Александр Селеменев: «Город — это наше отражение»

Александр Селеменев: «Город — это наше отражение»

Градостроительство — долговечный и крупный вклад в историю

Архитектура находится на стыке чистого творчества, высокого искусства и прикладного ремесла. И как в любом виде искусства, каждое творение — это победа над трудностями. Задача архитектора — увидеть в ограничениях возможности, способствующие поиску новаторских идей и неординарных решений. Об особенностях градостроительства, стилистическом разнообразии в архитектурной палитре Хабаровского края и своем видении развития территорий региона рассказывает заместитель министра строительства — главный архитектор Хабаровского края Александр Селеменев.

Архитектурная поэзия: архитектура в поэзии или поэзия в архитектуре

Как говорил известный французский архитектор Ле Корбюзье, «город — это мощный образ, действующий на сознание человека. Разве не может он быть для нас источником поэзии и сегодня?» Воистину между стихотворением и зданием существует несомненное сходство — и то и другое построено.

«Город — это отражение его жителей», — вторит ему заместитель министра строительства — главный архитектор Хабаровского края Александр Селеменев.

У каждого города и региона есть свой неповторимый облик и характер. Хабаровск — уравновешенный и уютный, основательный, без хаотичных спонтанных нагромождений современных построек. Некоторые называют Хабаровск «Санкт-Петербург на Востоке» или «частичка Европы в Азии». 31 мая 2022 года, в день 164-летия Хабаровска, Александр Селеменев написал:


Что такое ГОРОД? Это лего…

Для игры умелыми руками,

В мыслях зарождаются идеи

будто сами,

Ты без нас таким красивым

не был.


«С некоторых пор я начал записывать свои впечатления. Уже около 20–30 сочинений написано. Возможно, филологам и писателям они покажутся рваными, неотесанными, но это мои переживания, которые хорошо складываются в форме стихов, и мне приятно через некоторое время к ним возвращаться и переосмысливать», — говорит он.

Вот отрывок из еще одного стихотворения:

Командировка — решил рисовать

Патриарший мост, храм показать.

Тонкая линия, нерв, каллиграфия,

Моего настроения фотография.


Поэзия связана с архитектурой не так прямо, как с живописью или графикой, хотя в традиционной религиозной архитектуре внешнее и внутреннее пространство храмов часто украшали поэтическими надписями. Подобные надписи можно найти и в православных соборах (например, в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге), и в мечетях и синагогах.


Историческое формирование облика

В конце XIX века Хабаровск становится столицей Приамурской губернии, и в нем разворачивается каменное строительство. Над деревянными жилыми постройками вырастают доходные дома крупных хабаровских купцов. Одни оформлены в стиле модерн, другие содержат элементы русского стиля XVII века с красно-серой кирпичной орнаментикой. Сочетание кирпича двух цветов позволяло создавать неповторимые по выразительности фасады. Даже небольшие здания купцы старались строить напыщенно и помпезно.

Кирпич стал тем универсальным материалом, который позволял достигать огромного разнообразия декоративных композиций. Применение резного кирпича еще больше расширяло простор для фантазии мастера. Уникальность кирпичного стиля в том, что декорация здесь как бы вырастает из тела стены. В Хабаровске многие старинные дома дореволюционной постройки оформлены в стиле «хабаровское кирпичное узорочье». Например, здание Общественного собрания, где размещается Театр юного зрителя.

В декоративном оформлении зданий архитекторы прошлого главное внимание уделяли лицевым фасадам, выходящим на улицу или площадь. Их разрабатывали с особой тщательностью, со вкусом продумывали каждую деталь экстерьера. Вместе с тем в Хабаровске сохранились дома, в которых одинаково подробно и детально проработаны все фасады — и передние, и задние. В их числе особняк Плюсниных.

В 1920-х годах появляется новый архитектурный стиль — советский конструктивизм, характеризующийся полным отказом от украшательств фасадов в пользу экономичности и функциональности. Зодчие придавали зданиям выразительность не через декор, а с помощью линий и объемов. Будучи в то время столицей Дальневосточного края, Хабаровск обязан был иметь соответствующие своему рангу здания. За несколько лет на парадной улице длиною в 1400 м, названной в честь графа Н. Н. Муравьева-Амурского, генерал-губернатора Восточной Сибири с 1848 по 1861 год, выросли такие яркие образцы конструктивистского стиля, как Дом советов, Дальневосточный банк, Дом коммуны, Управление связи и т.д. Эти постройки обогатили стилистическую палитру исторического ядра Хабаровска.

