Пространство Дона — атлас генпланов

Пространство Дона — атлас генпланов

Санкт-Петербургский институт урбанистики закончил в конце прошлого года работу над генпланом Ростовской области

Санкт-Петербургский институт урбанистики закончил в конце прошлого года работу над генпланом Ростовской области, который в обладминистрации, учитывая территорию в 100 тыс. кв. км, более скромно называют «схемой территориальной организации области». Ожидается, что после утверждения схемы на заседании Правительства РФ уже в мае она обретет свой официальный статус и станет руководством к действию для перспективного развития нашего субъекта федерации.

Питерский институт урбанистики выиграл тендер на создание генплана Ростовской области еще в 2002 г. Однако работа по нему продвигалась весьма не просто, так как в ходе его разработки в декабре 2004 г. вышел новый Градостроительный кодекс РФ, который уже по-иному трактовал содержание подобных проектов, были приняты новые механизмы их утверждения на федеральном уровне. В начале этого года необходимые для утверждения генплана документы Минрегионразвития РФ (МРР) разослал для согласования в 28 министерств, что заняло достаточно много времени, затянув появление в свет схемы до апреля 2007 г. Последний отчет донских властей перед правительством РФ с учетом высказанных министерствами замечаний успешно прошел в начале апреля.

В нем уточнения были сделаны по четырем так называемым «проблемным ареалам» — концентрированное расселение в Ростовской агломерации; специфические шахтерские территории Восточного Донбасса; Волгодонская система — противовес Ростову (как перспективный центр в региональной системе расселения между Ростовом и Волгоградом); дисперсное сельское расселение. По каждой из них делаются дополнительные разработки, которые позволят более конкретно рассматривать обустройство территорий области.

Главным из ареалов естественно считается Ростовская агломерация, для развития территории которой необходимо учитывать различные расселенческие связи между ее городами — трудовые, бытовые, производственные, транспортные, рекреационные. А вопрос развития территорий между городами агломерации приобрел особую актуальность, требующую детального проектирования.

Согласно контракту с обладминистрацией, питерский Институт урбанистики к середине февраля должен был представить донским властям концепцию территориального развития Ростовской агломерации. А в течение года каждый из входящих в нее городов должен будет принять собственный генплан, после чего в декабре 2007 г. институт представит схему развития Ростовской агломерации на ближайшие 25 лет.

Как пояснили в АРО, комплексное развитие такого мегаполиса как Ростов в среднесрочной перспективе требует привязки к параллельному развитию как городов-спутников (Батайск, Аксай), так и близлежащих муниципальных образований (Таганрог, Азов, Новочеркасск). В горархитектуре донской столицы считают, что практически все «белые пятна» в городской черте уже застроены, поэтому Ростову придется развиваться только в сторону соседних районов, вынося туда как жилые, так и промышленные зоны.

В частности, будущее развитие жилого района Ливенцовка Ростова (12 млн кв. м жилья) будут создавать уже на землях Мясниковского района, крупные торговые комплексы в северо-восточной части города Auchan и IKEA строятся уже на землях Аксайского района, а промзона «Заречная» примыкает к Батайску. В Минстрое области считают, что свободные земли для таких масштабных проектов остались лишь на «пограничных с мегаполисом территориях, поэтому логичнее будет не делать отдельные генпланы близлежащих городов, а создать согласованную схему всей Ростовской агломерации, которая будет включать в себя общие — инженерную инфраструктуру, транспортные развязки, речные и железнодорожные узлы, промзоны и т.д.».

Более того, как заметил бывший заместитель полпреда президента РФ в ЮФО Александр Починок, «это уникальный огромный узел. Ростов, Батайск и Аксай необходимо вообще объединить в один большой город — двухмиллионную агломерацию». По его словам, перемещение в новые места аэропорта, речного порта, а также изменение железнодорожных потоков и создание 4-полосной дороги Москва-Сочи даст Ростову мощный толчок для промышленного развития. «Вложения в промышленно-транспортный проект «Южный узел» принесут новые инвестиции», отметил господин Починок.

Предполагается, что в агломерацию войдут восемь административных районов и крупные муниципальные образования. Концепцию и схему пространственного развития Ростовской агломерации по заданию облархитектуры на основе тендерных торгов, делает также питерский Институт урбанистики, который разработал генеральный план развития Ростова.

