«Набережная — это наше сердце»

«Набережная — это наше сердце»

Выпускник ИАрхИ предложил новую концепцию развития прибрежной территории

Раскрыть город к реке — одна из главных идей дипломного Проекта Сергея Тимченко «Реконструкция застройки прибрежной территории Центрального планировочного района Ростова-на-Дону» — не нова.

Она заложена еще в послевоенном генплане города академика Семенова и Яна Ребайна. Однако, чтобы выдвинуть свою градостроительную концепцию развития прибрежной территории, автору пришлось продумать устройство всего Центрального планировочного района.

Подробности — в нашей рубрике «Новые имена», рассказывающей как о концептуальных, так и о реализуемых проектах молодых архитекторов и градостроителей.

Согласно проекту выпускника ИАрхИ 2008 года Сергея Тимченко, границы набережной расширятся вплоть до Кизитериновской балки и она будет иметь вид двух террас. Нижняя будет проходить по ул. Береговой в границах пр. Сиверса и ул. Инициативной, верхняя — по улицам Седова, Нижнебульварной, Листопадова, Богданова. Склоны берега между террасами должны быть озеленены. Проектом предполагается формирование «планировочных узлов». Узлы выходят на основные ростовские магистрали и поделены на три категории в зависимости от транспортной значимости. Строительные узлы 1-й категории расположены на улицах, которые имеют выход на левобережье, т.е. где будут строиться мосты (выход проспекта Сиверса, Театрального спуска и др.).

Их предлагается застраивать в основном общественными зданиями максимальной высотой до 135 метров (более 40 этажей). Узлы 2-й категории (выход пр. Буденновского, Богатяновский спуск) будут заполнены жилой застройкой до 90 м высотой, узлы 3-й категории (пер. Семашко, пер. Крыловской и др.) — зданиями до 60 м. Раскрытый к реке город будет иметь волнообразный силуэт, потому что планировочные узлы задают ритм, с самыми высокими точками в районе пр. Сиверса, пр. Ворошиловского, вокруг будущего моста на Соколова, Театральном спуске, между 19-й и 25-й линиями. Другие акценты — собор, стела, 16-этажные дома на Ворошиловском, строящиеся бизнес-центры «Балканы» и «Пять морей». Предполагается много пешеходных спусков. Например, в районе Молодежного театра можно сделать спуск, параллельный Театральному, и так вывести Нахичевань к набережной.

— Набережная обладает композиционными качествами и речного, и морского фасада, в этом была сложность проектирования. Для морского фасада характерен целостный силуэт на большом протяжении, а для речного — композиционные акценты на небольших участках, — комментирует Сергей Тимченко. — Другая сложность — историческая застройка в центре над набережной. Есть много мнений, что с этим делать: сохранять, реконструировать, сносить? Мы предлагаем привязать новую застройку к существующей, исторической и современной. Все-таки большая часть исторической ростовской застройки — это аварийный и малоценный фонд, который реконструировать невозможно. А памятники выявлены, и их необходимо сохранить. В проекте появляется транспортное кольцо: в него перед Батайской развязкой замыкаются пр. Сиверса и улица Инициативная. Первое кольцо будет дублироваться железной дорогой.

Предприятие «Красный Аксай», которое находится в створе Кизитериновской балки, автор проекта предлагает реконструировать: часть помещений оставить, а огромные большепролетные цеха использовать под технопарк, научно-производственный центр.

На Зеленом острове, куда, вероятно, будет вести канатная дорога, предполагается построить объекты рекреационного назначения и создать городской парк.
— Застраивать левобережье плотно и высоко неприемлемо как с градостроительной, так и с экологической точки зрения, поскольку и сама пойма реки Дон, и «фасад» города уникальны, — считает Сергей. Автор проекта решил продолжить обучение в аспирантуре и заниматься градостроительными проблемами.

— Надо выдвинуть гипотезу по формированию центральных планировочных районов городов Юга России. Какая застройка должна в них преобладать — жилая, общественная? Место ли там промышленным объектам? Вряд ли решения этих вопросов в нынешних генпланах имеют под собой строгую научную основу, — заключил он.

Логотип Вестник Строительство