Эпоха сталинского классицизма продолжалась до конца 1950-х годов. Симметрия стала обязательным атрибутом жилищного строительства. Она проявлялась в квартальной застройке, композициях планов и фасадов домов. Как до, так и после войны в городах в основном велось штучное строительство. Это не позволяло формировать полноценные ансамбли, решать комплексную застройку больших участков. Однако как архитектурные произведения сталинские дома имели для городов большое значение. В дальневосточных городах сталинская архитектура была значительно проще, чем в столицах. Но даже и в более скромных вариантах сталинские фасады служат настоящим украшением площадей и улиц.

«В Хабаровске хорошо сохранились целые ансамбли исторических зданий, расположенные по главным улицам. Например, на улице Шевченко расположены Хабаровский краевой музей имени Н. И. Гродекова, Дальневосточный художественный музей, Военно-исторический музей, Дом офицеров. Таким образом, проявляется разностилевой лик города как дань эпохам. Исторический контекст, сформированный в соответствии с архитектурной стилистикой различных периодов формирования города, обогащает пространственную среду. Главные улицы располагают к пешим прогулкам благодаря широким пешеходным тротуарам с широкими же газонами и качественным озеленением. А вообще, все наши города обладают прекрасными панорамными видами, перспективами на акваторию с островами и горные образования. Хабаровск расположен на берегу одной из величайших рек планеты, в районе слияния Амура и Уссури. Рельеф города является градообразующим в исторической центральной части города. Понятная структура улиц, система площадей и скверов, бульваров, а также расположение архитектурных доминант позволяет легко ориентироваться и комфортно передвигаться. Протяженная набережная, сформированная как анфилада сменяющихся ландшафтных картин, прогулочных зон, площадок для занятий спортом, культурных, креативных акций, аттракционов, неизменно привлекает большое количество горожан, гостей города, в особенности в дни праздничных мероприятий. Город имеет значительное количество рекреационных территорий и еще больший потенциал для зеленого строительства, комфортных городских пространств», — говорит Александр Селеменев.


Бережное сохранение архитектурного своеобразия

Отсутствие хаотичной застройки, комфортный масштаб улиц, наличие инфраструктуры досуга формируют у жителей, туристов позитивный образ современного, развивающегося культурного центра на Востоке России.

«Благодаря реализации государственных и региональных программ мы сохраняем, восстанавливаем исторические памятники, воссоздаем утерянные объекты, строим новые культовые сооружения разных конфессий. Так, в настоящее время строится армянская церковь. Планируется разместить дацан, мусульманскую мечеть. Я лично участвовал в воссоздании храма Святителя Иннокентия Иркутского. Хабаровск отличается от многих городов тем, что нам удается сохранять историческую среду. Именно она является доминантой, а современное высотное строительство аккуратно идет вторым планом и вынуждено вписываться в архитектурный облик города. Возможно, Хабаровск немного консервативный в этом плане. Но градостроительство — это долговечный и крупный вклад в историю. Специалисты, которые проектируют и строят города, берут на себя огромную ответственность, ведь от их рук зависит, каким будет их облик. То, что разрабатывалось и создавалось годами, останется в памяти на столетия.

Образ будущего города формируется поколениями городских сообществ. Но одна из главных ролей принадлежит архитекторам. И она заключается в том, чтобы создавать образцы стиля, примеры высочайшего качества архитектуры, на которые и сегодня стоит равняться.

Вот взять, например, Дальневосточную государственную научную библиотеку, в прошлом торговый дом Плюсниных. Когда проходишь мимо этого здания, невозможно не обратить на него внимания. Это одна из самых ярких архитектурных страниц Хабаровска. Среди наших современников также есть архитекторы, стремящиеся создавать уникальные, яркие, произведения, которые становятся составной частью образа города», — говорит эксперт.