По выражению руководителя комплексной архитектурно-планировочной мастерской Института урбанистики Евгения Юденича, «подобные схемы уже вовсю применяются в Европе, в частности, существует так называемый «маленький Париж» с населением в 2 млн человек и «большой Париж» с пригородами — 10 млн жителей. Почему бы нам не создать то же самое на Дону.

В обладминистрации подчеркивают, что проект Ростовской агломерации — первый подобного рода в России, и не исключено, что он столкнется с определенными трудностями технического плана в ходе его осуществления.

По мнению экспертов Агентства инвестиционного развития Ростовской области, общий объем инвестиций в создание нового промышленно-транспортного кластера Ростовской агломерации — «Южного хаба» составит порядка 57,7 млрд рублей. Из них только на строительство международного аэропорта «Южный» в Батайске пойдет не менее 20,1 млрд рублей, новый мост через Дон в районе улицы Сиверса — 6,7 млрд рублей, мост в районе улицы Соколова — 7,2 млрд рублей.

При этом ряд экспертов высказывают сомнения в существующем проекте. В частности, по генплану Ростова специалисты Департамента архитектуры и строительства города утверждают, что для возведения Кумженского жилого массива (слияние Дона и Мертвого Донца) на заливных территориях иловых отложений, в непосредственной близости от природного заповедника дельты Дона, придется намыть не менее 90 млн куб. м песка, что приведет к удорожанию квадратного метра жилья на 3-4 тыс. рублей и сделает его просто нерентабельным.

Некоторые специалисты выступают и против строительства нового международного аэропорта на базе бывшего военного аэродрома в Батайске. По их мнению, именно эта площадка является наиболее перспективной для жилищного строительства. Аэропорт же целесообразнее разместить между Ростовом и Таганрогом. Однако при этом не учитывают более значительную выгодность формирования здесь стратегически и экономически важного регионального транспортного узла (соединяющего все виды транспорта — воздушного, железнодорожного, автомобильного и речного) и формирования на его основе южнороссийского логистического интермодуля.

Согласно контракту с обладминистрацией, в декабре 2007 текущего года питерцы должны представить донским властям полный пакет документов по развитию Ростовской агломерации. По словам замминистра территориального развития, архитектуры и градостроительства, главного архитектора Ростовской области Александра Бояринова, «мы предугадали с ростовской агломерацией, потому что занимаемся ее развитием уже несколько лет, а МРР только сейчас вышел в правительство с предложением о выделении 8 супермегаполисов в России с последующим их финансированием из федерального бюджета, как российских точек роста. Среди них Ростовская агломерация — одна из первых после Москвы и Санкт-Петербурга.

Вторым «проблемным ареалом» стали специфические по расселению шахтерские территории Восточного Донбасса, для приоритетного развития которых даже пришлось на уровне области придавать им специальный статус. Города Красный Сулин, Шахты, Новошахтинск также складываются в определенную агломерацию, внутри которой складывается намеченная к развитию Красносулинская промышленная зона. Год назад она уже выдвигалась в правительство РФ для придания ей статуса особой экономической зоны, однако пока она еще поддержки в Москве не нашла. Есть в этом ареале также линейная группа городов — Белая Калитва, Каменск-Шахтинский, Донецк, а также города Гуково и Зверево.

Специфическая территория, живущая на основе развития угледобывающего региона. То есть, с учетом высокой миграции рабочей силы, жителей, покидающих ставшее уже давно аварийным жилье и др., населения, пережившего период депрессии и реструктуризации угольной промышленности. Сейчас в рамках модернизации отрасли с учетом сложной специфики территории именно для нее требуется отдельные планы городов.

Точка экономического роста третьего из «ареалов» — Волгодонского была намечена еще в советские времена. С одной стороны, значительная малозаселенная лакуна между Ростовом и Волгоградом, с другой — энергетический узел в составе Цимлянской ГЭС и АЭС создавал для этого серьезные предпосылки. Переживший также серьезный кризис Волгодонск, где останавливались предприятия и возникали проблемы не только бытового, но и техногенного характера, связанные с аварийным состоянием целого Нового города, все же до сих пор остается достаточно перспективным. На него, по утверждению господина Бояринова, и сейчас прогнозируется большое будущее с тем, чтобы подкорректировать его генплан и «вдохнуть» жизнь в этот крупный промышленный центр.

