Архитектурный облик «третьей столицы России»

Архитектурный облик «третьей столицы России»

Казань ежегодно привлекает миллионы туристов со всего мира

Республика Татарстан является единственным в России регионом, после Москвы и Санкт-Петербурга, в котором сосредоточено три объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО — Казанский Кремль, Великий Болгар и комплекс Успенского монастыря на острове-граде Свияжск. В столице Татарстана проходят спортивные, культурные, архитектурно-строительные мероприятия международного и всероссийского масштаба, которые стимулируют регион к стремлению сохранять архитектурно-градостроительный облик и в то же время комплексно развивать новые территории. Об особенностях градостроительного развития территорий Татарстана рассказывает заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, председатель Союза архитекторов Республики Татарстан, член Союза дизайнеров России Владимир Кудряшев.


Архитектурный облик Казани через призму времени

«Третья столица России», «Город трудовой доблести» — эти почетные звания ежегодно привлекают не менее 3 млн туристов со всего мира. Лидерами народных смотров являются Казанский Кремль, Великий Болгар и остров-град Свияжск, а также уникальные историко-архитектурные комплексы Раифского монастыря. Притягивают внимание и современные архитектурные достопримечательности и благоустроенные территории Казани: Кремлевская набережная, набережная озера Кабан, центр семьи «Казан», уникальные спортивные объекты и современные жилые комплексы.

Исторический центр города был существенно перестроен в 1990–2000-е годы в рамках программ ликвидации ветхого жилья и подготовки к празднованию тысячелетия Казани. К сожалению, в это время многие участки исторической застройки были утеряны, а обветшалые памятники архитектуры снесены. Наиболее ценными в плане исторической застройки остаются улицы и площади в границах исторического центра Казани, Старо-Татарской слободы и, конечно, главная пешеходная улица столицы Республики Татарстан, по которой проходит каждый турист, — улица Баумана.

«В бытность моей 9-летней работы начальником отдела городского дизайна Главного управления архитектуры и градостроительства главы администрации Казани, помню, мы всем управлением из 12 человек были задействованы в проектировании и разработке архитектурно-дизайнерских решений улицы Баумана. Сейчас фонари и навесы кажутся архаичными. Но тогда мы справились со своей задачей, что было подтверждено Золотой статуэткой международного смотра-конкурса «Дизайн года», который проходил в 2001 году в Центральном доме художника на Крымском валу в Москве, за проект «Пешеходная улица Баумана». Изюминка была в том, что мы привезли на конкурс кусочек улицы Баумана в натуральную величину. Это произвело настоящий фурор», — вспоминает Владимир Кудряшев.

Сохранившиеся исторические здания, в том числе многочисленные культовые сооружения, являются достоянием Республики Татарстан. А вновь воссозданные мечеть Кул-Шариф и собор Казанской иконы Божьей Матери стали визитной карточкой города.

Соборная мечеть Казани была сожжена в 1552 году во время взятия Казани войсками Ивана Грозного. Спустя 4 века, в 1995 году, Указом Президента Татарстана Минтимером Шаймиевым было предписано воссоздать мечеть по сохранившимся изображениям и дать ей имя сеида (руководителя мечети) Кул-Шарифа.

Собор Казанской иконы Божьей Матери был утрачен в 30-е годы XX века. Первоначально на месте обретения Казанской иконы Божьей Матери была устроена деревянная церковь. 30 мая 1808 года собор был освящен и, по признанию очевидцев, сразу же стал архитектурной доминантой Казани, одним из первых и лучших образцов зрелого классицизма в Поволжье. Его появление сыграло большую роль в развитии новой стилистики волжских городов. С приходом советской власти собор был уничтожен для строительства на этом месте киностудии (татарского отделения «Восток-кино»). В новом тысячелетии комплекс монастыря начали восстанавливать 4 ноября 2015 года по Указу действующего Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова. Собор строился на пожертвования горожан и предприятий республики. В настоящий момент внешний облик воссозданного собора Казанской иконы Божьей Матери имеет полностью завершенный вид — на куполах установлены кресты, на фасаде появились мозаичные иконы, благоустроена площадь вокруг храма. Собор стал одной из узнаваемых архитектурных доминант города. Все живописное убранство полностью соответствует историческому облику храма.

«Точечная застройка в Казани имеет место, но сегодня это отдельные, исключительные случаи. В тренде комплексная застройка территорий. Например, философию «искусство жить» реализует жилой комплекс «Арт-сити», построенный в виде мини-города. Он представляет собой концептуальный комплекс, настоящий объект искусства. Здесь продуманы решения по входным группам, колясочные комнаты, квартиры с террасами, эргономичные планировки, безбарьерная среда, двор-парк, спортплощадки, частная школа, детский сад. Пешеходный бульвар с фонтанами выполнен в стиле сюрреализма. По архитектуре, по планировочным внутренним решениям это достойный пример по реализации комплексного подхода при строительстве жилых комплексов в Казани.

