В середине октября губернатор Ростовской области Василий Голубев подписал постановление о создании государственного бюджетного учреждения «Дирекция строящегося аэропортового комплекса «Южный». Согласно официальному сообщению, на него будут возложены функции заказчика, связанные с отводом и резервированием земли, а также с организацией строительства объектов инженерной и транспортной инфраструктуры комплекса. Таким образом, можно говорить о начале практической реализации одного из самых амбициозных региональных проектов. Рожденный при старой донской власти, при новой он получил «путевку в жизнь».
«Южный» («Южный хаб») — непременный участник региональных и международных презентаций Ростовской области последних лет. Благодаря настойчивости, с которой действуют донские чиновники, с ним успели познакомиться не только представители профильного федерального ведомства — Минтранса, но и первые лица государства. Проект был признан стратегически значимым для экономического развития Ростовской области и Юга России в целом и включен в ФЦП «Развитие транспортной системы РФ на 2010-2015 годы».
На X Международном инвестиционном форуме «Сочи-2011», состоявшемся в середине сентября, Василий Голубев в очередной раз представил «Южный» премьер-министру Владимиру Путину. В отличие от предыдущих презентаций, нынешняя имела свежую, еще более актуальную, по мнению губернаторской команды, привязку — к чемпионату мира по футболу 2018 года, матчи которого пройдут в том числе и в Ростове. «Ростов претендует на проведение матчей ЧМ-2018. К этому времени региону необходим современный аэропортовый комплекс», — заявил Голубев. Главный архитектор Ростовской области Алексей Полянский напомнил «Вестнику», что достаточно долго шли споры по поводу участка под строительство «Южного». При этом «подавляющее большинство специалистов» называло «идеальным местом» Ростовскую агломерацию. В декабре 2010-го глава Минтранса РФ Игорь Левитин рассказал, что министерству было предложено три площадки под новый аэропорт: «Наши проектировщики отдают предпочтению Грушевской (в Аксайском районе Ростовской области. — Прим. «Вестника»). Будем рассматривать». В октябре 2011-го первый заместитель донского губернатора Сергей Горбань подтвердил, что предпочтение отдано Грушевской: «Губернатор подписал акт выбора участка. У нас есть экспертное заключение всех летных институтов о том, что выбранное место подходит для развития аэропорта». Строительство хаба оценивается в 25 млрд рублей. Проект предполагается реализовать на условиях государственно-частного партнерства. Длительное время оставалось неясным, кто вложится в «Южный» со стороны бизнеса… Нынешней весной появился намек на то, что это может быть солидный игрок федерального масштаба — Группа компаний «Ренова». «Они («Ренова». — Прим. «Вестника») более конкретны, — объяснил Василий Голубев «Эксперту» в марте. — Остальные теряются — у нас были французы, австрийцы, китайцы. А «Ренова» имеет практику строительства хабов — в Екатеринбурге они развивают аэропорт Кольцово».
Губернатор уточнил, что из общего объема вложений в «Южный» доля федерального и областного бюджетов составляет, соответственно, 9 млрд и 1 млрд рублей, обязательства инвестора — 15 млрд рублей. «Вексельберг (председатель совета директоров ГК «Ренова». — Прим. «Вестника») может дать толчок процессу», — выразил надежду Голубев.
О видах «Реновы» на «Южный» корреспонденту «Вестника» удалось узнать от самого Виктора Вексельберга нынешним летом, во время Петербургского Международного экономического форума: «Это Юг, и Ростов находится в периметре интересующих нас проектов». Дополнительным аргументом он назвал запланированные на территории ЮФО Олимпиаду-2014 и матчи ЧМ-2018.
Вексельберг подтвердил, что компания готова инвестировать в хаб «значительную сумму — десятки миллионов долларов», однако оговорил, что окончательное решение не принято. «Еще не урегулированы все правовые вопросы, — уточнил он. — Это вопросы, которые должны быть решены на государственном уровне». Тогда же министр транспорта Ростовской области Дживан Вартанян пояснил «Вестнику», что под «правовыми вопросами» глава «Реновы» имел в виду вопрос собственности на землю в Аксайском районе, попадающую под строительство аэропорта. Осторожность Вексельберга в оценке перспектив участия в проекте Вартанян объяснил его «опытностью»… Еще около полугода назад администрация Ростовской области подписала с «Реновой» меморандум о сотрудничестве. Теперь выясняется, что он не имеет для региональной власти определяющего значения. «Выбор инвестора — это тема не региональная. Этим станет заниматься Минтранс, — заявил Сергей Горбань «Эксперту» в октябре. — Будет ли там «Ренова» или кто-то иной, до конца неясно, хотя чаще всего звучит имя этой уважаемой компании. Для нас, в общем, не принципиален вопрос о том, кто будет инвестором: главное для нас — получить саму тему Южного хаба». На вопрос, найдется ли «Ренове» альтернатива, вице-губернатор уверенно ответил: «Очередь стоит. Не буду называть имен — пять-шесть компаний готовы инвестировать в проект». По словам Василия Голубева, донская администрация представила в Правительство РФ предложения о передаче области 38% госакций существующего ростовского аэропорта. «Ранее планировалось провести приватизацию аэропорта в этом году, но потом было решено, что регион сможет распоряжаться его акциями более эффективно, — прокомментировал губернатор. — Это поможет нам решить вопрос с финансированием реконструкции взлетно-посадочной полосы». Завершить проектирование «Южного» намечено в 2014 году, но Голубев планирует, что это произойдет раньше — в 2013-м.
По прогнозу Виктора Вексельберга, при урегулировании всех вопросов «аэропорт такого размера, как «Южный», может быть построен «за пару лет». «Считаю, это вполне реальный срок», — согласился Дживан Вартанян. Исполнительный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области Игорь Бураков прогнозирует, что новый хаб сможет обслуживать пассажиропоток в радиусе 350-400 км — не только Дон, но и весь Юг России, а также восточные области Украины. «Южный» будет иметь две взлетно-посадочные полосы длиной 4200 м каждая и сможет принимать воздушные суда всех типов. Планируемая пропускная способность нового аэропорта — 8 млн человек и 70 тыс. тонн грузов в год против 1 млн человек и 20 тыс. тонн грузов у существующего. «У «Южного» есть все объективные предпосылки стать мощным стыковочным авиаузлом по примеру аэропортов Вены и Франкфурта», — уверен Игорь Бураков. Ввести хаб в эксплуатацию планируется в 2017 году. Однако сдаваться он, вероятно, будет очередями. «Сегодня нет смысла сразу строить терминал на 8 млн пассажиров, — признался «Вестнику» Дживан Вартанян. — Будет как минимум две очереди. Первая — на 3-4 млн пассажиров». «Не опасаетесь, что после Олимпиады-2014 и ЧМ-2018 мощности «Южного» не будут востребованы и затраты на его строительство окажутся напрасными?» — «Нет».