«Если у нас получится создать меридиональную связь из Москвы через воронежский Мичуринск, Вешенскую, Морозовск, Волгодонск, Куберле на Ставрополь (так называемый «мичуринский ход») с железнодорожной, автомобильной осью, то мы будем иметь дополнительный толчок для развития этого ареала», — делится заместитель министра территориального развития, архитектуры и градостроительства.

Четвертым проблемным звеном генплана станут сельхозтерритории юга, севера и востока области с центрами обслуживания в Миллерово, Морозовске, Вешенской, Сальске, Пролетарске, слабо водообеспеченные и нуждающиеся в специальной проработке.

В основной схеме есть вопросы развития планировочных осей системы расселения области, которые составляют автотранспортные, железнодорожные магистрали и инженерная инфраструктура (газопроводы, нефтепроводы, ЛЭП свыше 500 кВт, связь), создающие пространственную решетку опорного каркаса. К этим осям и присоединяются генпланы городов, выполняющие каждый свою роль в этом пространственном каркасе области, определяющего свои точки роста.

«Из нашей жизни ушло планирование, — говорит господин Бояринов, — исчезли органы, которые прогнозировали нашу жизнь, перспективу и ориентиры, под которые строится та или иная планировочная схема. В советское время весь Ростов строился вокруг градообразующего «Ростсельмаша» — город же был как бы сбоку, и предгорисполкома уточнял у его директора различные вопросы развития города. Ныне же в рыночном обществе главенствующими стали территория и социально-экономический комплекс города, а уже потом решается, нужен ли там «Ростсельмаш» или нет. Поэтому у нас впервые в России создано министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства. При этом однако только сейчас, когда готова схема, область заканчивает разработку и стратегии социально-экономического развития РО до 2020 года».

В идеале, считает главный архитектор области, правильнее было бы создавать генпланы по «пирамиде», начиная со схемы планирования территории России, потом субъектов федерации, проблемных «ареалов», городов, районов, кварталов и т.д., где выводы одной служат основанием для развития другой. Пока же где-то кто-то задержался, кто-то разрабатывает их параллельно, и в этом и заключается сложность для проектировщиков и планировщиков.

Генплан Ростовской агломерации

В конце 2007 г. Санкт-Петербургский институт урбанистики завершит разработку схемы территориального планирования Юго-Западного внутриобластного района Ростовской области (Ростовская агломерация). Необходимость выполнения данной работы вызвана активизацией за последнее время инвестиционных процессов на этой территории, требующих комплексного решения проблем, связанных с размещением площадок под новое жилищно-гражданское строительство, промышленное строительство, определением параметров развития инженерно-транспортной инфраструктуры, решения вопросов землепользования. В составе данной работы каждый муниципальный район получит схемы своего территориального планирования.

Это первый уровень документов территориального планирования, который определен Градостроительным кодексом РФ для муниципальных образований. Далее необходимо разработать генеральные планы каждого из них. Подготовка этих документов входит в полномочия муниципальных образований, однако, учитывая остроту проблемы по обеспеченности всех муниципальных образований градостроительной документацией, а также ограниченность городских и сельских бюджетов, область частично берет на себя расходы по разработке документов территориального планирования, направляя средства областного бюджета по фонду софинансирования в муниципальные образования, в первую очередь тех, которые расположены в районах активного экономического развития — это Ростовская агломерация.

Таким образом, ведется разработка генеральных планов таких городских округов, как Азов, Батайск (исполнитель — ФГУП «НИИПГрадостроительства», Санкт-Петербург), Аксайского городского поселения (исполнитель — ООО ПСП «Севкавнипиагропром», Ростов-на-Дону) Большелогского сельского поселения Аксайского района и Маргаритовского сельского поселения Азовского района (исполнители этих работ определены на конкурсной основе). За счет средств местных бюджетов выполняются генеральные планы таких городских округов, как Новочеркасск и Таганрог. Все эти работы планируется завершить к 1 января 2008 г. После проведения экспертизы и публичных слушаний градостроительная документация подлежит утверждению представительными органами местного самоуправления.

