Николай Шумаков: «В любом из нас отражается вселенная»

Николай Шумаков: «В любом из нас отражается вселенная»

В этом году Союз архитекторов России отмечает 90-летний юбилей.

17.08.2022

Сегодня в это творческое объединение профессионалов в области архитектуры, градостроительства, охраны культурного наследия входит 100 региональных отделений и 8 межрегиональных объединений организаций. Накануне юбилейной даты мы поговорили с президентом Союза архитекторов России, президентом Союза московских архитекторов, народным архитектором РФ Николаем Шумаковым об уровне отечественной архитектуры, о том, как можно повысить качество проектирования в стране, и о лучшей работе, которая всегда впереди.

Николай Иванович, юбилей — это хороший повод подвести итоги и обозначить дальнейшие перспективы развития. Как вам кажется, что является наиболее важным в деятельности союза за прошедшие годы? Чем вы гордитесь как руководитель союза, а что хотели бы изменить?

Не буду спорить с такой постановкой вопроса — она вполне традиционна. Однако подводить итоги я не люблю, потому что это означает некую черту, которая искусственно отделяет один период от другого, такой своеобразный стоп-сигнал, после которого логично притормозить. А вот этого как раз и не хочется делать. Любое творческое объединение, и наш союз не исключение, это живой, постоянно меняющийся организм.

В данном случае юбилей стал катализатором несколько иного подхода к анализу последних лет нашей истории, в том числе деятельности Союза архитекторов. Мир изменился экономически, геополитически, ментально, и это факт. Архитектура как искусство стала более многообразной, как ремесло — более сложной, как профессия — более уязвимой, но по-прежнему независимой.

Наиболее важным показателем для всех нас оказался, как ни парадоксально, период пандемии. В течение двух лет всеобщей вынужденной изоляции Союз архитекторов не отменил ни одного из запланированных в Москве и в регионах мероприятий. Чем это объяснить? Везением, счастливым совпадением событий?.. Не знаю, но думаю, что это результат четкой, скрупулезно выверенной и слаженной работы всех членов Союза архитекторов, его региональных организаций и аппарата. За каждым фестивалем или форумом, за каждой конференцией или выставкой стоит сложная подготовительная работа, десятки встреч, переговоров, состыковок. Бывали ситуации, когда приходилось срочно менять даты, место проведения, но все равно взаимопомощь и консолидация всегда выводили на нужный результат.

Вот этим я горжусь по-настоящему, потому что единство союза — это его главный фундамент. Мы можем быть непохожими ни в чем, приверженными разным направлениям архитектуры, можем оценивать ее развитие не только объективными, но и субъективными критериями. Но если все это служит общему делу, значит, работаем не зря.

Что же касается моих желаний что-либо изменить… Знаете, в любом из нас, в каждом пространстве — личном, служебном, общественном, как в капле воды, отражается вселенная со всеми ее радостями, страхами, надеждами. Я бы хотел изменить мир. Но мне это не под силу.

!Moscow,_Leningradsky_prospect_-_road_surveillance_service_building_(30715974083).jpg

Как вы оцениваете работу в региональных Союзах архитекторов? Чем дышат региональные отделения? Какие вопросы их волнуют, какими успехами они могут поделиться?

Дышим одинаково, иногда ровно, временами учащенно, как и все, кому выпадает не просто наблюдать за другими, но и самим вкладываться в общее дело. Совсем недавно в Калуге собирался очередной Совет главных архитекторов муниципальных образований и субъектов РФ. Он существует уже более тридцати лет, и его бессменным руководителем до последних дней жизни был Александр Викторович Кузьмин. Мне вспоминается его фраза, сказанная на одном из советов: «В градостроительстве нельзя тиражировать плюсы. Для каждого региона в силу сложившейся ментальности, исторических и географических особенностей плюсы свои. А вот минусы общие. Потому так важно встречаться, общаться, обсуждать профессиональные проблемы и эти самые архитектурные минусы, на которые мы натыкаемся в своей повседневной деятельности». Подписываюсь под каждым словом.

Также и в работе Союза архитекторов нельзя ориентироваться только на чей-то конкретный опыт, чаще всего он обусловлен целым рядом сопутствующих факторов. И, тем не менее, минусы общие: пассивность, зачастую прочно занятая позиция наблюдателей, отсутствие в организации достаточного числа молодых, кому интересно быть в гуще событий, скудные средства, не позволяющие активно и полноценно участвовать в различных выездных мероприятиях союза, например, приезжать со своими проектами в Москву на «Зодчество»... А это необходимо для постоянного стимула быть членом организации, работать в ней, тратить на это свои силы и время.

