «Пояснительная записка» должен содержать в текстовой части то-то и то-то, а у нас не все эти пункты он содержал, хотя их отсутствие не мешало строить. Второй раздел — «Схема планировочной организации участка» — даже называется по-другому, раньше он назывался «Генеральный план». Третий раздел — «Архитектурное решение», четвертый — «Конструктивное и объемно-планировочное решения», а у нас четвертый раздел был в архитектурной части. Мы видим новое изложение материала и новый подход к деятельности.

— А как повлияет закон о техническом регулировании на состав и содержание проектной документации?

Ю.Л.: — Мы не успеем перейти на рельсы одного документа, как появится второй: «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», который, видимо, вступит в силу с 2009 года. Мы знакомимся с первой редакцией проекта регламента, она вызывает замечания и предложения, которых у нас уже немало… Таким образом, сначала мы перейдем на новую форму проектной документации, а потом на новое ее содержание. И если постановление увеличит объем нашей работы в полтора раза, то технический регламент — более чем в два.

М.П.: — Мы познакомились и с содержанием постановления, и с теми требованиями, которые нам предъявляет технический регламент. Очевидно, что меняется структура проектной документации и ее объем; появляются новые разделы документации. Так, например, раздел 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства» в объеме проектных работ отсутствовал, сейчас его нужно выполнять. А это большой объем работ, включающий описание и обоснование принятого метода сноса, расчет зон развала, вывоз и утилизацию отходов, перечень мероприятий по рекультивации и благоустройству участка и другие мероприятия. Для производственных объектов необходимо разрабатывать на стадии проектирования декларацию промышленной безопасности опасных производственных объектов, все это не входит в стоимость проектной документации. Для нас сейчас это дополнительная работа, которую раньше выполняли другие структуры.

В техническом регламенте также много нюансов, которым раньше не уделялось внимания. Если мы выполняли инструкцию по эксплуатации здания, в которой указывали проектные параметры здания, то сейчас мы обязаны давать кроме тех нагрузок и возможностей, на которые здание рассчитано, его предельные возможности. Не просто рассчитать нагрузку на перекрытия для магазина на первом этаже здания — необходимо дать предельную нагрузку, то же самое по водопроводным, тепловым и электрическим сетям — нужно дать прогноз предельно допустимых нагрузок. Я считаю, это нужные показатели: если застройщик является заказчиком и намерен продать объект, новый владелец должен знать, что он имеет и каким образом, исходя из показателей допустимых нагрузок, может перепрофилировать объект. Но для нас это опять-таки дополнительный объем работ. Можно привести еще много примеров увеличения объемов проектных работ.

— Только ли проектировщики попадут под «эпоху проектных перемен»?

М.П.: — Требования, предъявляемые в постановлении, касаются не только проектных организаций. Например, в описании системы водоснабжения мы должны отражать существующие источники водоснабжения с указанием качества подаваемой воды. То есть в технических условиях на водоснабжение объекта должен быть указан качественный состав воды, что сегодня не делается. Новые требования затрагивают и городские энергообеспечивающие организации, то есть технические условия должны соответствовать требованиям постановления. В связи с этим строить работу по-новому придется не только нам.

— Как проектные нововведения повлияют на финансовую сторону вопроса?

Ю.Л.: — При увеличении объемов проектирования должна возрасти и стоимость проектной документации. Но уже сегодня стоимость проектирования настолько низкая, что мы при существующей редакции недополучаем деньги. А если с новой документацией мы не перейдем на новые цены… Эту проблему нужно решать, не дожидаясь 1 июля. Если, например, в бюджете не будет предусмотрен рост стоимости проектирования, то никто не возьмется за разработку проектной документации, а если и возьмется, то качество работы будет соответствующим. Да, это проблема. Но, с другой стороны, нельзя недооценить позитивный факт нововведений: в отрасли будет наведен порядок.

Логотип Вестник Строительство