Заглянуть в будущее

Заглянуть в будущее

С этой задачей помогает справиться мастер-план, если речь идет о прогнозе развития города или городской агломерации

Мастер-план — далеко не новое понятие для российского урбаниста, градостроителя или увлекающегося тематикой территориального развития обывателя. Впервые мы познакомились с этим термином более 10 лет назад. За это время ряд российских городов обзавелись собственными мастер-планами. Однако до сих пор ведутся дискуссии о том, насколько на самом деле необходим этот документ. Об этом обозреватель «Вестника» поговорил с директором Агентства территориального развития Алексеем Саниным.

— В России термин «мастер-план» впервые был применен в 2011 году, когда под руководством голландских архитекторов создавалась стратегия пространственного развития г. Перми. А уже в 2014 году КБ«Стрелка» в своем фундаментальном исследовании «Стратегический мастер-план: инструмент управления будущим» окончательно укрепило в профессиональном обиходе российских специалистов понятие «мастер-план», четко наполовину разделив их позицию относительно нужности или бессмысленности этого документа в условиях российской системы градостроительной документации.

С того момента прошло более 10 лет. Разработаны десятки мастер-планов крупных городов и агломераций страны. Споры не утихают, но при этом стратегии пространственного развития становятся все более востребованной формой визуализации будущего развития территории любого масштаба.

Полезный факультатив

— Понятие мастер-плана до сих пор никак не закреплено в существующей системе градостроительной документации. Его попросту не существует. Мастер-план является факультативом для региональных или муниципальных властей, когда речь заходит о попытке заглянуть в будущее города или городской агломерации. Плохо ли это? Я считаю, что нет, и, кажется, это именно тот случай, когда отсутствие нормативного закрепления играет на руку конечному результату.

По своей сути мастер-план сегодня занимает среднюю позицию между «гуманитарной» стратегией социально-экономического развития и «технических» генерального плана, правил землепользования и застройки и проектов планировки территорий. Подобная позиция выгодна с точки зрения формулирования ключевых целей разрабатываемого документа. В зависимости от них мастер-план может либо «уходить» в сторону инвестиционного обоснования изменений и источников финансирования предлагаемых проектов — от глобальных до «быстрых побед», либо фокусироваться на углубленном графическом представлении предлагаемых изменений вплоть до масштаба отдельного здания в составе объемно-пространственного регламента квартала застройки. Все зависит от цели, которую ставит заказчик стратегии. В гибкости мастер-плана состоит, на мой взгляд, одно из главных преимуществ мастер-плана и его нерегулируемости.

Логика развития территории

— Приведу в качестве примера мастер-план города Таганрога, в разработке которого мне удалось принять участие. Ключевая цель всех городских преобразований, сформулированная на всех уровнях власти, состоит в превращении Таганрога в туристический центр на Азовском море.

По итогам глубокого чек-ап состояния города и анализа различных «слоев» городской экосистемы были сделаны несколько выводов. Во-первых, несмотря на большой культурно-исторический пласт и уникальность города, туризм развит слабо. Во-вторых, транспорт развивается разрозненно, нет единства пешеходных связей и инфраструктуры. В-третьих, территория города ограничена для перспективного развития. Город не может дальше разрастаться. И, наконец, существующая промышленность не дает возможности для дальнейшего развития.

Учитывая эти выводы и главную цель, были сформулированы четыре направления для будущих проектов, закладываемых в мастер-плане города. Это развитие туристической инфраструктуры, развитие альтернативных транспортных связей, эффективное использование территорий и городских ресурсов и активация современных направлений экономического роста.

Факторы «в копилку» стратегии пространственного развития

— Все и сразу сделать невозможно. Тем более учитывая зыбкость положения и «короткий век» любого муниципального руководителя. Хотеть сделать все — заведомо провальный путь. Именно мастер-план позволяет собрать воедино всю логику развития территории/города/агломерации на ближайшую перспективу. Резюмируя, можно сказать, что мастер-план состоит из стратегических проектов/решений, которые декомпозируются на инвестиционные или инфраструктурные проекты в любых сферах экономики, исходя из результатов глубокого анализа и сформулированной ключевой цели.

При этом формулирование ключевых направлений и тем более стратегических проектов в достижение этих целей осуществляется в прямом диалоге с горожанами и бизнесом. Это неотъемлемая часть работы над стратегией, и это второе существенное преимущество мастер-плана. Стратегия пространственного развития в отличие от «технических» документов развития максимально адаптивна для общественного обсуждения. Она понятна обывателю, так как состоит из вполне конкретных локальных проектов, которые в перспективе повлияют на вполне конкретные группы горожан. Будь то транспортные или инфраструктурные проекты, или проекты создания зеленых зон, или проекты общественно-деловой застройки отдельных территорий. Документ максимально визуализирован, при этом отвечает на вопрос «откуда деньги?». Более того, мастер-план может стать визуальным представлением политической платформы городской администрации, поддержанной городскими сообществами. Мастер-план может стать своего рода мандатом на управление городом на время реализации стратегии. При условии, конечно, реализации задуманных и сформулированных в стратегии планов.

Также все ярче мастер-план становится документом, благодаря которому осуществляется привлечение инвестиций в городское развитие. И это третий фактор «в копилку» стратегии пространственного развития. Инвестиции имеются в виду как частные, так и бюджетные. Существует немало примеров, когда мастер-план обосновывает вложения в стратегические и локальные проекты преобразований. Будь то строительство туристических кластеров или акцептование участия города в федеральных программах по замене изношенной коммунальной инфраструктуры или выделению средств на благоустройство территорий. Таких примеров становится все больше по мере осознания, что мастер-план — это не статичный фундаментальный труд с непоколебимыми постулатами. Успех в привлечении средств приходит к тем, кто использует мастер-план как инструмент визуализации будущего города/агломерации — гибкий, понятный и согласованный со всеми акторами.

Роль и позиция мастер-плана в системе градостроительной документации находится на уровне дискуссий и прогнозов экспертов. В целом ни на сантиметр не сдвинулся «бегунок» отношения экспертов между «нужен» или «бессмыслен». Тем не менее мастер-планы уже стали частью профессиональной практики. Непременно в будущем стратегии территориального развития примут конкретную форму, вполне вероятно, будут сформированы общие требования или рекомендации к подобным документам. Более того, введением в конце 2022 года Единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования этот процесс уже стартовал.

Фото: архив героя, иллюстрация: фрагмент мастер-плана г. Таганрога, разработонного ДОМ.РФ.

Логотип Вестник Строительство