С верой в Бога

С верой в Бога

Испокон веку Дон считался оплотом веры и верности для государства Российского

Испокон веку Дон считался оплотом веры и верности для государства Российского. Даже у буйной казачьей вольницы, смешавшей в себе самые экзотические народности, обычаи и, как это модно ныне говорить, менталитеты, религиозный вопрос всегда стоял особняком — на втором месте после военного. Без благословения Всевышнего на Дону не учинялось ни традиционного «похода за зипунами», ни строительства куреня, ни свадьбы. К тому же крепкий национальный коктейль способствовал формированию устойчивой веротерпимости, ставшей настоящей «визитной карточкой» Тихого Дона.

Казаков не слишком беспокоило, в какого бога верует сосед — лишь бы был верующим и богобоязненным. Поэтому на Дону никогда не было конфликтов на религиозной почве. Сюда бежали раскольники-староверы, будучи уверенными, что их не выдадут даже Петру Великому — до сих пор старообрядческая церковь Покрова Богородицы функционирует в самом центре Ростова на улице Ульяновской. Здесь спокойно молились Будде калмыки, ставшие основой желтого цвета на донском флаге. Не чувствовали себя ущемленными и заклятые конкуренты по вере — католики и протестанты: костелы и кирхи не считались чем-то из ряда вон выходящим в православном краю. Не препятствовали власти раввинам — в провинциальном Ростове функционировали сразу две синагоги. Не раздражали слух и вопли муэдзинов на ростовском минарете — всем места хватало.

По данным ростовской епархии, ближе к концу XIX века на Дону насчитывалось свыше 730 храмов (в том числе 21 единоверческих), духовная семинария, два духовных училища и четыре монастыря. На территории области Войска Донского проживало два миллиона православных, около 125 тыс. старообрядцев, 2,5 тыс. сектантов, около 25 тыс. ламаистов (калмыков) и несколько десятков тысяч мусульман.

Ныне цифра храмов, конечно, куда скромнее, однако 75-летнее насаждение безбожия в краю Тихого Дона не отвратили сердца верующих от Всевышнего. Последнее десятилетие XX века стало временем возрождения веры на Дону. В настоящее время Ростовская православная епархия имеет 263 храма, два монастыря и один мужской скит, шесть православных просветительских центров, более 70 воскресных школ и сложившуюся систему религиозного образования — от дошкольных групп до Центра дистанционного обучения Свято-Тихоновского богословского института.

В настоящий момент главным храмом одной из старейших донских станиц — Аксайской (ныне город Аксай) — является церковь во имя Божьей Матери в честь иконы Ее Одигитрии (Путеводительницы). Церковь была воздвигнута в 1897 году в русско-византийском стиле на месте старой Троицкой церкви. В 1783 году в Аксае начали постройку каменной Троицкой церкви с пределами святого Николая Чудотворца и великомученика Георгия Победоносца. Как писали современники, «многоярусный, резной, золоченый по зеленой земле иконостас этой церкви превосходной работы, устроен в Санкт-Петербурге знаменитым архитектором Растрелли». Проект Троицкого храма делал известный архитектор Василий Петров, в числе лучших российских зодчих строивший дворцовый ансамбль в Ораниенбауме в середине XVIII века для императора Петра III.

Со временем каменный храм обветшал, и аксайцы скинулись всем миром на новую церковь в честь святой Одигитрии. Эта святая известна на Руси с X века, когда византийский император Константин IX Мономах выдавал свою дочь Анну за князя Владимира Святого и благословил ее в путь святой иконой Божьей Матери. Образ этот получил название Одигитрия — Путеводительница.

Ныне Одигитриевский храм, раскинувшийся на крутом донском берегу, входит в Ростовское благочиние наряду с другой аксайской церковью во имя Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Другой храм, посвященный Богородице, — во имя Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — является главным еще в одной старой донской слободе — Батайской (ныне город Батайск). Главными святынями его являются Иверская икона Божьей Матери, освященная в конце XIX века на подворье Русского Свято-Пантелеимонова Афонского монастыря, и икона святого Николая, обновившаяся 22 апреля 1995 года под Пасху, а также икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша».

В небольшом Батайске есть еще две церкви — во имя Вознесения Господня и во имя Святой Троицы.

Гораздо более насыщенными культовыми сооружениями были армянские донские селения с центром в Нахичевани-на-Дону. Еще в 1781 году для переселенцев из Крыма в Нахичевани было запланировано строительство девяти церквей, из которых к 1811 году было построено семь — вопрос как всегда уперся в финансовую сторону обнищавшей за время тяжелого переселения общины. Армянские переселенцы привезли с собой 800 хачкаров (священных каменных крестов) XIV, XV, XVII вв., в том числе знаменитый хачкар Сурб Хач (XI век, Ани). Хачкары часто использовались для художественной отделки храмов. Особенно много их было в Соборном храме и более десяти — в церкви Святого Теодороса.

9 сентября 1783 года по инициативе архиепископа Овсепа Аргутянца (князя Иосифа Аргутинского-Долгорукого) — основателя Нахичевани и пяти селений вокруг нее — был основан монастырь Сурб Хач по образцу Крымского. Построен он, как и положено, по монастырским канонам, в семи верстах от города (в настоящий момент расположен почти в центре Северного жилого массива Ростова на берегу Темерника). При монастыре были учреждены типография и школа. Строил его знаменитый русский архитектор Николай Старов, прославившийся как главный зодчий нового города российской Новороссии Николаева и любимец князя Потемкина-Таврического. Самой почетной святыней в монастыре, послужившей основой для его строительства и наречения, считается тот огромный хачкар, который помещен в колонну большого клироса нынешнего здания. Ныне этот хачкар взят в позолоченную стеклянную раму, в которую вложены два креста — один медный большой, без мощи, а другой маленький, с серебряной неизвестной мощью. Они вместе с большим крестом и названы Сурб Хач (Святой Крест).

