Проблема модернизации
В рейтинг были включены генподрядные организации, выполнявшие строительные, ремонтные, реконструкционные работы на образовательных объектах в Ростовской, Волгоградской, Астраханской областях, Краснодарском и Ставропольском краях в 2010 году. В первую очередь учитывался объем выполненных работ (в соответствии с актами) за исследуемый период. К образовательным объектам были отнесены детские сады; общеобразовательные и специализированные школы, гимназии и лицеи; профтехучилища и колледжи; институты, академии и университеты. Спецификой рынка генподрядных услуг в исследуемой сфере является их почти полное финансирование из федерального, регионального или муниципального бюджетов. Несмотря на появление частных образовательных учреждений, они так и не смогли составить конкуренцию государственным детским садам, университетам и академиям. Эти обстоятельства не позволили сформироваться приемлемым условиям для притока инвестиций со стороны частного капитала в отрасль. В итоге затраты на строительство, реконструкцию и ремонт частных образовательных учреждений в 2010 году не превысили 1% от общего объема рынка.
Мощности и количество крупных генподрядчиков невелики
В сфере строительства, ремонта и реконструкции образовательных объектов в представленных регионах 30% заказов в денежном выражении в 2010 году получили первые пять компаний. Величина контрактов определяет интересную особенность рынка: чем меньше объем госзакупки услуг по строительству и ремонту, тем выше конкуренция. По словам генерального директора консалтинговой компании
— На моей памяти было всего два конкурса на капитальный ремонт школ, в которых приняли участие порядка 50 организаций. Это скорее аномалия рынка, но никак не норма. Чем выше стоимость контракта, тем,
Спецификой проведения СМР на образовательных учреждениях являются жесткие временные рамки: объекты используются большую часть календарного года и по объективным причинам не могут быть выведены из эксплуатации на длительный срок. Отсюда особые требования к генподрядчику, осуществляющему работы на них. На таких объектах приходится концентрировать значительные производственные мощности. На этом факте в основном базируется структура субподряда, которая, как и в целом на рынке СМР, не совсем прозрачна.
— Дело в том, что в любом из регионов существует всего несколько предприятий, способных выполнить более
70% средств освоено на Кубани и на Дону
Общее количество генподрядов в сфере образования в пяти регионах за 2010 год составило чуть более 1500 (что, кстати, приблизительно равно количеству исследуемых учреждений). Из регионов по количеству закрытых в 2010 г. контрактов лидирует Краснодарский край (470). От него незначительно отстают Ростовская область и Ставропольский край (430 и 400 соответственно), в Волгоградской области — около 150. Замыкает пятерку Астраханская область как самый малонаселенный регион из представленных в рейтинге. Общий объем рынка в рамках основных параметров исследования составил приблизительно 3,9 млрд рублей. Бесспорным лидером по объему финансирования является Краснодарский край. Здесь в 2010 году были закрыты контракты на сумму порядка 1,9 млрд рублей. Причем львиную долю этого объема занимает строительство двух школ в рамках программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта. В Ростовской области на объекты образования потрачено не менее 900 млн рублей. За ним следует Ставропольский край (около 600 млн) и Волгоградская область (350 млн). По видам строительных работ превалирует капитальный и текущий ремонт: 90% генподрядов было распределено на эти цели. Строительство, реконструкция и сопряженные с ними виды работ в количественном измерении составили не более 10%. Дифференциация по видам строительных работ отличается от распределения по количеству подрядов. За счет нового строительства нескольких школ, включая те, за счет которых лидеры рейтинга заняли свои позиции, новое строительство заняло практически 50% объема финансирования. Следовательно, половина выпала на долю текущего и капитального ремонта.
В рамках исследования было выявлено, что основными статьями расходов на СМР в сфере образования являются вузы и общеобразовательные и специализированные школы: первым досталось 25% от общего объема финансирования, вторым — более 50%. На финансирование СМР в детских дошкольных учреждениях в целом выделяется около 15%, что удивительно, учитывая перманентную нехватку мест в детсадах.
Лидеры сосредоточились на школах и вузах
Лидером рейтинга стала компания «Терем» из Горячего Ключа (Краснодарский край), которая осуществила наиболее масштабный строительный проект в сфере образования — строительство общеобразовательной школы на 1000 учащихся в селе Веселое Адлерского района Сочи стоимостью 720 млн рублей. Это четвертая школа на счету «Терема». Хотя, по словам генерального директора ООО «Терем» Сергея Куцова, «такой большой школы они еще не строили». На второй позиции также кубанский генподрядчик — ООО «ЮПК. Строй» (входит в ГК «Южная промышленная корпорация»). Генподрядчик попал в рейтинг также благодаря участию в программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта. В с. Веселое Адлерского района г. Сочи была построена школа на 400 учащихся стоимостью более 480 млн рублей. Судя по сданным объектам, предприятие как раз специализируется на нежилой недвижимости и, кроме того, давно и плотно работает в пределах Большого Сочи. Третью и четвертую позиции в рейтинге занимают ставропольские компании. На третьей позиции — ООО «Винсадский», также с новым строительством школы. Школа № 39 г. Ставрополя обошлась госзаказчику без малого в 390 млн рублей. На четвертом месте — ЗАО «Южстальконструкции». Оно, пожалуй, единственное, выполнившее несколько подрядов схожего характера в учебных заведениях. Самый крупный из трех контрактов — реконструкция общежития № 5 ФГОУ ВПО Ставропольского госуниверситета стоимостью 162 млн рублей. Два других значимых для нашего исследования контракта также были связаны с помещениями ставропольских вузов. Замыкает пятерку
ГЧП в сфере образования пока не состоялось
Кризисный 2010 год, возможно, был непоказательным с точки зрения бюджетных инвестиций в различные сегменты образовательных учреждений. И даже несмотря на прогнозы о неминуемом втором витке кризиса, в этом секторе есть определенные перспективы и надежды. В ближайшие годы в отдельных сегментах ожидаются прорывы, в частности, в строительстве детских садов. Администрация
Финансирование капремонта и строительства на Юге будет осуществляться в рамках принятых региональных программ. Таких, например, как «Развитие образования в Ростовской области