Плюсы, или, я бы сказал, опыт каждый руководитель местной организации Союза архитекторов по крупицам собирает в своем регионе. Это может быть прочная связь с профильным департаментом, и тогда Союз архитекторов становится полноценным участником формирования градостроительной повестки в регионе. Крайне важно, когда наши коллеги входят в архсоветы и комиссии, наравне с чиновниками принимают важные решения по вопросам архитектуры.

Что еще? Наверное, постоянный контакт с профильным вузом не только своего города, но и региона, что позволяет проводить мастер-классы и семинары, планомерно заниматься повышением профессионального уровня молодых архитекторов и начинающих специалистов. Да много чего есть в регионах, и опыт этот уникален своим разнообразием. Можно вспомнить и фестиваль «Зодчество» в Сибири, и «Архигеш» в Кемерово, и «АрхИдею» в Екатеринбурге, и архитектурные автопробеги в Краснодарском крае...

Нас всех волнуют вопросы профессии в первую очередь. Но я понимаю, что такой ответ может показаться слишком общим и лишенным конкретики. Однако это именно так. За конкретикой надо ехать в регионы и там, на месте, расспрашивать моих коллег. Уверяю, им есть что рассказать.

!moskva-zhivopisnyi-most-002.jpg

В последние годы в России реализован ряд проектов западных архитекторов, в том числе авторства таких ведущих мировых профессионалов, как Норман Фостер. Как вы считаете, уход из России ряда иностранных компаний, в том числе и в сфере архитектуры, — это потеря для городов или же возможность создать что-то свое, уникальное и неповторимое? Вы говорили, что «у великой России должна быть великая архитектура». Может, это возможность стать таковой?

Именно так. Вы сами ответили на свой вопрос. Я могу только повторить то, что говорил в других интервью, не только в недавних, но и много лет назад. Позиция моя в этом вопросе не изменилась. В России в разных городах есть некие знаковые объекты, созданные по проектам великих иностранных архитекторов. И Норман Фостер — гений, и Заха Хадид, и много еще имен можно вспомнить, написать, произнести с придыханием. Говорю искренне. Но ни один из них не способен конкурировать с нашими собственными архитектурными мастерами. Уход из России иностранных бюро — это их выбор между архитектурой и политикой в пользу политики. А перед нами такой выбор не стоит. Мы как работали на своей земле, в своей стране, изучая и уважая ее историю, сохраняя идентичность и целостность нашего многонационального зодчества, так и продолжаем проектировать и строить. И это произошло не сейчас, а началось сотни лет назад, когда по всей стране рождались малые и крупные города, куда теперь потоками плывут, летят и едут миллионы туристов, восторгаясь историческими ансамблями, конструктивистскими решениями пространства, новыми жилыми комплексами с авторской архитектурой. Мы не привыкли называть гениями своих коллег, живущих рядом, создающих то самое уникальное и неповторимое. Но это говорит только о нашей природной скромности, которая свойственна истинному таланту.

Ст.-Зябликово.jpg

В одном из интервью нашему изданию вы говорили: «Закон об архитектурной деятельности не должен стать индульгенцией для потока непрофессионалов, которых предостаточно на современном градостроительном рынке». Та редакция закона, которая находится на рассмотрении в Госдуме, устраивает профессиональное сообщество? И как вообще можно бороться с архитекторами-непрофессионалами?

Знаете, столько уже сказано на эту тему, что повторять как-то странно. Отвечу коротко. Пик обсуждения закона пришелся на конец 2021-го и начало 2022 года. Мы встречались с коллегами из Минстроя, Российской академии архитектуры и строительных наук, Национальным объединением проектировщиков и изыскателей, проводили рабочие совещания в Союзе архитекторов. В результате нам удалось достичь определенного согласия в том, как в законе будут прописаны основные положения, влияющие на развитие архитектурной деятельности. Все, что предлагалось от лица профессионального сообщества, принималось его большинством. Но вы же понимаете, что невозможно достичь полного согласия в организации, насчитывающей 12 тысяч человек. Значит, есть и будут несогласные. И это данность, с которой надо считаться, а не бороться.

Теперь о том, как вести себя с непрофессионалами на градостроительном рынке. Не открою никакого секрета, если скажу: только законными способами. Прежде всего надо хорошо учить будущих специалистов. Далее — совершенствовать практические навыки, которые должны получать молодые, вступая в профессиональную жизнь. Тут уже сообщество может оказать серьезную поддержку в организации дополнительных форм образования, повышения квалификации и тщательном отслеживании применения квалификационных стандартов. И так дальше: не полагаться на тех, кто не готов нести ответственность за качество своей работы, не потакать заказчику, если он требует сделать то, что наносит вред объекту или пространству... В общем, ничего нового, просто жить и работать по совести. Но это такая банальная истина...

