
Строительный рынок России и Европы: новые пути, старые проблемы
Коллеги «Вестника» из Белоруссии и Германии оценили перспективы отрасли
Готовя специальный выпуск альманаха ко Дню строителя, «Вестник» решил узнать, что думают о перспективах развития отрасли наши коллеги из других стран. Они ответили на вопросы о тенденциях в сфере строительства в своем государстве, а также о возможном пути развития взаимоотношений с Россией в этой области.
Валерий Шайтар, главный редактор ООО «Медиагруппа «АРТ Престиж» (журналы «Мастерская. Современное строительство», «Оконный рынок», «Строим дом»), Беларусь: «В рамках евразийского пространства мы идем на сближение рынков стройматериалов и услуг, рабочей силы на обмен опытом...»
В чем, на ваш взгляд, главные риски и вызовы для строительной отрасли Беларуси сегодня?
Основным риском, я думаю, является очевидное снижение госзаказа на строительство жилья. К сожалению в нынешнем году он составит всего 80% к объемам прошлого года и в дальнейшем, скорее всего, будет снижаться В свою очередь такая ситуация не стимулирует и развитие белорусских производств по выпуску стройматериалов. Если лет 10 назад мы имели дело с нехваткой стройматериалов на рынке, в том числе и базовых — цемента, стекла, стеновых материалов, то сегодня вынуждены решать вопрос о том как преодолеть кризис перепроизводства. Так, самая крупная строительная организация Беларуси — ОАО «МАПИД» — вынуждена была за последний год сократить 1190 человек из-за неполной производственной загрузки. А еще несколько лет назад белорусские стройорганизации вынуждены были наращивать мощности, чтобы справиться с темпами и объемами строительства жилья предусмотренными государственной программой.
Что касается других крупных строительных организаций, то, например Витебский ДСК, специализирующийся на крупнопанельном домостроении, сумел за последние полгода не только сохранить численность работников, но даже незначительно ее увеличить. Это произошло благодаря тому, что комбинат старается обеспечить себя заказами не только в области строительства МКД, но и в частном домостроении с применением панелей КПД, в возведении танхаусов. Падение объемов строительства в Беларуси, как и экономики в целом в последние пару лет, стало неожиданностью для правительства. Ставка на развитие сырьевой экономики сегодня имеет негативные последствия не только для строительства. Падение стоимости барреля нефти на мировом рынке не оставляет иллюзий: резкое снижение доходности от данного вида деятельности которая считалась основным источником пополнения бюджета, не позволит финансировать различные госпрограммы по строительству в прежних объемах. В числе рисков для снижения темпов развития стройотрасли можно назвать преобладание госсектора — в экономике 80% госпредприятий. Они не так оперативно, как частные, реагируют на конъюнктуру рынка и не всегда способны быстро менять тактику работы на рынке. Среди прочих рисков можно назвать и серьезную конкуренцию, которую создают отечественным предприятиям в области производства материалов и оборудования транснациональные компании.
И как справляться с ситуацией?
Нужно думать о разумном импортозамещении. В противном случае попытки заместить все и вся подряд дадут обратный эффект. Сегодня мы должны понимать: мир стоит на пороге промышленной революции. Делается ставка на альтернативные источники энергии, технологию получения сланцевого газа и т. д. В долгосрочной перспективе выходом из сложившейся ситуации могло бы стать проведение структурных реформ в экономике, увеличение доли частных предприятий, изменение инвестиционного климата, снижение энергоемкости производств и, соответственно снижение себестоимости строительной продукции, а также повышение производительности труда, раскрепощение инициативы руководителей.

А насколько российский рынок строительства и стройматериалов привлекателен для белорусского бизнеса с точки зрения инвестиций?
В связи с непростым положением дел в экономике России могу предположить, что доля корпоративных инвестиций в российскую экономику в ближайшие полгода-год будет значительно снижаться, в то время как частные инвестиции будут зависеть от привлекательности того или иного проекта для самого инвестора. К сожалению, в ближайшие годы маржинальность от производств будет невысока, а те предприятия, которые сегодня занимаются выпуском стройматериалов, будут выходить в ноль Рынок стройматериалов, как и рынок объектного строительства, для резидентов Беларуси скорее привлекателен с точки зрения не вложений, а их освоения. Известно, что в прежние годы на российском рынке достаточно активно себя зарекомендовали ОАО «Гродногражданпроект» (проектирование жилых домов для Санкт-Петербурга) профильные научные институты Минстройархитектуры — ГП «Институт жилища НИПТИС им. Атаева С.С.» (проектирование энергоэффективных зданий) РУП «Институт БелНИИС» и др. Относительно реализации белорусской строительной продукции на российском рынке могу сказать, что в кризисные 2015-2016 гг. падение цен на аналогичную российскую продукцию опережало падение цен на белорусскую. В результате цена для конечного потребителя на многие российские стройматериалы на российском рынке была ниже себестоимости белорусских стройматериалов из-за чего их экспорт в 2014-2016 гг существенно в Россию упал. Кроме того, в 2013-2014 гг. в определенных сегментах производств по выпуску стройматериалов и изделий в Беларуси не хватало средств для инвестирования в частные предприятия. Например, если белорусские фабрики изготавливающие качественные межкомнатные двери премиум-класса не смогли пройти модернизацию из-за нехватки финансов, российские производители наоборот, сумели ее провести и предложили в 2015 г. российскому покупателю цену на 40% ниже. По этой причине белорусские производители стали терять свой традиционный российский рынок и вынуждены были обратить свои взоры в сторону США, Европы, Ирана и других стран.