Архитектура как искусство возможного

«Сегодня мы разрабатываем новые подходы к стратегии развития города. И здесь не обойтись без мнения самих граждан. Одной из ключевых составляющих в градостроительстве является не только визуальная привлекательность, но и комфортные условия городской среды. Хабаровск имеет большой потенциал, который хотелось бы раскрыть. И нам важно понимать, что хотели бы видеть сами жители в ближайшие годы и на отдаленную перспективу. Мы планируем раскрыть потенциал перспективных территорий. Сегодня в разработке есть проекты реновации деградирующих застроенных территорий, промышленных зон. К крупнейшим перспективным проектам я бы отнес университетский кампус. Еще один флагманский проект — речной фасад города с набережными и развивающимися прибрежными территориями. Своеобразное «хабаровское Зарядье» с улицей стран Азиатско-Тихоокеанского региона. К разработке этого глобального проекта уже приступили в рамках составления мастер-плана города. Разрабатываются также и проекты парковых территорий с рекреационными, развлекательными функциями, зонами семейного отдыха. И, если заглянуть в далекое будущее, возможно, город кардинально изменится. Мне хотелось бы верить, что инфраструктура станет удобнее, повсюду появятся подземные парковки, дворы не будут загромождены машинами, старые и непригодные здания снесут, а уникальность и историческая значимость лучших архитектурных произведений сохранятся», — делится главный архитектор края.

Город — это прежде всего его жители. Благодаря их желаниям и предпочтениям формируются лики городов, преобразовывается инфраструктура.

«Мастер-планирование и градостроительное проектирование будут отвечать на запросы и предложения горожан в случае, если жители сами будут активнее в своих инициативах. Но в рамках разумного. Например, когда ко мне приходят с новациями пересадить людей на велосипеды и электросамокаты, я понимаю, что это так и останется инициативой, так как на Дальнем Востоке так не живут. Здесь многие покупают себе внедорожники, так как трудно переезжать с места на место, приходится преодолевать большие расстояния: территория края огромна, до ближайших городов 4–6 часов езды на автомобиле. Зимой, когда все заметает, кроме как на высокопроходимом транспорте не проехать. Здесь другие масштабы, уклад жизни. Люди предпочитают иметь больше личного пространства, к нам едут за просторами, ближе к природе. Хабаровчане свободолюбивые — это основная черта характера», — считает Александр Селеменев.


Вдохновляющие шедевры

«Мне посчастливилось побывать во многих странах мира. В каждой чувствуется своя самобытность при разностилевой архитектуре. На разном историческом этапе творят разные архитекторы, вдохновленные многогранными жанрами или видами искусства. Лично я сторонник хай-тека (например, яркий и первый представитель — Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже). Но меня также восхищают: Парфенон в Афинах, собор Парижской Богоматери, Гранд-опера, здание Фонда Луи Виттона в Париже, Музей Гуггенхайма в Бильбао, Дворец земледельцев в Казани, Миланский собор в Италии, собор Саграда Фамилия в Барселоне, Сеульский центр искусств в Южной Корее, здание отеля Marina Bay Sands в Сингапуре. Меня впечатляет транспарентная стеклянная архитектура, бионическая цифровая архитектура Захи Хадид. Но… чем больше я вижу, тем больше влюбляюсь в свой город после каждой командировки, скучаю по закатам на Амуре.

Да, может быть мне бы и хотелось, чтобы в Хабаровске тоже были красивые небоскребы, как Бурдж-Халифа в Дубае, но не Монпарнас в Париже, в историческом сердце города. В этом плане французские власти приняли верное решение: все современные прорывные проекты, в том числе и небоскребы, строятся в районе Дефанса. Там же находится знаменитая Большая арка, построенная по проекту датчанина Отто Фон Шпрекельсена. Это своеобразная территория экспериментальной архитектуры, отражающая стремления нового поколения архитекторов, которым мы не вправе запрещать реализовываться. Конечно, все должно быть в пределах разумного, без радикализма, коим обладал Ле Корбузье, предлагавший в свое время превратить Париж и Москву в города-небоскребы. И хорошо, что этим устремлениям не суждено было осуществиться. Архитектурная мысль может завести далеко», — заключил Александр Селеменев.

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД!

В городе радушный народ,

Творчески, красиво живет,

Стало вдруг светлей, жить и

веселей,

Много есть у его жителей идей!

...Город — добрых дел существо,

На высоких берегах торжество,

Формируется здесь речной фасад,

Горожанин каждый будет рад!

В городе хороший народ,

Счастливо и дружно живет,

Он ничем, ничем, ничем не обделен,

Потому что он в Россию влюблен!

А. СЕЛЕМЕНЕВ

15.05.2022

Текст: Лия Гильмутдинова

Фото: архив героя, Наталья Приходько

Это проект Отраслевого журнала «Вестник» «О чём говорят здания»: об архитектурном наследии России. Проект создан при поддержке Министерства строительства и ЖКХ РФ и Саморегулируемой организации Ассоциации «Объединение изыскателей».

Спецпроект: «О чем говорят здания»
Логотип Вестник Строительство