Поле боя

Поле боя

Из семи с половиной лет, отведенных России на подготовку к ЧМ-2018, осталось менее двух — самых напряженных и ответственных

Через год в Москве, Казани, Санкт-Петербурге и Сочи пройдут матчи Кубка конфедераций, которые считаются своеобразным генеральным прокатом перед главным футбольным турниром четырехлетия. Таким образом, уже следующим летом мы сможем оценить, что удалось сделать с того самого момента, когда Йозеф Блаттер вытащил в Цюрихе из заветного конверта листок с надписью Russia.

Наше все
Чемпионат мира по футболу 2018 года, право на проведение которого России отдала ФИФА, стал очередным этапом утверждения нашей страны в качестве державы, способной не только побеждать в самых престижных мировых соревнованиях, но и на высоком уровне их организовывать. К тому моменту, когда 2 декабря 2010 года нам отдали проведение мундиаля, в РФ уже вовсю готовились к проведению зимней Олимпиады в Сочи, к Универсиаде в Казани, чемпионату мира по биатлону в Ханты-Мансийске и чемпионату мира по легкой атлетике в Москве. К этому же времени относится подписание пятилетнего контракта на проведение «Гран-При Россия» в самой престижной гоночной серии — «Формуле-1». Однако футбольный чемпионат стоит особняком. Давно признано, что по своей популярности и значимости он опережает даже летние и зимние олимпиады, а его подготовка, когда матчи проходят в 10-12 разных городах, сопоставима с подготовкой к нескольким олимпиадам сразу. Неудивительно, что Владимир Путин, возглавлявший заявочную работу от России, назвал мундиаль совершенно новым вызовом для нашей страны. «Для нас большая честь, что победили именно мы. И я даю слово что чемпионат пройдет в соответствии с самыми высокими стандартами Современные стадионы будут построены в срок, нашим гостям мы гарантируем комфорт и безопасность. Всем, кто посетит ЧМ-2018, предоставим бесплатный проезд между городами. Познакомим с нашей богатейшей культурой», — заявил Путин на брифинге по итогам выборов страны-хозяйки в Цюрихе. При этом, как отмечал сразу после положительного решения ФИФА тогдашний премьер, борьба за право принять чемпионат проходила в обстановке жесткой бескомпромиссной борьбы, не всегда честной и порядочной, сопровождавшейся бесчисленными скандалами и войной компроматов. Особенно отличились англичане, считавшие, и небезосновательно, что чемпионат уже у них в кармане. Британские СМИ, прежде всего ВВС, без устали рассказывали истории про коррупцию и сговоры в самых высоких футбольных кругах, жаловались на нарушения регламентов, открыто обвиняли членов исполкома ФИФА в предвзятости. Позже экс-президент РФС, член заявочного комитета «Россия-2018» и один из самых авторитетных в мировом футболе русских Вячеслав Колосков говорил, что бестактное поведение представителей Англии во многом и предопределило поражение заявки этой страны. «Сами выкопали себе могилу — терпеть такое в ФИФА не стали», — прокомментировал Колосков.

При этом решение отдать чемпионат именно России, как отмечали неангажированные эксперты от футбола, логично и вполне соответствует самому духу ФИФА. Одной из главных задач организации, и это записано в ее уставе, является содействие развитию футбольной инфраструктуры и популяризация вида спорта в тех частях планеты, где имеется соответствующий потенциал. Без сомнения, с этой точки зрения Россия, заявившая о намерениях построить 10 суперсовременных стадионов смотрелась выигрышнее и перспективнее, нежели ее основные конкуренты — Англия, Испания с Португалией и Бельгия с Голландией.

Кроме того, грядущий чемпионат будет по-настоящему уникальным. Впервые в истории он пройдет сразу в двух частях света — Европе и Азии, первый раз в истории игры мундиаля состоятся в Восточной Европе. Тогдашний президент ФИФА Йозеф Блаттер комментировал это решение так: «Я уверен что чемпионат мира в России станет своего рода вехой в истории не только спорта, но и культурной жизни страны. Ведь футбол — это не просто «пинание мячика» по футбольному полю, но и социально-культурное мероприятие. Футбол имеет социально-культурное измерение».