И как вы оцениваете перспективы сотрудничества России и Белоруссии с точки зрения строительства, рынка стройматериалов?
В рамках евразийского пространства мы идем на сближение рынков стройматериалов и услуг, рабочей силы на обмен опытом. Наверняка в этом заинтересованы и белорусская, и российская сторона. Однако считаю, что успешными останутся те, кто выдержит конкуренцию. В Беларуси есть много позитивных примеров развития частных компаний. Некоторые субъекты хозяйствования, которые ранее занимались импортом продукции в Беларусь, со временем сумели здесь открыть свои производства и сейчас с интересом осваивают российский рынок. Также есть немало примеров успешно работающих российских компаний на белорусском рынке («Технониколь», «Металл Профиль» завод «Истра» в Подмосковье и др.). Среди процессов, которые несколько замедляют развитие отношений, считаю чрезмерно длительную работу по подготовке единого Технического регламента стран Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений», медленные темпы унификации норм в области проектирования и строительства, что стало проблемой для работы проектных и строительных организаций.
Как вы считаете, в чем основные угрозы инвестирования в российскую строительную отрасль для зарубежных инвесторов, в том числе белорусских?
В первую очередь это сужение строительного рынка России (в ряде сегментов оно за год достигло 30%), а также отток капитала из страны, который служит плохим сигналом для других инвесторов. Добавим сюда свертывание госпрограмм, уменьшение объемов их финансирования, нестабильность в восточноевропейском регионе, санкции Запада (их реальное негативное влияние мы осознаем спустя пару лет), падение мировых цен на энергоносители. Однако есть и привлекательные для инвесторов факторы, к примеру невысокая стоимость рабочей силы (и она продолжает снижаться), огромный по своей емкости рынок РФ, который остается привлекательным в любые времена и который в долгосрочной перспективе будет готов поглотить значительные объемы строительной продукции. Кстати для белорусских инвесторов преимуществом может являться и активная работа Евразийского экономического союза (отсутствие таможенных платежей, единый рынок рабочей силы и т. д.).
Насколько строительная отрасль Беларуси сегодня нуждается в инвестициях со стороны России?
Она всегда нуждалась в инвестициях а в нынешних экономических условиях — тем более. Мы с интересом наблюдаем за строительством Белорусской атомной станции, к которому, как известно привлечены российские инвестиции и проектировщики. Среди других важных проектов, реализуемых в последнее время, назову сооружение высотного здания — МФК «Газпром Центр» и развязки на пересечении пр. Независимости и ул. Филимонова в Минске. Эти объекты сегодня строятся благодаря российским инвестициям и позволяют приобрести ценный опыт, способствуя продвижению передовых технологий в области высотного строительства энергосбережения и т. д Еще один знаковый белорусско-российский проект — новая взлетно-посадочная полоса в Национальном аэропорту, над которым работали опытные проектировщики из Санкт-Петербурга И материалы там будут применяться современные, в том числе и российских производителей.
Карл-Хайнц Мюллер: «Не вижу никакого роста заинтересованности со стороны ЕЭС инвестировать в недвижимость России»
— Основной проблемой Германии в части рынка недвижимости сегодня является нехватка недорогого жилья, особенно в крупных городах. А из-за огромного количества беженцев ситуация еще сильнее накаляется, — говорит Карл-Хайнц Мюллер, генеральный директор издательского дома Bauverlag BV GmbH, Германия. — По оценкам экспертов, чтобы удовлетворять возросшим запросам, сегодня Германии необходимо строить более 400 тыс. единиц индивидуального жилья ежегодно. Конечно, это звучит заманчиво для немецких строителей. Но, с другой стороны, в Германии не хватит площадей, чтобы построить такое количество жилья. И, наконец, из-за довольно высоких нормативов и стандартов строительства цены на квадратный метр получаются весьма высокими, что не позволяет предлагать по-настоящему доступное жилье. И это дилемма. Другим препятствием для немецкой строительной отрасли является сокращение в последние годы государственных ведомств, утверждающих стройпроекты. Особенно много времени занимает процедура согласования и утверждения инвестиций в объекты общественной инфраструктуры. Получается, средства у нас есть, но освоить мы их не можем. Еще одной проблемой в Германии стало то, что из-за недостатка проектировщиков приходится сталкиваться с задержкой в реализации проектов.
Что касается взаимоотношений России и стран Европы в строительном секторе, то я не вижу никакого роста заинтересованности со стороны ЕЭС инвестировать в недвижимость в РФ. Это во многом связано с недоверием к политической и экономической конъюнктуре, с неуверенностью в том, что страна будет придерживаться определенного курса долгое время. И по большому счету с неуверенностью в стабильности и в завтрашнем дне. Впрочем, если говорить о том, нужны ли Европе в этом ключе российские инвестиции, то опять же — я так не думаю. Учитывая невысокие процентные ставки, проще взять деньги на международном рынке. И я не знаю ярких примеров сотрудничества Европы с РФ в сфере недвижимости и девелопмента. Хотя известны примеры, когда российские олигархи вкладывали средства в определенные проекты в крупных городах Европы, но мы же понимаем, что это просто частные инвестиции.
Похожие
Новое в строительстве
Популярное