Ростову необходим Градостроительный совет

Ростову необходим Градостроительный совет

Роль архитектурной общественности должна быть повышена, чтобы влиять на формирование облика донской столицы

Заслуженный архитектор РФ, руководитель творческой архитектурной мастерской «Архстрой» Норальд Нерсесьянц предлагает вернуть в практику проведение Градостроительных советов в Ростове-на-Дону. Сегодня мнение архитектурного сообщества, да и главного архитектора крайне ограничено: отсутствие публичного обсуждения значимых объектов ведет к диктату застройщиков и в итоге к разрушению городской среды.

Раньше каждый месяц в Союзе архитекторов проводились обсуждения значимых проектов. Существовал Градостроительный совет, в состав которого входили уважаемые специалисты, выносившие решение по тем или иным объектам. С регалиями не считались. Могли разгромить проект уважаемого архитектора, если он разрушал сложившийся архитектурный ансамбль. Теперь ничего подобного нет. Нынешние публичные слушания — просто обмен эмоциями пенсионеров из квартала, где хотят построить дом. Более того, сложилась парадоксальная ситуация, когда у главного архитектора города исчезли полномочия согласовывать проект.
— Я не знаю, как можно в этом случае руководить застройкой города, — возмущается Норальд Нерсесьянц. — Решение по строительству того или иного здания принимает независимая экспертиза, в состав которой не входят архитекторы. Рассматривается только техническая сторона, соответствие нормативам, но не эстетика. В прошлом году мэр города издал постановление о создании Градостроительного совета Ростова-на-Дону, но ни разу Совет не собирался. А между тем сейчас появляются возмутительные проекты, в частности по застройке набережной. Возведение 25-этажного жилого дома на углу ул. Береговой и пр. Буденновского испортит сложившийся архитектурный ансамбль. Выход к Дону по пр. Буденновскому расширялся, переходя в сквер, который теперь превратится во внутриквартальный двор. Города живут тысячелетиями, архитектурная мода меняется. Важно, чтобы все гармонично сосуществовало. Пример прекрасного архитектурного ансамбля, где сочетаются разные века, направления и стили, — Театральная площадь. А пример того, как можно разрушить сложившуюся среду, — строительство ТЦ «Астор-Плаза», рядом с которым здание цирка стало напоминать собачью конуру. Сейчас все диктует заказчик, у которого свои вкусы. Редко находятся те, для кого важна эстетика, престижность. Для меня счастье, например, работать с таким клиентом, как концерн «Покровский», который взялся за реконструкцию целого квартала в центре города и дает возможность сделать все по высшему классу. Сложнее, например, с заказчиком, который планирует построить весомое здание на въезде в город и заявляет, что облицовывать керамогранитом его не будет, а просто поштукатурит. Я в таком случае отказываюсь делать проект. Свое имя дороже. Это ведь не рядовое здание социального жилья в спальном районе. Представьте, во что бы превратился Покровский сквер, если бы лоджии высоток были открыты и жильцы каждый по-своему городил остекление. Раньше меня мог поддержать главный архитектор города, сейчас он проект не смотрит. Я всегда вспоминаю слова великого архитектора Ле Корбюзье: «Когда я прихожу на место будущей застройки, то прежде всего задаю себе вопрос: «Для чего я сюда пришел? Чтобы разрушить все, что было до меня, и самоутвердиться? Или понять среду, подыграть ей и сделать новое качество, новый ансамбль?!»

344000 г. Ростов-на-Дону, ул. Журавлева, 47, оф. 8, 13, тел.: (863) 250-60-31, 250-64-81.
Логотип Вестник Строительство