Ростову необходим Градостроительный совет
Роль архитектурной общественности должна быть повышена, чтобы влиять на формирование облика донской столицы
Заслуженный архитектор РФ, руководитель творческой архитектурной мастерской «Архстрой» Норальд Нерсесьянц предлагает вернуть в практику проведение Градостроительных советов в Ростове-на-Дону. Сегодня мнение архитектурного сообщества, да и главного архитектора крайне ограничено: отсутствие публичного обсуждения значимых объектов ведет к диктату застройщиков и в итоге к разрушению городской среды.
Раньше каждый месяц в Союзе архитекторов проводились обсуждения значимых проектов. Существовал Градостроительный совет, в состав которого входили уважаемые специалисты, выносившие решение по тем или иным объектам. С регалиями не считались. Могли разгромить проект уважаемого архитектора, если он разрушал сложившийся архитектурный ансамбль. Теперь ничего подобного нет. Нынешние публичные слушания — просто обмен эмоциями пенсионеров из квартала, где хотят построить дом. Более того, сложилась парадоксальная ситуация, когда у главного архитектора города исчезли полномочия согласовывать проект.
— Я не знаю, как можно в этом случае руководить застройкой города, — возмущается Норальд Нерсесьянц. — Решение по строительству того или иного здания принимает независимая экспертиза, в состав которой не входят архитекторы. Рассматривается только техническая сторона, соответствие нормативам, но не эстетика. В прошлом году мэр города издал постановление о создании Градостроительного совета Ростова-на-Дону, но ни разу Совет не собирался. А между тем сейчас появляются возмутительные проекты, в частности по застройке набережной. Возведение 25-этажного жилого дома на углу ул. Береговой и пр. Буденновского испортит сложившийся архитектурный ансамбль. Выход к Дону по пр. Буденновскому расширялся, переходя в сквер, который теперь превратится во внутриквартальный двор. Города живут тысячелетиями, архитектурная мода меняется. Важно, чтобы все гармонично сосуществовало. Пример прекрасного архитектурного ансамбля, где сочетаются разные века, направления и стили, — Театральная площадь. А пример того, как можно разрушить сложившуюся среду, — строительство ТЦ «Астор-Плаза», рядом с которым здание цирка стало напоминать собачью конуру. Сейчас все диктует заказчик, у которого свои вкусы. Редко находятся те, для кого важна эстетика, престижность. Для меня счастье, например, работать с таким клиентом, как концерн «Покровский», который взялся за реконструкцию целого квартала в центре города и дает возможность сделать все по высшему классу. Сложнее, например, с заказчиком, который планирует построить весомое здание на въезде в город и заявляет, что облицовывать керамогранитом его не будет, а просто поштукатурит. Я в таком случае отказываюсь делать проект. Свое имя дороже. Это ведь не рядовое здание социального жилья в спальном районе. Представьте, во что бы превратился Покровский сквер, если бы лоджии высоток были открыты и жильцы каждый по-своему городил остекление. Раньше меня мог поддержать главный архитектор города, сейчас он проект не смотрит. Я всегда вспоминаю слова великого архитектора Ле Корбюзье: «Когда я прихожу на место будущей застройки, то прежде всего задаю себе вопрос: «Для чего я сюда пришел? Чтобы разрушить все, что было до меня, и самоутвердиться? Или понять среду, подыграть ей и сделать новое качество, новый ансамбль?!»
344000 г. Ростов-на-Дону, ул. Журавлева, 47, оф. 8, 13, тел.: (863) 250-60-31, 250-64-81.
Раньше каждый месяц в Союзе архитекторов проводились обсуждения значимых проектов. Существовал Градостроительный совет, в состав которого входили уважаемые специалисты, выносившие решение по тем или иным объектам. С регалиями не считались. Могли разгромить проект уважаемого архитектора, если он разрушал сложившийся архитектурный ансамбль. Теперь ничего подобного нет. Нынешние публичные слушания — просто обмен эмоциями пенсионеров из квартала, где хотят построить дом. Более того, сложилась парадоксальная ситуация, когда у главного архитектора города исчезли полномочия согласовывать проект.
— Я не знаю, как можно в этом случае руководить застройкой города, — возмущается Норальд Нерсесьянц. — Решение по строительству того или иного здания принимает независимая экспертиза, в состав которой не входят архитекторы. Рассматривается только техническая сторона, соответствие нормативам, но не эстетика. В прошлом году мэр города издал постановление о создании Градостроительного совета Ростова-на-Дону, но ни разу Совет не собирался. А между тем сейчас появляются возмутительные проекты, в частности по застройке набережной. Возведение 25-этажного жилого дома на углу ул. Береговой и пр. Буденновского испортит сложившийся архитектурный ансамбль. Выход к Дону по пр. Буденновскому расширялся, переходя в сквер, который теперь превратится во внутриквартальный двор. Города живут тысячелетиями, архитектурная мода меняется. Важно, чтобы все гармонично сосуществовало. Пример прекрасного архитектурного ансамбля, где сочетаются разные века, направления и стили, — Театральная площадь. А пример того, как можно разрушить сложившуюся среду, — строительство ТЦ «Астор-Плаза», рядом с которым здание цирка стало напоминать собачью конуру. Сейчас все диктует заказчик, у которого свои вкусы. Редко находятся те, для кого важна эстетика, престижность. Для меня счастье, например, работать с таким клиентом, как концерн «Покровский», который взялся за реконструкцию целого квартала в центре города и дает возможность сделать все по высшему классу. Сложнее, например, с заказчиком, который планирует построить весомое здание на въезде в город и заявляет, что облицовывать керамогранитом его не будет, а просто поштукатурит. Я в таком случае отказываюсь делать проект. Свое имя дороже. Это ведь не рядовое здание социального жилья в спальном районе. Представьте, во что бы превратился Покровский сквер, если бы лоджии высоток были открыты и жильцы каждый по-своему городил остекление. Раньше меня мог поддержать главный архитектор города, сейчас он проект не смотрит. Я всегда вспоминаю слова великого архитектора Ле Корбюзье: «Когда я прихожу на место будущей застройки, то прежде всего задаю себе вопрос: «Для чего я сюда пришел? Чтобы разрушить все, что было до меня, и самоутвердиться? Или понять среду, подыграть ей и сделать новое качество, новый ансамбль?!»
344000 г. Ростов-на-Дону, ул. Журавлева, 47, оф. 8, 13, тел.: (863) 250-60-31, 250-64-81.
Похожие
Новое в архитектуре
Популярное