Владимир Гейер: «Генплан Ростова будет обновлен к 2014 году»
Благодаря участию в ЧМ-2018 в Ростове-на-Дону стало возможным строительство стадиона на 45 тысяч зрителей, нового моста через Дон, международного аэропорта Южный и других объектов инфраструктуры
Благодаря участию в ЧМ-2018 в Ростове-на-Дону стало возможным строительство стадиона на 45 тысяч зрителей, нового моста через Дон, международного аэропорта Южный и других объектов инфраструктуры. С одной стороны, это в разы повышает инвестиционную привлекательность Ростовской агломерации, с другой — требует серьезных корректировок генерального плана развития южной столицы. Обновленный генплан будет обнародован уже в 2014 году. Об этом в интервью «Вестнику» сообщил главный архитектор города, директор Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону Владимир Гейер.
— Владимир Александрович, какова специфика развития левобережной зоны Ростова?
— Сегодня инвесторы проявляют особый интерес к этой территории, но степень их участия будет зависеть от продвижения строительства стадиона. Недавно был одобрен его эскизный проект, высказаны лишь некоторые предложения, рекомендации авторам по внешнему облику стадиона и конструктивным решениям. Параллельно ведется проектирование транспортной и инженерной инфраструктуры. Мы рассчитываем, что в этом году проект пройдет экспертизу и со следующего года начнется его реализация. Для нас важно, чтобы и после проведения ЧМ-2018 эта территория использовалась рационально. Вот почему там появится большое количество объектов гостиничного бизнеса, торговли, развлечений, офисы, пляжи, аквацентры. Прозвучала идея о том, что на левый берег будет вынесена администрация города и области. Решение по этому вопросу еще не принято. В любом случае не стоит забывать, что, если целый блок учреждений выйдет за пределы исторического центра, здания останутся. В зависимости от того, как они будут использоваться, нагрузка на них может измениться, в том числе и возрасти. Изменятся и транспортные потоки. Сможем ли мы после ухода правительственных объектов эти нагрузки урегулировать? Дискуссионная и требующая серьезных расчетов тема.
— Если вывести промышленные предприятия за пределы исторического центра города, большой ли потенциал появится для развития застроенных территорий?
— Мы увлеклись выводом промышленных объектов из центра. Зачастую выводятся либо предприятия-банкроты, либо те, которые находятся в предбанкротном состоянии, то есть это скорее не вывод, а ликвидация этих предприятий. Ориентировочно к лету мы проведем конкурс на корректировку генерального плана города и, естественно, этой составляющей уделим особое внимание. Необходимо учитывать, что, вынося объекты на окраины, мы изменяем миграционные потоки трудовых ресурсов. Вот почему в новых районах застройки мы предлагаем инвесторам резервировать территории для строительства небольших промышленных объектов. Они позволят создать там рабочие места для представителей малого и среднего бизнеса и рассредоточить трудовые и транспортные потоки.
— Какие новые площадки выделены под жилищное строительство в 2012-2013 гг.?
— Перед нами стоит задача — ввести 1,050 млн кв. метров жилья в 2014 году. Этот объем можно обеспечить только за счет ввода многоэтажных жилых домов, поэтому их доля должна быть не менее половины от общего объема вводимого жилья. Главные крупные строительные площадки Ростова-на-Дону сегодня — это жилой район Западные Ворота (Левенцовка), район Декоративные Культуры, расположенный севернее Ростовского моря, и район 140-й военный городок по линии Министерства обороны РФ, освоение которого активно началось в прошлом году. Мы заявляем о разработке второй очереди проекта планировки Декоративных Культур и Левенцовки. Проект планировки 140-го военного городка уже разрабатывается. Где-то к лету мы будем выносить этот проект на публичные слушания. При этом наблюдается перераспределение сил среди застройщиков районов. Основной застройщик Декоративных Культур — ОАО «Ростовгорстрой» — переуступил свои права ОАО «Ростовское».
— Сегодня в Ростове даже в новых застраиваемых территориях, таких как Левенцовка, существует проблема недостатка парковочных мест. Каким вы видите ее решение?
— Безусловно, потребность населения в парковочных местах огромна, но вот возможности приобретать эти парковочные места, с точки зрения ценовой политики, слабы. В центре города машино-место может стоить более 1 млн рублей, и состоятельного покупателя это не остановит, а вот в периферийных районах вы не всегда продадите машино-место и за 500-600 тысяч. В итоге все дворы многоквартирных домов заставлены машинами, эта проблема становится уже небезопасной. Начинают формироваться криминальные схемы, разборки за право припарковаться. К тому же если случится какая-то авария, ни одна спецтехника не сможет подъехать к дому из-за наставленных автомобилей. Мы ищем выход из сложившейся ситуации. Предложены участки под строительство многоуровневых парковок, и мы предлагаем на их первых уровнях размещать объекты обслуживания: магазины, автомойки, приемные пункты химчистки. Коммерческая составляющая проектов должна снизить продажную цену машино-мест.