Монастырская церковь первоначально была деревянной. В 1783 году на ее месте заложили каменную, строившуюся с 1786-го по 1792 год. В 1862 году была возведена двухъярусная колокольня с высоким четырехгранным шатром.

В излучине реки Темерник находился парк, связанный пешеходной дорогой, которая пересекала речку сначала по деревянному, а затем по железобетонному мосту (заменен в 1990 году) и поднималась по каменной лестнице, выстроенной по склону балки в 1862 году.

В 1790 году архиепископ привез из только что взятой войсками фельдмаршала Суворова турецкой крепости Измаил 30 осиротевших в русско-турецкую войну мальчиков и поместил их в только что построенную школу-пансионат. Выпускниками этой школы были видные деятели общественной жизни и культуры — революционер Александр Мясников, художник Амаяк Арцатбанян и др. В 1796 году типография закрылась из-за недостатка средств, ее оборудование было перевезено в Астрахань.

В 1924 году большевики монастырь закрыли, а в 1935-м ударом молнии была разрушена колокольня церкви, впоследствии так и не восстановленная. А в 60-е годы разобрали почти все постройки Сурб Хача (кроме церкви).

В начале 70-х годов прошлого века при участии архитекторов Мнацаканяна и Манукяна была выполнена реставрация храма, после чего в нем разместился музей Русско-армянской дружбы и филиал Ростовского областного музея краеведения.

Первые церкви, построенные в год основания города, были деревянными, небольшого размера. Наиболее ранней была церковь Святого Аствацацин (Успения Божьей Матери), сооруженная, по-видимому, в 1780 году. В ней освящались камни, предназначавшиеся для закладки всех каменных церквей города. Как указано в рукописи архиепископа Ованеса Аргутянца «Давтар» («Дневник»), на месте первой деревянной церкви Святого Аствацацин была построена новая в 1781 году, оконченная вскорости, но не позднее 1787 года. Названия церквей Нахичевани и окружающих ее селений заимствованы от культовых сооружений, оставленных армянами в Крыму.

В Нахичевани самым главным и наиболее значительным по величине был находившийся в центре города на Екатерининской (Гостиной) площади Соборный храм Григора Лусаворича (Просветителя), который строился в течение 24 лет (с 1783-го по 1807 год) и на территории которого предполагалось разместить управление, духовный суд и школу, что, однако, так и не было осуществлено. Был он расположен рядом с памятником Екатерине II, на том месте, где ныне стоит ДК «Красный Аксай» и памятник Карлу Марксу. Во время революции это великолепное произведение искусства, изготовленное гениальными русскими скульпторами Афанасием и Матвеем Чижовыми (отцом и сыном), было снесено большевиками. За памятником последовал и собор.

В удалении от собора располагалось принадлежащее ему церковно-приходское училище имени Святого Рипсиме. Авторство сооружения приписывалось тому же строителю Сурб-Хача Николаю Старову. По данным рукописи «Давтар», в Нахичевани были также сооружены приходские церкви: Святого Николая и Святого Амбарцум (Вознесенская) в 1781–1783 годах, Святого Аствацацин — в 1781–1787 годах, Святого Теодороса (Федоровская) — в 1783–1786 годах и Святого Геворга (Георгиевская) — в 1783–1787 годах.

Вознесенская церковь была заложена в северо-восточной части Нахичевани самим Иосифом Аргутинским, ее паперть построена на средства купца Хачатура Шерпароняна. Один из хачкаров в ней датировался 1439 годом.

Крайней со стороны соседнего Ростова была Георгиевская церковь, также заложенная архиепископом Иосифом чуть-чуть ниже нынешнего здания управления СКЖД.

Церковь Святого Карапета — единственная из сохранившихся в Нахичевани армянских церквей, не имела своего прихода, т.к. была кладбищенской церковью. Она была заложена в 1875 году «по рисункам и чертежам» Ивана Хатранова на средства благотворительницы Акулины Аладжаловой, в девичестве Хатрановой (на ее средства также были построены дом для причта, богадельня и приют для нищих — все на Армянском кладбище), и освящена 11 июня 1881 года. Церковь Святого Карапета является центром мемориального комплекса с окружающим его кладбищем, где погребены армянские деятели, а также находятся братские захоронения советских воинов (1941–1943 гг.). К юго-западу от главного входа размещена могила известного композитора И.К. Шапошникова, в центральной части — могилы ученого-почвоведа С.А. Захарова и собирателя донского фольклора А.Н. Листопадова. Здесь же, под юго-западной стеной Сурб Карапета, покоится и сама благотворительница.

Неподалеку от армянского монастыря Сурб Хача расположен и православный Свято-Иверский женский монастырь. Его церковь возвели в 1908 году по проекту ростовского городского архитектора Николая Соколова. В 1929 году храм, естественно, закрыли, колокольню и декоративное пятиглавие разобрали «на нужды первых пятилеток». Будучи таким неприметным, в последующие годы его использовали под склад, клуб и мастерские. Лишь в конце 80-х годов храм вновь передали общине верующих, а в 1991 году началось восстановление монастыря. Изначальный же вид церковь Свято-Иверского женского монастыря приобрела в праздник Пасхи 1996 года.

Сегодня храмы на Дону растут, как это принято говорить, как грибы. Добавят ли они святости или хотя бы очищения души для многоконфессионального населения региона — вопрос времени.

Логотип Вестник Строительство