Вообще понятию «архитектурный, градостроительный облик» в Татарстане уделяется большое внимание. Требования к застройщикам, предъявляемые главными архитекторами, безусловно, дисциплинируют. Основные принципы, присущие архитектурному облику Казани в настоящее время — это выдержанность, лаконичность решений, функциональность, применение качественных отделочных материалов, игра с формами и объемами, пластикой фасадов. Такой подход всегда придает объекту большую выразительность», — отмечает Владимир Кудряшев.


«Золотой знак» как признание

Неслучайно на смотре-конкурсе «Регионы России» юбилейного, ХХХ Международного архитектурного фестиваля «Зодчество-2022» Татарстан был представлен экспозицией, в центре которой человек. 8 крупнейших застройщиков продемонстрировали 17 лучших жилых комплексов, которые в полной мере воплотили в себе все, что мы называем качественной городской средой, в том числе и за счет применения цифровых технологий.

«Умный жилой комплекс» — это жилой комплекс с развитой цифровой инфраструктурой, включающей в себя инженерную сеть и современное оборудование. Весь комплекс управляется единой цифровой системой, позволяющей обслуживать инженерные коммуникации с возможностью дистанционной передачи данных, а также обеспечивать жильцов всеми необходимыми сервисами для комфортного проживания.

«В современных реалиях, когда ценность времени возрастает в разы, умная квартира позволяет выполнять бытовые задачи быстрее. Сегодня меняются подходы не только к проектированию, но и к идеологии проектирования. В центре внимания — человек, житель, горожанин. И пока проектировщики будут отвечать желаниям, чаяниям, потребностям людей, которые будут проживать в этой среде, такие объекты точно будут востребованы», — говорит Владимир Кудряшев.

Татарстан не первый раз участвует в международном архитектурном фестивале «Зодчество». В 2017 году республика представляла общественные пространства (парки, скверы и набережные), в 2020 году — экспозицию, посвященную 100-летию ТАССР «Архитектура Татарстана сквозь столетия». А в этом году Татарстан стал обладателем «Золотого знака» в номинации «Развитие территорий и градостроительные решения» смотра-конкурса «Регионы России». Цель конкурса — выявление лучших примеров архитектурно-градостроительной политики и практики в регионах и городах России и новых подходов к созданию среды жизнедеятельности. Для профессионального архитектурного сообщества это высокое признание и логичное завершение той работы, которая велась в области комплексной застройки города последние годы. Особенно приятно было получать награду в юбилейный год фестиваля и год 90-летия Союза архитекторов России.


Союз как помощник

Союзу архитекторов Республики Татарстан — 88 лет. С 2017 года председателем правления является Владимир Кудряшев. Первая пятилетка — прекрасный повод подвести итоги.

«Союз выступает соорганизатором, участником многих мероприятий. Например, мы принимали непосредственное участие в серии семинаров по развитию городской среды «Диалоги», в мероприятиях для архитекторов и девелоперов ARDA, в международном фестивале «ЭКО-берег 2018», в международном фестивале «АрхНаследие-2019» и ряде других. С 1 по 3 декабря 2021 года в Казани проходил всероссийский архитектурно-строительный форум «Казаныш». Мероприятие собрало на единой площадке ведущих архитекторов, застройщиков, девелоперов и других специалистов отрасли из разных уголков России. В непринужденной обстановке профессиональное сообщество обсуждало проблемы и тенденции, и, конечно, члены Союза архитекторов Республики принимали активное участие в этом форуме.

Строительство, как и другие ключевые отрасли экономики, внедряет цифровизацию всех процессов. Модель цифровой трансформации строительной отрасли базируется на использовании информационных технологий на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства.

В свою очередь, цифровая трансформация требует квалифицированных кадров. В сложившихся условиях подготовка и обучение новых специалистов становятся особенно актуальными. Еще более актуальным, по словам Владимира Кудряшева, является подготовка архитекторов, градостроителей, которые в современных реалиях должны быть компетентными также в смежных отраслях, в вопросах управления, экономики, экологии. «Время диктует потребность в разноплановых специалистах. Особенно актуально это для главных архитекторов городов и населенных пунктов с точки зрения принятия взвешенных, обоснованных решений и возможности убеждать в принятии таких решений руководство», — завершает эксперт.


Текст: Лия Гильмутдинова

Фото: Лия Гильмутдинова, архив героя, сайты garbuzov-photo.ru, chudoru.net, Аdobe Stock

Иллюстрация: Александр Лютов

Это проект Отраслевого журнала «Вестник» «О чём говорят здания»: об архитектурном наследии России. Проект создан при поддержке Министерства строительства и ЖКХ РФ и Саморегулируемой организации Ассоциации «Объединение изыскателей». 

Спецпроект: «О чем говорят здания»
Логотип Вестник Строительство