— Строительство международного аэропортового комплекса «Южный» планируется завершить к 2017 году. Как планируется использовать территорию ныне действующего аэропорта?
— В варианте генерального плана города и в проекте развития Большого Ростова эта территория предлагается под застройку, но как дальше будет развиваться сценарий, пока трудно сказать. Есть версии, что ныне действующий аэропорт будет сохранен на какое-то время, так как проект международного аэропортового комплекса сразу в полном объеме реализовать сложно.
— Чем вызвана корректировка генплана города?
— Она вызвана целым рядом изменений, которые происходят в жизни города. Мы никогда не предполагали, например, что земли военных будут предложены к использованию под жилую застройку так быстро. В транспортную систему входит такая мощная составляющая, как метро, она серьезнейшим образом повлияет на всю транспортную систему города. Левобережную зону предполагалось развивать, но не столь интенсивно, как это происходит в связи с принятием решения о проведении чемпионата мира по футболу в 2018 году. Кроме того, принято окончательное решение о строительстве аэропорта. Эти изменения потребуют внесения корректировок в генплан, он будет готов в 2014 году. На основе этого генплана мы приступим к корректировке правил землепользования и застройки, может быть, даже замахнемся и на разработку новых, поскольку со времени утверждения предыдущих правил прошло около пяти лет. Сегодня мы видим слабые стороны этих правил, их несовершенство.
— Вы упомянули, что у города меняются приоритеты развития. Какими вы видите их сегодня?
— Сейчас в Ростове население недостаточно обеспечено жильем. В развитых государствах приходится где-то по 50-60 кв. метров жилья на человека, у нас же в 2-2,5 раза меньше — 20-22 кв. метра, мы сильно отстаем. Вот почему для нас приоритетна федеральная целевая программа «Жилище». Задача по увеличению объема жилищного строительства включает поиск новых земельных участков для строительства, обеспечение их транспортной и инженерной инфраструктурой, освоение застроенных территорий. Необходимы и новые социальные объекты, ведь их наличие определяет привлекательность районов для будущих жителей, комфортность проживания. Так, в период до 2015 года в Ростове планируется строительство и реконструкция 14 детских садов. Роль Департамента архитектуры и градостроительства Ростова-на-Дону в этом процессе — своевременная подготовка планировочной и исходно-разрешительной документации, содействие в реализации целевых программ и конкретных проектов.
— Владимир Александрович, какова специфика развития левобережной зоны Ростова?
— Сегодня инвесторы проявляют особый интерес к этой территории, но степень их участия будет зависеть от продвижения строительства стадиона. Недавно был одобрен его эскизный проект, высказаны лишь некоторые предложения, рекомендации авторам по внешнему облику стадиона и конструктивным решениям. Параллельно ведется проектирование транспортной и инженерной инфраструктуры. Мы рассчитываем, что в этом году проект пройдет экспертизу и со следующего года начнется его реализация. Для нас важно, чтобы и после проведения ЧМ-2018 эта территория использовалась рационально. Вот почему там появится большое количество объектов гостиничного бизнеса, торговли, развлечений, офисы, пляжи, аквацентры. Прозвучала идея о том, что на левый берег будет вынесена администрация города и области. Решение по этому вопросу еще не принято. В любом случае не стоит забывать, что, если целый блок учреждений выйдет за пределы исторического центра, здания останутся. В зависимости от того, как они будут использоваться, нагрузка на них может измениться, в том числе и возрасти. Изменятся и транспортные потоки. Сможем ли мы после ухода правительственных объектов эти нагрузки урегулировать? Дискуссионная и требующая серьезных расчетов тема.
— Если вывести промышленные предприятия за пределы исторического центра города, большой ли потенциал появится для развития застроенных территорий?
— Мы увлеклись выводом промышленных объектов из центра. Зачастую выводятся либо предприятия-банкроты, либо те, которые находятся в предбанкротном состоянии, то есть это скорее не вывод, а ликвидация этих предприятий. Ориентировочно к лету мы проведем конкурс на корректировку генерального плана города и, естественно, этой составляющей уделим особое внимание. Необходимо учитывать, что, вынося объекты на окраины, мы изменяем миграционные потоки трудовых ресурсов. Вот почему в новых районах застройки мы предлагаем инвесторам резервировать территории для строительства небольших промышленных объектов. Они позволят создать там рабочие места для представителей малого и среднего бизнеса и рассредоточить трудовые и транспортные потоки.