Скромно, но со вкусом
Между тем к ЧМ-2018 России многое нужно было сделать с нуля. Прежде всего совместно с международными чиновниками предстояло отобрать города, в которых пройдут матчи, — именно это и определяло фронт работ. Уже на данном этапе губернаторы крупнейших регионов на полную мощность включили свой лоббистский ресурс, надеясь за счет мегасобытия решить многие проблемы своих территорий. Достаточно емко высказался нижегородский руководитель Валерий Шанцев: «Мы вкладывали в нашу футбольную команду по 300 млн рублей в год. Но сейчас за счет чемпионата мира все затраты окупятся сторицей: мы получим миллиарды из бюджета страны». В итоге ФИФА и Правительство РФ остановились на варианте, при котором игры мундиаля пройдут в 11 городах на 12 аренах — из предварительного списка городов-участников вычеркнули Краснодар и Ярославль. Как пояснил глава Минспорта Виталий Мутко, решение обосновывалось пожеланием оставить наследие для будущего, показать культуру страны во всем ее многообразии, дать возможность развиваться выбранному региону, а также уменьшить риски (ФИФА выбирает наиболее готовые к проведению ЧМ города).


Предварительная смета, составленная по заявкам регионов-претендентов, потянула более чем на 1 трлн рублей. Власти субъектов, у которых перед глазами имелся опыт преображенного Олимпиадой Сочи, записывали в программы подготовки буквально все, начиная от закупки муниципального транспорта и заканчивая модернизацией водоканалов. «Некоторые регионы пошли по неверному пути, составив совершенно нереализуемые программы подготовки к турниру на триллионы рублей. Но мы не можем весь бюджет до 2018 года направить только на поддержку этих 11 городов. Концепция должна быть оптимальной включающей в себя подготовку аэропортов, гостиниц, стадионов, фан-зон и так далее», — подчеркнул Мутко. Утвержденная правительством смета в итоге оказалась почти в два раза меньше — 664 млрд рублей. Курирующий чемпионат первый вице-премьер Игорь Шувалов отмечал, что подход оказался принципиально иным, нежели в случае с олимпийским Сочи: из федерального бюджета будет финансироваться только строительство стадионов, тренировочных баз, реконструкция аэропортов и дорог от них до стадионов, на остальное денег нет. «Мы утрамбовали смету как могли. Оставили только самое необходимое. Ни одного лишнего объекта — это самый минимум, который только может быть», — признался Шувалов. Предполагалось, что из 664 млрд рублей федеральный бюджет потратит 336 млрд региональные — 102 млрд. Остальное — порядка 30% от всех расходов — должны составить частные инвестиции.


Еще одним отличием от Олимпиады в Сочи стал весьма жесткий контроль расходования средств. «Давайте без откатов!» — призвал сразу же после получения Россией прав на ЧМ Аркадий Дворкович, ныне занимающий пост вице-премьера. С самого начала траты на мундиаль находились под пристальным вниманием различных проверяющих органов, в том числе Счетной палаты. Как результат — ни одного громкого скандала, связанного с коррупцией при строительстве объектов, стоимость которых не только не росла, но и падала. И это при почти двукратном удорожании доллара. Первоначальная смета корректировалась несколько раз, и всегда в пользу уменьшения. Последняя версия правительственной программы подготовки к чемпионату предусматривает, что общие расходы на строительство стадионов и инфраструктуры составят 617,2 млрд рублей.

Стадионы, дороги, аэропорты
Львиную долю федеральных средств планировалось потратить на строительство и реконструкцию стадионов, а также на аэропорты. На спортивное обеспечение мундиаля предполагалось выделить более 120 млрд рублей, из них почти 100 млрд — на футбольные арены к ЧМ, а 20 млрд — на создание прочей инфраструктуры: тренировочных баз, комплексов футбольных полей, мест размещения гостевых команд и т. д. Еще 100 млрд рублей было запланировано на реконструкцию аэропортов и взлетных полос, а остальная сумма — на объекты энергетики, инфраструктуру связи и дороги непосредственно к стадионам.

Регионы обязали профинансировать реконструкцию прочих дорог и объектов дорожной инфраструктуры, ремонт больниц, инженерных объектов. Частный же бизнес брал на себя возведение гостиниц, которых в целом по стране должно быть построено почти на 200 млрд рублей, и терминалов аэропортовых комплексов. Кроме того, полностью на деньги владельцев ФК «Спартак» построен стадион «Открытие Арена», который также примет матчи мундиаля. На сегодняшний день ФИФА полностью довольна тем, как идет подготовка к чемпионату. В нынешнем году комиссия футбольных чиновников уже успела побывать в семи городах РФ, ознакомившись со строительством стадионов и инфраструктуры. «О прогрессе России при подготовке к ЧМ-2018 можно говорить часами», — заявил заместитель руководителя отдела корпоративных коммуникаций ФИФА Александр Кох.


На данный момент полностью готовы два стадиона — «Открытие Арена». где играет домашние матчи московский «Спартак» и «Казань Арена». Самыми же проблемными остаются арены в Калининграде и Самаре. Проект калининградского стадиона несколько раз менялся из-за падения курса рубля, а проектно-строительная компания «Мостовик», получившая этот заказ, обанкротилась. Позже строительство было поручено Арасу Агаларову и его «Крокус Интернэшнл», которые вроде бы неплохо справлялись в Ростове-на-Дону Сейчас готовность стадиона оценивается в 20%. В Самаре есть трудности с тем, чтобы вложиться в первоначальную смету. В мае стройка даже останавливалась, отставание от графика составляло два-три месяца. Тем не менее Виталий Мутко не раз подчеркивал: все арены будут полностью готовы к 2018 году и никакого экстренного перекраивания расписания матчей ЧМ не будет. 

Беспокойство ФИФА вызывает и ситуация с ареной на Крестовском острове в Санкт-Петербурге, которая должна через год принять матчи Кубка конфедераций: стадион давно превратился в проблемный долгострой с постоянно растущей ценой. Генеральный директор Оргкомитета «Россия-2018» Алексей Сорокин заявил, что стадион планируется достроить к концу 2016 года и власти города дали гарантии, что уложатся в эти сроки.

Чемпионат пройдет в России. И точка
Параллельно бурной и подчас очень нервной подготовке России на международной арене пришлось отбиваться от попыток под различными предлогами лишить ее чемпионата мира. Обиженные англичане вместе с американцами, которых тоже «прокатили», отдав ЧМ-2022 Катару, и не думали униматься. Практически в режиме нон-стоп следовали «разоблачения» видных футбольных функционеров, которые якобы получали взятки, в том числе за правильное голосование при выборе стран-хозяек мундиаля. В итоге никаких доказательств ярые обвинители предоставить не смогли, однако президент ФИФА Йозеф Блаттер и руководитель УЕФА Мишель Платини были вынуждены покинуть свои посты. Пожалуй, наибольшее беспокойство судьба ЧМ-2018 вызывала в дни обострения украинского кризиса, когда после крушения малазийского «Боинга» страны Запада ввели против России санкции. Одной из мер воздействия на нашу страну многие зарубежные политики призывали сделать спорт, а точнее, лишить ее футбольного праздника. Однако большой поддержки эта позиция не получила. К примеру, британский премьер Дэвид Кэмерон, которого трудно заподозрить в горячей любви к России,
заявил, что не считает необходимым лишать ее права на проведение чемпионата. Точку в дискуссии поставил новый президент ФИФА Джанни Инфантино: «Я могу со всей определенностью сказать, что ЧМ-2018 пройдет именно в России. Это решение было принято почти шесть лет назад и нет смысла его обсуждать». 
Логотип Вестник Строительство