При этом необходимо отметить, что кроме вышеназванных работ, по другим муниципальным образованиям Ростовской агломерации, градостроительная документация до сих пор не разрабатывается, несмотря на имеющийся картографический материал по всей территории Юго-западного внутриобластного района Ростовской области. Решение этих вопросов входит в полномочия муниципальных образований, которые их затягивают, а в связи с тем, что градостроительная документация разрабатывается около двух лет, их необходимо решать уже сегодня.

Градостроительный кодекс РФ устанавливает жесткие сроки выполнения этих работы — с 1 января 2008 г. не будет допускаться принятие решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа земельных участков, а также перевод земель из одной категории в другую для государственных и муниципальных нужд без документов территориального планирования, а с 1 января 2010 г. не будет допускаться выдача разрешений на строительство без правил землепользования и застройки.

Елена Вереникина, начальник отдела территориального развития и градостроительства

Справка «Вестника»

Юго-западный внутриобластной район Ростовской области, на территории которого сформировалась и развивается Ростовская агломерация, представляет собой наиболее урбанизированную часть области, на которой сконцентрировано более 50% всего населения области и около 60% городского населения. Собственно территория Ростовской агломерации занимает около 40% территории Юго-западного района. Она трактуется как единое территориальное образование, включающее зону влияния Ростова-на-Дону. Всего в агломерацию включены 4 городских округа (Азов, Батайск, Новочеркасск, Таганрог) и части 7 муниципальных районов (Неклиновского, Родионово-Несветайского, Мясниковского, Азовского, Кагальницкого, Аксайского и Октябрьского), кроме того в ее составе 43 сельских и 1 городское поселения. Основными планировочными осями агломерации являются: природно-ландшафтная (широтная) ось — река Дон в своем нижнем течении и Таганрогский залив Азовского моря; меридиональную ось формируют автомагистраль М-4 и железная дорога (Москва — Сочи, КМВ). Наиболее интенсивными связями с мегаполисом характеризуется территория, непосредственно примыкающая к границам городской черты Ростова-на-Дону — эта территория выделена в качестве ядра агломерации и трактуется как «Большой Ростов», включая Аксай, Батайск и Чалтырь.

Генплан Ростова принят, но главная работа — впереди

Итак, занявшая столько лет эпопея с разработкой и принятием проекта генерального плана донской столицы завершилась. Последнюю точку в ней поставила Ростовская городская Дума, единогласно проголосовавшая за утверждение генплана, после чего он принял силу главного градостроительного закона города. Впрочем, проектировщикам было легче, чем тем, кому предстоит проводить генплан в жизнь. Напомним, что к 2025 г. объем жилищной застройки в городе должен удвоиться. И если в нынешнем году в Ростове планируется возвести 700 тыс. кв. м жилой площади, то начиная с 2010-го — более 1 млн кв. м ежегодно!

Но амбиции Ростова как столицы федерального округа должны простираться шире, сказала в своем докладе главный архитектор проекта Ирина Гришечкина. И генплан предусматривает ускоренное строительство не только жилых и офисных зданий, но и учреждений социальной сферы, спортивных сооружений, туристской инфраструктуры, в чем мы особенно сильно отстаем. Например, в мегаполисах мира на 1000 жителей приходится 30-40 мест в гостиницах, а в Ростове — всего 2. Что же касается отставания спортивно-оздоровительной базы, то, считает Гришечкина, вряд ли в ходе выполнения нынешнего генплана ростовчане успеют его наверстать, на это понадобится не 25, а, наверное, 50 лет.

С таким скепсисом не согласился мэр города Михаил Чернышев. Приведя в пример стадион на Темернике, реконструируемый гребной канал и другие новостройки последнего времени, он высказал уверенность, что проблемы о которой говорили проектировщики, обязательно будут решена в обозримом времени.

Вновь поднимались, но быстро улеглись страсти по поводу перспектив строительства ростовского метрополитена. Как выяснилось, разработка даже предварительного метропроекта, без чего нельзя заблаговременно резервировать земельные участки под будущие павильоны станций и производственную базу подземки, стоит дороже, чем весь генплан. Решено отложить этот вопрос как минимум до начала работы над городским бюджетом-2008, и то при условии, что удастся заручиться поддержкой федерального бюджета.

