Пятилетка расселения
Новым законопроектом предлагается расселять аварийные дома в течение пяти лет после признания их аварийными и включения в реестр таких домов
С 2008-го по 2013 год в России были переселены граждане из аварийного жилфонда площадью более 5 млн кв. м. С 2014-го по 2017 г. объемы переселения составят 11,4 млн кв. м. Для дальнейшей реализации программы требуется серьезная корректировка правового поля. В чем заключаются предстоящие изменения в законодательстве и на что они нацелены, обсуждалось на Форуме ЖКХ-2015 в Южном федеральном округе.
Олег Рурин, заместитель генерального директора ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ»: «Изменения в законе нацелены на облегчение доступа регионов к финансированию»
— Масштабы реализации программы по переселению граждан из аварийного жилья в России поистине беспрецедентны. В подавляющем большинстве регионов были выполнены целевые показатели 2014 года. Благоприятно складывается ситуация в ЮФО. В частности, в Ростовской области, где было обеспечено перевыполнение целевых показателей прошлого года, с учетом этого задела целевой показатель 2015-го выполнен уже практически на 90%. Хорошие результаты достигнуты в Краснодарском крае и Астраханской области. Единственный проблемный регион ЮФО — Республика Калмыкия. Здесь за невыполнение целевых параметров были выставлены штрафные санкции в размере около 6 млн руб. В целом по РФ общий объем выставленных штрафных санкций достиг 800 млн руб. Правительство РФ в первых числах июля приняло постановление, направленное на поддержку регионов, где ситуация выправляется. Для тех регионов, которые достигли целевых показателей 2014 года до 1 августа текущего года, размер штрафов уменьшается в 10 раз. В частности, Республике Калмыкия это позволило сэкономить более 5 млн руб. Все заявки на финансирование 2015 года, поданные регионами ЮФО, уже одобрены Фондом реформирования ЖКХ. Мы понимаем напряженную ситуацию с региональными бюджетами. В связи с этим фонд изыскал внутренние возможности для дополнительного финансирования программы в текущем году за счет доходов от размещения временно свободных средств и других источников в размере 6,6 млрд руб. Средства начнут поступать в регионы в первых числах августа. Они будут распределяться пропорционально лимитам, установленным в постановлении Правительства РФ №147, но подвергнутся корректировке в зависимости от доли аварийного жилья в общем объеме жилого фонда региона.
Важные изменения внесены в ФЗ №185. Они нацелены на облегчение доступа регионов к финансированию программ переселения из аварийного жилья. Из закона исключено требование подтверждения источников бюджетного финансирования из региональных местных бюджетов на момент предоставления заявки. Это ключевой момент, который сейчас сдерживает процедуру одобрения фондом заявок 15 регионов. Новые изменения дадут субъектам РФ возможность решить проблемы бюджетной обеспеченности этих программ уже в ходе их исполнения. Расширены полномочия регионов по закупкам жилья. К заключению госконтрактов на строительство добавлена дополнительная возможность приобретения по госконтрактам жилых помещений, в том числе находящихся в стадии строительства. Также появляется возможность объединения этих закупок в крупные лоты, что снижает издержки, связанные с управлением программами. В целом все изменения соответствующих
нормативно-правовых актов направлены на расширение инструментов реализации программ регионами. При этом мы понимаем, что существенно возрастают риски, прежде всего связанные с отсутствием полного бюджетного обеспечения программ на момент рассмотрения заявки на финансирование соответствующих этапов. В связи с этим ужесточается процедура контроля, форма мониторинга реализации программы, что отражено в приказе №205 Министерства строительства РФ. Подготовлен проект приказа по ведению реестров аварийных домов. Он предполагает постоянное действие механизмов, связанных с ведением реестра, в который будет попадать жилой фонд по мере его признания аварийным. Там же будут отражаться и сведения, связанные с его расселением и ликвидацией по иным основаниям. Работа по созданию подобных реестров в каждом регионе крайне важна, прежде всего в части финансового обоснования возможных источников финансирования из федерального бюджета.