Зодчество-2019_DSC_5242.jpg

Недавно министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков заявил о том, что Россия выйдет из Болонской системы высшего образования. Как, по вашему мнению, это скажется на качестве образования архитекторов?

Я сторонник того, чтобы каждый занимался своим делом. Это как раз к нашему разговору о профессионализме. Чтобы рассуждать о Болонской системе, надо вдумчиво и ответственно заниматься этой проблемой. У меня немного другая специальность. Но, конечно, вопросы архитектурного образования я отношу к первоочередным задачам и как президент Союза, и как практикующий архитектор. Именно поэтому 30 июня состоялось заседание сразу трех комиссий Общественного совета Минстроя России на тему «Актуальные вопросы системы образования в области архитектуры и градостроительства». В том числе обсуждались плюсы и минусы Болонской системы. Инициатором выступила наша комиссия в сфере градостроительной деятельности, архитектуры и гражданского строительства, куда я вхожу с рабочей группой от Союза архитекторов.

К сожалению или счастью, я уверен, что ни наш вход в Болонскую систему, ни тем более наш выход из нее не решат задачи, которые мы должны ставить перед собой как жизненно важные для профессии. Прежде всего необходимо проследить весь путь подготовки, который проходит будущий архитектор, знать, кто и как его обучает, какие методики применяют преподаватели. Никакая Болонская система не принесет нашей профессии столько вреда, сколько мы получаем от многочисленных курсов, школ и даже академий, где за два месяца гарантируют получение диплома архитектора. Только приди и заплати. Вот с этим надо разбираться и бороться как с очевидным злом.

В конце октября 2020 года в рамках онлайн-заседания Совета по культуре и искусству вы обратились к президенту России с предложением создать в структуре Правительства РФ министерство или агентство по архитектуре и градостроительству. Владимир Путин назвал министерство архитектуры «запросной позицией», не исключив возможности формирования отдельного ведомства. Были ли за полтора года какие-то движения в сторону создания такого ведомства? Какой вам видится структура данной организации?

Давайте начну с конца. Что толку говорить о структуре того, чего пока нет? Пустая трата времени и лишняя почва для досужих вымыслов. О возможности создания профильного агентства мы говорим много лет. Но еще три-четыре года назад стоило начать это обсуждение, как обязательно раздавались голоса, что нечего попусту тратить время, да кому это нужно, все это просто утопия… Шло время. Кроме Союза архитекторов об этом заговорили региональные профильные министры, которым часто приходится решать свои проблемы на федеральном уровне, но всякий раз это иное министерство и новые люди: то Минстрой, то Минэкономразвития, то Минкультуры. Вы правы, только после того как предложение было сделано официально от лица Союза архитекторов на Совете по культуре и искусству при Президенте РФ, началось какое-то движение. Эту тему уже обсуждают не только архитекторы-практики, но и чиновники, руководители профильных региональных и федеральных ведомств. Мы подошли к тому, чтобы создавать подобную структуру, но только при реальном положительном решении этого вопроса высшим руководством страны. Мысли есть, и даже оформленные в некий пояснительный документ, который создавался, что крайне важно и особенно ценно, при непосредственном участии региональных руководителей организаций Союза архитекторов России. Мы к этому разговору и действиям готовы.

Вам принадлежит высказывание: «Лучшая работа всегда впереди». Какой вам видится ваша лучшая работа? Какой проект хотелось бы создать?

Ну, тогда уже включаем логику. Если лучшая работа у меня впереди, откуда же мне знать, что это будет?.. Не знаю, никогда над этим не задумывался. Не бывает такого, чтобы я сидел и мучительно задавался вопросом, что же еще такое сотворить? На то оно и творчество, что озарение приходит внезапно, причем именно тогда, когда времени на размышления и всякие душевные терзания нет. А потому бежишь дальше по делам, продолжаешь работать над очередной веткой метро, или какой-нибудь транспортной развязкой, или картиной и начисто про это озарение забываешь. А вот если оно возвращается, мучает тебя, заставляет беспрестанно думать, мешает работе... Тогда понимаешь, что это к тебе постучалась новая идея и ты должен уделить ей время и внимание. А уж каким будет замысел, а тем более воплощение... Даже представлять не возьмусь. Это как решить за новорожденного, что он станет гением, да еще сразу определить, в какой области он себя проявит. Так не бывает.

Авторы: Софья Романова