Но по большинству поднимавшихся депутатами вопросов проектировщики не спорили. Согласились, в частности, что ускоренное развитие улично-дорожной сети требует резкого увеличения темпов строительства ливневой канализации и наращивания мощностей очистных сооружений. Что сделанный в генплане акцент на централизованное теплоэнергоснабжение не должен препятствовать пуску в городе новых газотурбинных станций, мини-котельных и других систем автономного обеспечения…

Важнейшей задачей директор департамента архитектуры и градостроительства Андрей Шумеев назвал разработку и принятие уже в этом году Правил землепользования и застройки в Ростове. По мнению депутата Валерия Мазанова, необходимо также иметь мастер-планы (эскизные проекты) с детальной проработкой застройки отдельно взятых кварталов, включая ее этажность. Эту работу, начатую в центре города, нужно распространить на все районы.

В общем, прав был заместитель главы администрации города по строительству и перспективному развитию Анатолий Лабусов, сказавший в опубликованном в прошлом номере «Вестника» интервью, что генплан — не догма, а только основа для предстоящей большой работы, которой в ближайшее время прибавится не только у строителей, но и у проектировщиков, депутатского корпуса.

Мониторинг изменений геологической среды в агломерациях ростовской области

Кафедрой городского строительства и хозяйства (ГСХ) РГСУ в рамках продолжения разработок по комплексному мониторингу всех объектов городского хозяйства выполнена работа по анализу инженерно-геологических условий и техногенного воздействия на них для Ростова, Азова, Новочеркасска и Таганрога, входящих в Ростовскую агломерацию.

Структура мониторинга содержит базу данных о рельефе, геологическом строении и инженерно-геологических свойствах грунтов, гидрогеологических условиях, объектах гражданского и промышленного строительства и инфраструктуре. При составлении базы данных были использованы наработки изыскательских и проектных институтов области, в том числе карты, составленные кандидатом геолого-минералогических наук, ведущим специалистом РостовДонТИСИЗ Калистой Меркуловой.

Комплексное отслеживание информации позволяет выполнить анализ и выявить опасные геологические процессы, которые могут негативно воздействовать на сооружения, человека и среду его обитания. Учет всех факторов, влияющих на геологические процессы, очень сложен и решается с помощью программного комплекса ArcGIS, послужившего основой информационно-аналитической системы «Геология». С использованием данной системы становится возможным комплексная оценка состояния геологической среды интересующей территории, а также прогноз ее изменений во времени под воздействием внешних факторов. Такая задача является очень актуальной при конкретной проработке застройки агломерации в целом и отдельных районов, а также позволяет оценить степень геологического риска при строительстве. Результат анализа выводится в виде, удобном для пользователя, и сочетается с другими программными продуктами, используемыми для строительных расчетов.

Составленные цифровые электронные карты позволяют проследить просадочные деформации, вероятность оползней и процессов подтопления. Одним из важных условий для строительства является анализ подтопления грунтовыми водами уже застроенных территорий, так как при этом сильно изменяются гидрогеологические условия. Кроме того, загрязненные воды негативно влияют также на экологическую обстановку.

Кафедрой ГСХ в настоящее время выполняется анализ процессов подтопления вышеупомянутых городов Ростовской агломерации. При этом очень интересным является пример Новочеркасска, где развитие городской среды в сочетании со сложным рельефом северного района города существенно изменило гидрогеологические условия. Постепенно водоносные горизонты замещают зону аэрации и поверхность грунтовых вод приобретает сложный пересеченный рельеф. В итоге изменился режим грунтовых вод и сформировались новые граничные условия, а начальные исходные данные, принятые при формировании городской среды, теперь не соответствуют реальным процессам. В итоге за полстолетия этот район столкнулся с проблемами подтопления и ухудшения экологической обстановки. Утечки из коммуникаций, инфильтрация осадков, изменение режимов испарения и другие факторы привели к качественному изменению гидрологических условий.

Комплексное взаимодействие городской среды и гидрогеологических факторов было учтено при помощи моделирования сценариев с различными исходными данными при помощи информационно-аналитической системы «Геология». Задавая различные варианты развития застройки районов, городов и агломерации в целом, можно оценить природу техногенных рисков на текущее время и отдаленную перспективу для принятия оптимальных градостроительных решений.

По Ростовской агломерации в целом работа будет выполнена в 2008 году. В последующие годы аналогичные работы предполагается выполнить для Волгодонской и Восточно-Донбасской агломераций.

Логотип Вестник Строительство