Олеся Булгакова, заместитель директора департамента ЖКХ Министерства строительства и ЖКХ РФ: «Необходимо
обеспечить социальные гарантии проживающим в аварийном фонде»
— В настоящий момент в Правительство РФ внесен проект федерального закона, в котором сформулированы новые механизмы переселения граждан из аварийного жилого фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года. Этот проект уже прошел публичное обсуждение, в том числе и с регионами. Согласно новым положениям, аварийный дом должен быть расселен в течение пяти лет после признания его аварийным и включения в реестр таких домов. Следует отметить, что такие реестры будут размещаться в открытом доступе и обновляться в режиме реального времени, чтобы граждане могли видеть сроки и варианты расселения. Эта информация полезна и для потенциальных инвесторов, желающих предложить собственникам проект реконструкции дома или сноса аварийного дома с последующим строительством нового жилья на этом участке. Законодательные новеллы связаны с необходимостью предоставления социальных гарантий тем, кто проживает в аварийном жилфонде. Так, есть значительное число собственников, которые не могут самостоятельно решить вопрос переселения, хотя и не являются малоимущими.
В проекте федерального закона формулируется новый механизм расселения. В соответствии с ним новые квартиры не будут даваться в собственность. Малоимущим (собственникам и нанимателям) жилое помещение будет предоставляться по договору социального найма с нулевой ставкой оплаты найма. Оплачиваться будут только коммунальные услуги. Гражданам (собственникам и нанимателям), не являющимся малоимущими, но не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, будут предоставляться жилые помещения государственного или муниципального жилого фонда социального использования за экономически обоснованную плату. Те, у кого есть в собственности другое жилье, могут претендовать на выкупную цену или участвовать в инвестиционных проектах реконструкции или нового строительства жилья на земельном участке, освободившемся от сноса аварийного дома. Согласно экспертным оценкам, доля таких граждан на начальном этапе реализации программ (2017-2018 годы) будет составлять не более 5% и постепенно увеличиваться. Мы понимаем, что сегодня в регионах не хватает свободного маневренного жилого фонда и жилых помещений социального найма, которые можно было бы использовать в этих целях. Поэтому на стартовом этапе реализации программы запланированы значительные бюджетные инвестиции в строительство такого жилья. В последующие годы мы будем привлекать к расселению аварийного жилья инвесторов, в том числе и через механизм развития застроенных территорий.
Олег Рурин, заместитель генерального директора ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ»: «Изменения в законе нацелены на облегчение доступа регионов к финансированию»
— Масштабы реализации программы по переселению граждан из аварийного жилья в России поистине беспрецедентны. В подавляющем большинстве регионов были выполнены целевые показатели 2014 года. Благоприятно складывается ситуация в ЮФО. В частности, в Ростовской области, где было обеспечено перевыполнение целевых показателей прошлого года, с учетом этого задела целевой показатель 2015-го выполнен уже практически на 90%. Хорошие результаты достигнуты в Краснодарском крае и Астраханской области. Единственный проблемный регион ЮФО — Республика Калмыкия. Здесь за невыполнение целевых параметров были выставлены штрафные санкции в размере около 6 млн руб. В целом по РФ общий объем выставленных штрафных санкций достиг 800 млн руб. Правительство РФ в первых числах июля приняло постановление, направленное на поддержку регионов, где ситуация выправляется. Для тех регионов, которые достигли целевых показателей 2014 года до 1 августа текущего года, размер штрафов уменьшается в 10 раз. В частности, Республике Калмыкия это позволило сэкономить более 5 млн руб. Все заявки на финансирование 2015 года, поданные регионами ЮФО, уже одобрены Фондом реформирования ЖКХ. Мы понимаем напряженную ситуацию с региональными бюджетами. В связи с этим фонд изыскал внутренние возможности для дополнительного финансирования программы в текущем году за счет доходов от размещения временно свободных средств и других источников в размере 6,6 млрд руб. Средства начнут поступать в регионы в первых числах августа. Они будут распределяться пропорционально лимитам, установленным в постановлении Правительства РФ №147, но подвергнутся корректировке в зависимости от доли аварийного жилья в общем объеме жилого фонда региона.
