Саморегулирование в России не появилось самостоятельно, как осознанная необходимость. Конкретная институциональная модель СРО в проектировании и строительстве была предложена рынку со стороны. Ее инициаторами в 2002 году выступили Министерство экономического развития и торговли РФ, Фонд «Институт экономики города» и Госстрой. Технология формирования институтов саморегулирования совсем не похожа на технологию выборов руководителей этих институтов. По сути, внедрение инноваций во властную структуру потребовало совсем незначительного числа профессионалов, остальные сориентировались в статьях федерального закона № 148 и присоединились к процессу. Неожиданным результатом стало создание, регистрация и получение статуса саморегулирования различными юридическими, экономическими организациями, далекими от проектно-строительной сферы, которые определены как «коммерческие» СРО.
В начале деятельности, предначертанной поправленным Градостроительным кодексом, активно собрались в комитеты и рабочие группы специалисты различных квалификаций и различных направлений в проектировании для создания столь необходимых правил и стандартов. В какой-то момент их деятельность стала ассоциироваться с работой профессиональных цехов средневековья. Практика «самодеятельной» разработки регламентирующих в отрасли документов показала, что взялись за этот огромный объем работы люди, крайне занятые на своем постоянном месте работы. Не определен, не узаконен механизм выбора и привлечения сторонних организаций, не разработана процедура сбора, учета, согласования мнений, предложений и поправок. Система согласования и принятия результирующих документов оказалась медленной и громоздкой, что отразилось на внесении изменений в корректируемое законодательство. Во многих случаях Министерство регионального развития и профильный комитет Государственной Думы готовили законы и выпускали распорядительные правительственные документы без учета результатов работы участников саморегулирования.
Тем не менее любой профессиональный стандарт является техническим документом, для которого необходима разработка методики создания, технического словаря, экспериментальная и опытная реализация. Только с учетом этих мер можно запускать его в «промышленное производство», т.е. начинать применение. Для этого необходимы значительные финансовые и людские ресурсы, время, а не голосование на заседании комитетов. Что же происходит в залах заседаний национальных объединений? Стандарты разрабатываются в форме обсуждений привлеченными или вошедшими по собственному желанию работниками различных СРО на общественных началах. Устанавливаются сроки добровольного написания каких-либо разделов стандартов членом или группой комитета. С учетом неоплаченной работы ответственность никто не несет. Не отрицается, что работа комитетов и рабочих групп необходима и важна. Но результат каждого заседания должен быть итогом «мозгового штурма» в виде рекомендаций и направлений развития профессии с учетом современного законодательства, потребностей общества и научно-технического прогресса. Дальнейшую детальную проработку необходимо передать оплачиваемым специалистам с установкой критериев качества и сроков, с определенным государством уровнем ответственности. Сейчас же создание регламентов, стандартов и правил напоминает коллективный труд написания текстов по технологии Ильфа и Петрова!
Автор:
Елена Косоренкова, заместитель председателя Экспертного совета по градостроительной деятельности Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям