— Александр Михайлович, в какой мере область обеспечена генпланами и документами территориального планирования?
— Сначала мы занимались разработкой генпланов для райцентров и городов областного значения, кроме Волгограда, Волжского и Камышина, — они сами способны решить градостроительные вопросы. С выходом нового Градостроительного кодекса пересмотрели программу: добавили разработку схемы территориального планирования области и отдельно для муниципальных районов.
Появился дополнительный раздел — помощь в разработке генпланов для поселений, которые предрасположены к развитию. Это населенные пункты Городищенского, Светлоярского, Иловлинского, Калачевского района — там, где идет коттеджная застройка, а также поселения вдоль трассы М6.
— Какие суммы выделяются на реализацию этих программ из областного бюджета, что уже сделано?
— На программу по обновлению градостроительной документации из областного бюджета выделено 90 млн. рублей. Мы видим, что на территории, входящие в состав так называемой Волгоградской агломерации, обеспеченные граддокументацией, инвесторы обращают внимание в первую очередь. Проведены конкурсы на разработку подобных схем для еще восьми районов, в 2010 году закончим схемы по муниципальным районам и генпланы для районных центров. На обновление документации в 490 муниципальных поселениях требуется более 3 млрд. рублей.
— Как удается работать в условиях значительной нехватки средств? Какие «рецепты» работают в Волгоградской области?
— У нас свыше тысячи сельских поселений: в 2008–2009 годах основное внимание сосредоточим на них. Это их полномочия, но денег в бюджетах нет. Все главы районов просят помочь. Понимаем, это надо делать, в этом — ресурс развития для каждого поселения. Идем разными путями. Изучаем документацию прошлых лет, генпланы сельсоветов и центральных усадеб, сделанные 20–30 лет назад. На этом можно сэкономить: изменения есть, но они не требуют глобальной переделки всех документов. Привлекаем инвесторов, убеждая, как важно наличие обновленной градостроительной документации для территории, на которой они хотят работать. Дальновидные инвесторы, как «Еврохим», строящая в Котельниковском районе ГОК по добыче калийных солей, нас понимают и финансируют разработку граддокументации.
— В публичных слушаниях по проекту нового генплана Волгограда принимали участие не только жители Волгограда, но и города Волжского, а также Городищенского, Светлоярского, Среднеахтубинского районов. Как взаимодействуют областной центр и соседние муниципальные образования? Можно ли говорить об образованиях, являющихся
— Еще 40 лет назад, когда я начинал работать в институте «Волгоградгражданпроект», мне поручили заниматься схемой под названием «Волгоградская агломерация», которая рассматривала объединение поселений на базе общности трудовых, производственных, бытовых и исторических связей. Но раньше такое объединение требовалось для создания единой технологической цепочки. К примеру, химические предприятия Волжского были скооперированы с предприятиями Красноармейского района. Сейчас такие связи ослабли.
Нынешняя агломерационная система сложилась в виде цепочки поселений, нанизанных на одну транспортную магистраль. Все они разные: и столь крупный город, как Волжский, и районные центры — Городище и Светлый Яр, и совсем небольшие поселки вроде Дубовки, Чапурников и Ерзовки. Условно к ней относятся и города вроде Калача, которые расположены примерно в 100 км от Волгограда. Все образования разные. Волжский — самодостаточный, сильный город. Городище стремительно прибавляет и как промышленная зона, и как место для будущего крупного транспортного узла, и при этом популярно для жилой застройки. А многие поселки, особенно находящиеся вблизи Волги и ее притоков, активно застраиваются малоэтажным жильем.
— Есть ли особенности сегодняшней и будущей застройки Волгограда?
— Волгоград — город специфический: при длине почти 100 км его средняя ширина около 6 км. Природное окружение — степи и полупустыни. Поиск территорий для строительства всегда был непростым. В советские времена строили новые микрорайоны (Спартановку,
В новом генплане основной объем нового строительства на ближайшие 25 лет предполагается вести за счет замены, сноса частного фонда. Но подступиться к этой проблеме пока не удается. Есть другое направление — освоение пустующих территорий. К примеру, в Советском районе — на землях за сельхозинститутом. Но надо заниматься подготовкой инфраструктуры за счет своих средств, кредитов, с помощью федерального центра.
— Как вы оцениваете реализацию механизма градостроительной политики в области?
— Мы работаем спокойно и без срывов. Разработали и утвердили генпланы Волгограда, Волжского, Котельниково, Серафимовича, подготовили к утверждению генпланы Урюпинска и Жирновска. Заканчивается разработка документации по Дубовке, в работе — Новая Анна. Большинство городов областного значения обеспечено генпланами. Но главное — люди поняли, что градостроительная политика — это механизм для создания максимально комфортных условий для жизни. Поэтому градостроительная политика области складывается из работы по каждому селу, каждому хутору. Нужно вместе с муниципалитетами формировать благоприятную среду проживания на конкретной территории. Ведь уже сейчас всем становится понятно, что не зря мы трудимся над нашими схемами и планами.