Важные изменения внесены в ФЗ №185. Они нацелены на облегчение доступа регионов к финансированию программ переселения из аварийного жилья. Из закона исключено требование подтверждения источников бюджетного финансирования из региональных местных бюджетов на момент предоставления заявки. Это ключевой момент, который сейчас сдерживает процедуру одобрения фондом заявок 15 регионов. Новые изменения дадут субъектам РФ возможность решить проблемы бюджетной обеспеченности этих программ уже в ходе их исполнения. Расширены полномочия регионов по закупкам жилья. К заключению госконтрактов на строительство добавлена дополнительная возможность приобретения по госконтрактам жилых помещений, в том числе находящихся в стадии строительства. Также появляется возможность объединения этих закупок в крупные лоты, что снижает издержки, связанные с управлением программами. В целом все изменения соответствующих
нормативно-правовых актов направлены на расширение инструментов реализации программ регионами. При этом мы понимаем, что существенно возрастают риски, прежде всего связанные с отсутствием полного бюджетного обеспечения программ на момент рассмотрения заявки на финансирование соответствующих этапов. В связи с этим ужесточается процедура контроля, форма мониторинга реализации программы, что отражено в приказе №205 Министерства строительства РФ. Подготовлен проект приказа по ведению реестров аварийных домов. Он предполагает постоянное действие механизмов, связанных с ведением реестра, в который будет попадать жилой фонд по мере его признания аварийным. Там же будут отражаться и сведения, связанные с его расселением и ликвидацией по иным основаниям. Работа по созданию подобных реестров в каждом регионе крайне важна, прежде всего в части финансового обоснования возможных источников финансирования из федерального бюджета.
Олеся Булгакова, заместитель директора департамента ЖКХ Министерства строительства и ЖКХ РФ: «Необходимо
обеспечить социальные гарантии проживающим в аварийном фонде»
— В настоящий момент в Правительство РФ внесен проект федерального закона, в котором сформулированы новые механизмы переселения граждан из аварийного жилого фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года. Этот проект уже прошел публичное обсуждение, в том числе и с регионами. Согласно новым положениям, аварийный дом должен быть расселен в течение пяти лет после признания его аварийным и включения в реестр таких домов. Следует отметить, что такие реестры будут размещаться в открытом доступе и обновляться в режиме реального времени, чтобы граждане могли видеть сроки и варианты расселения. Эта информация полезна и для потенциальных инвесторов, желающих предложить собственникам проект реконструкции дома или сноса аварийного дома с последующим строительством нового жилья на этом участке. Законодательные новеллы связаны с необходимостью предоставления социальных гарантий тем, кто проживает в аварийном жилфонде. Так, есть значительное число собственников, которые не могут самостоятельно решить вопрос переселения, хотя и не являются малоимущими.
В проекте федерального закона формулируется новый механизм расселения. В соответствии с ним новые квартиры не будут даваться в собственность. Малоимущим (собственникам и нанимателям) жилое помещение будет предоставляться по договору социального найма с нулевой ставкой оплаты найма. Оплачиваться будут только коммунальные услуги. Гражданам (собственникам и нанимателям), не являющимся малоимущими, но не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, будут предоставляться жилые помещения государственного или муниципального жилого фонда социального использования за экономически обоснованную плату. Те, у кого есть в собственности другое жилье, могут претендовать на выкупную цену или участвовать в инвестиционных проектах реконструкции или нового строительства жилья на земельном участке, освободившемся от сноса аварийного дома. Согласно экспертным оценкам, доля таких граждан на начальном этапе реализации программ (2017-2018 годы) будет составлять не более 5% и постепенно увеличиваться. Мы понимаем, что сегодня в регионах не хватает свободного маневренного жилого фонда и жилых помещений социального найма, которые можно было бы использовать в этих целях. Поэтому на стартовом этапе реализации программы запланированы значительные бюджетные инвестиции в строительство такого жилья. В последующие годы мы будем привлекать к расселению аварийного жилья инвесторов, в том числе и через механизм развития застроенных территорий.
Похожие
Новое в строительстве
Популярное