Вениамин Кравченко: «Молодым архитекторам нужно учиться красиво говорить»
Законодательные новеллы в образовании, упраздняющие систему профучилищ и лицеев, специалисты старой высшей школы воспринимают как нежелательные
Законодательные новеллы в образовании, упраздняющие систему профучилищ и лицеев, специалисты старой высшей школы воспринимают как нежелательные. Это попытки подстроиться под новые требования времени. «Без прошлого нет будущего, и ничего лучше, чем постепенность образования, пока не придумали», — утверждает Вениамин Кравченко, главный архитектор «Кавжелдорпроекта», выпускник РГСУ (РИСИ) 70-х годов прошлого века.
О студенческой практике
— До поступления в РИСИ я окончил Тихорецкий техникум железнодорожного транспорта, затем в армии трудился машинистом на железной дороге и по совместительству работал художником-оформителем. Одним из положительных моментов моего обучения на архитектурном факультете РИСИ было участие в студенческих строительных отрядах. В первый раз наш отряд строил коровник в пос. Чалтырь Мясниковского района и вел ремонтные работы в средней школе. Каменщик, штукатур, плотник, электрик — эти начальные строительные профессии я освоил в процессе строительства. Во втором студенческом отряде мы строили здание посложнее — нефтеперекачивающую станцию под Родионово-Несветайской. Самостоятельно мы не только спроектировали, но и возвели ее своими руками.
О высоких технологиях и ручном труде
— В отличие от моего студенчества сейчас нельзя опробовать полученные знания на практике. Сегодня работы готовятся при помощи 3Б-технологий. Пусть каждый студент попробует построить своими руками или спроектировать какой-нибудь сарайчик! Хотя многие молодые люди способны создавать замечательные пространства, и высокие технологии приходят им на помощь. Когда в конце 80-х прошлого века я впервые приехал в Глазго, мне удалось побывать в государственных и частных архитектурных организациях города-побратима. Ручная работа у них ценилась в пять раз выше машинной, потому что осталось очень мало архитекторов, которые способны подать рукой свою идею и ее архитектурное воплощение. Как говорил руководитель моего дипломного проекта, идею создает человек, а компьютер помогает в короткие сроки выполнить механическую работу.
Об ораторском искусстве
— В дипломах выпускников РИСИ послевоенного периода в графе «специализация» писали «инженер-архитектор». Это были в полном смысле слова универсальные специалисты. Славная старая плеяда ростовских строителей обладала конструкторскими, архитектурными знаниями и знаниями в области промышленно-гражданского строительства. Для них три составляющие архитектуры — польза, прочность, красота — были не пустым звуком. Сегодня на первый план вышел еще один фактор — экономический. Специалист внедряет какие-то изюминки в проект, а многие заказчики их выбрасывают из этой «булочки», выпеченной архитектором. Необходимо ввести в программу обучения архитекторов риторику. Зачастую идея замечательная, подача роскошная, а рассказать аргументированно о своей работе студент не может. А если еще слабо знает конструктивную часть своих проектных решений — фундамент, стены, каркас, колонны, то убедить заказчика не получится.
О «карманных» проектировщиках
— Многие крупные строительные компании Ростовской области и Краснодарского края, видя, что происходит с системой образования, создают свои проектные компании. В чем проблема «карманных» проектировщиков? В том, что они зависимы от частного собственника, который что-то строит и в этом процессе экономическую составляющую ставит превыше всего. Поэтому вокруг нас такая однообразная архитектура. Это заметно по новому высотному жилищному строительству в Ростове: все дома как-то одинаково неинтересны. Ресурсные центры, которые формируются при крупных предприятиях, будут готовить однобоких специалистов. В наше время как достижение преподносятся короткие сроки обучения. Скорость в обучении может сыграть плохую шутку: быстро — не значит качественно. Жаль, что утрачена начальная часть профессионального образования — ПТУ и т.д. Их выпускники всегда были на голову выше остальных и легче обучались в вузе, чем студенты со школьной скамьи. Не эта ли поступательность обучения является признаком его качества?
О студенческой практике
— До поступления в РИСИ я окончил Тихорецкий техникум железнодорожного транспорта, затем в армии трудился машинистом на железной дороге и по совместительству работал художником-оформителем. Одним из положительных моментов моего обучения на архитектурном факультете РИСИ было участие в студенческих строительных отрядах. В первый раз наш отряд строил коровник в пос. Чалтырь Мясниковского района и вел ремонтные работы в средней школе. Каменщик, штукатур, плотник, электрик — эти начальные строительные профессии я освоил в процессе строительства. Во втором студенческом отряде мы строили здание посложнее — нефтеперекачивающую станцию под Родионово-Несветайской. Самостоятельно мы не только спроектировали, но и возвели ее своими руками.
О высоких технологиях и ручном труде
— В отличие от моего студенчества сейчас нельзя опробовать полученные знания на практике. Сегодня работы готовятся при помощи 3Б-технологий. Пусть каждый студент попробует построить своими руками или спроектировать какой-нибудь сарайчик! Хотя многие молодые люди способны создавать замечательные пространства, и высокие технологии приходят им на помощь. Когда в конце 80-х прошлого века я впервые приехал в Глазго, мне удалось побывать в государственных и частных архитектурных организациях города-побратима. Ручная работа у них ценилась в пять раз выше машинной, потому что осталось очень мало архитекторов, которые способны подать рукой свою идею и ее архитектурное воплощение. Как говорил руководитель моего дипломного проекта, идею создает человек, а компьютер помогает в короткие сроки выполнить механическую работу.
Об ораторском искусстве
— В дипломах выпускников РИСИ послевоенного периода в графе «специализация» писали «инженер-архитектор». Это были в полном смысле слова универсальные специалисты. Славная старая плеяда ростовских строителей обладала конструкторскими, архитектурными знаниями и знаниями в области промышленно-гражданского строительства. Для них три составляющие архитектуры — польза, прочность, красота — были не пустым звуком. Сегодня на первый план вышел еще один фактор — экономический. Специалист внедряет какие-то изюминки в проект, а многие заказчики их выбрасывают из этой «булочки», выпеченной архитектором. Необходимо ввести в программу обучения архитекторов риторику. Зачастую идея замечательная, подача роскошная, а рассказать аргументированно о своей работе студент не может. А если еще слабо знает конструктивную часть своих проектных решений — фундамент, стены, каркас, колонны, то убедить заказчика не получится.
О «карманных» проектировщиках
— Многие крупные строительные компании Ростовской области и Краснодарского края, видя, что происходит с системой образования, создают свои проектные компании. В чем проблема «карманных» проектировщиков? В том, что они зависимы от частного собственника, который что-то строит и в этом процессе экономическую составляющую ставит превыше всего. Поэтому вокруг нас такая однообразная архитектура. Это заметно по новому высотному жилищному строительству в Ростове: все дома как-то одинаково неинтересны. Ресурсные центры, которые формируются при крупных предприятиях, будут готовить однобоких специалистов. В наше время как достижение преподносятся короткие сроки обучения. Скорость в обучении может сыграть плохую шутку: быстро — не значит качественно. Жаль, что утрачена начальная часть профессионального образования — ПТУ и т.д. Их выпускники всегда были на голову выше остальных и легче обучались в вузе, чем студенты со школьной скамьи. Не эта ли поступательность обучения является признаком его качества?
Похожие
Новое в архитектуре
Популярное