— Какие новые площадки выделены под жилищное строительство в 2012-2013 гг.?
— Перед нами стоит задача — ввести 1,050 млн кв. метров жилья в 2014 году. Этот объем можно обеспечить только за счет ввода многоэтажных жилых домов, поэтому их доля должна быть не менее половины от общего объема вводимого жилья. Главные крупные строительные площадки Ростова-на-Дону сегодня — это жилой район Западные Ворота (Левенцовка), район Декоративные Культуры, расположенный севернее Ростовского моря, и район 140-й военный городок по линии Министерства обороны РФ, освоение которого активно началось в прошлом году. Мы заявляем о разработке второй очереди проекта планировки Декоративных Культур и Левенцовки. Проект планировки 140-го военного городка уже разрабатывается. Где-то к лету мы будем выносить этот проект на публичные слушания. При этом наблюдается перераспределение сил среди застройщиков районов. Основной застройщик Декоративных Культур — ОАО «Ростовгорстрой» — переуступил свои права ОАО «Ростовское».
— Сегодня в Ростове даже в новых застраиваемых территориях, таких как Левенцовка, существует проблема недостатка парковочных мест. Каким вы видите ее решение?
— Безусловно, потребность населения в парковочных местах огромна, но вот возможности приобретать эти парковочные места, с точки зрения ценовой политики, слабы. В центре города машино-место может стоить более 1 млн рублей, и состоятельного покупателя это не остановит, а вот в периферийных районах вы не всегда продадите машино-место и за 500-600 тысяч. В итоге все дворы многоквартирных домов заставлены машинами, эта проблема становится уже небезопасной. Начинают формироваться криминальные схемы, разборки за право припарковаться. К тому же если случится какая-то авария, ни одна спецтехника не сможет подъехать к дому из-за наставленных автомобилей. Мы ищем выход из сложившейся ситуации. Предложены участки под строительство многоуровневых парковок, и мы предлагаем на их первых уровнях размещать объекты обслуживания: магазины, автомойки, приемные пункты химчистки. Коммерческая составляющая проектов должна снизить продажную цену машино-мест.
— Строительство международного аэропортового комплекса «Южный» планируется завершить к 2017 году. Как планируется использовать территорию ныне действующего аэропорта?
— В варианте генерального плана города и в проекте развития Большого Ростова эта территория предлагается под застройку, но как дальше будет развиваться сценарий, пока трудно сказать. Есть версии, что ныне действующий аэропорт будет сохранен на какое-то время, так как проект международного аэропортового комплекса сразу в полном объеме реализовать сложно.
— Чем вызвана корректировка генплана города?
— Она вызвана целым рядом изменений, которые происходят в жизни города. Мы никогда не предполагали, например, что земли военных будут предложены к использованию под жилую застройку так быстро. В транспортную систему входит такая мощная составляющая, как метро, она серьезнейшим образом повлияет на всю транспортную систему города. Левобережную зону предполагалось развивать, но не столь интенсивно, как это происходит в связи с принятием решения о проведении чемпионата мира по футболу в 2018 году. Кроме того, принято окончательное решение о строительстве аэропорта. Эти изменения потребуют внесения корректировок в генплан, он будет готов в 2014 году. На основе этого генплана мы приступим к корректировке правил землепользования и застройки, может быть, даже замахнемся и на разработку новых, поскольку со времени утверждения предыдущих правил прошло около пяти лет. Сегодня мы видим слабые стороны этих правил, их несовершенство.
— Вы упомянули, что у города меняются приоритеты развития. Какими вы видите их сегодня?
— Сейчас в Ростове население недостаточно обеспечено жильем. В развитых государствах приходится где-то по 50-60 кв. метров жилья на человека, у нас же в 2-2,5 раза меньше — 20-22 кв. метра, мы сильно отстаем. Вот почему для нас приоритетна федеральная целевая программа «Жилище». Задача по увеличению объема жилищного строительства включает поиск новых земельных участков для строительства, обеспечение их транспортной и инженерной инфраструктурой, освоение застроенных территорий. Необходимы и новые социальные объекты, ведь их наличие определяет привлекательность районов для будущих жителей, комфортность проживания. Так, в период до 2015 года в Ростове планируется строительство и реконструкция 14 детских садов. Роль Департамента архитектуры и градостроительства Ростова-на-Дону в этом процессе — своевременная подготовка планировочной и исходно-разрешительной документации, содействие в реализации целевых программ и конкретных проектов.
Похожие
Новое в архитектуре
Популярное