Строительство относится к тем немногим сегментам реальной экономики, которые большую часть XXI века развивались весьма динамично. Так, по данным аналитиков, за последние 10 лет объемы строительства жилья выросли почти в 2 раза, нежилых строений — практически в 3 раза. Но даже относительно благополучно пережив кризис 2008-2009 гг., в 2014-2015 гг. темпы развития отрасли резко пошли на спад, и сегодня эксперты сходятся в одном: без господдержки в ближайшие несколько лет вернуться к былым масштабам игрокам рынка будет совсем непросто.
Тихий омут экономической стабильности
С 2014 года объем строительства в России ежемесячно снижается. И по сей день эксперты с осторожностью высказываются о вероятности завершения кризиса. По данным IndexBox в январе — мае 2016 года в стране наблюдалось сокращение объемов жилищного строительства на 16,1% снижение объемов добычи стройсырья и производства базовых строительных материалов — на 4,3% и 8% соответственно. При этом на 3% выросли объемы строительства помещений нежилого назначения, а производство отделочных материалов — на 5,3%. Ключевым моментом здесь становится снижение объемов инвестиций в строительство на 1,6% от уровня 2015 года И ввиду этого перспективы рынка выглядят весьма неоднозначными. «Наиболее тяжелым для отрасли оказался 2015 год, когда объемы продаж в сегменте жилой недвижимости (на который приходится основной объем строительных работ) снизились по России в среднем на 20%, — говорит генеральный директор консалтинговой компании MACON Realty Group Илья Володько. — Это определило нестабильную ситуацию как для девелоперских компаний, так и для производителей и поставщиков строительных материалов и оборудования. В 2016 году падение спроса со стороны покупателей прекратилось, что в целом позволило игрокам строительного рынка адаптироваться к новым реалиям. Перспективы индустрии зависят от стабильности макроэкономической ситуации в России, но при любом сценарии в ближайшие 2 года, вероятнее всего, отрасль ожидает стагнация. Ведь даже если мы будем руководствоваться самым благоприятным сценарием по динамике основных макроэкономических показателей в ближайшие пару лет, уровни инфляции, валютных курсов и ВВП показывают все равно настолько незначительный рост, что понятно: никакого очевидного роста и восстановления экономики за это время не произойдет».
Еще одной значимой проблемой в связи с этим стало резкое падение уровня доходов населения. «Те кризисные настроения и вызовы, которые экономика России ощутила на себе год-полтора назад, как раз сейчас, во второй половине 2016 года, и на протяжении 2017-го будут сказываться непосредственно на строительной отрасли, — считает Николай Алексеенко, генеральный директор РАСК (Рейтинговое агентство строительной отрасли. — Прим. ред.). — В первую очередь это связано с длинным инвестпроцессом в этом секторе. При этом стоит говорить о выжидательной стратегии со стороны застройщиков: неопределенность экономической политики государства влечет за собой неопределенность в среднесрочных прогнозах и для них. Проще говоря, застройщики могут сейчас заложить проекты, однако чрезвычайно сложно предугадать, на каком уровне будет платежеспособный спрос в 2017-2018 годах, чего уж говорить о более поздних периодах. В связи с этим очень важно в краткосрочной перспективе принять конкретную экономическую стратегию, причем в разрезе всей экономики».
Бюджетирование отрасли: плюс на минус
Поскольку основная доля продаж на рынке недвижимости приходилась на долю «частников», приобретавших квартиры на личные средства, она снизилась с 65% до 55%. В связи с этим государство старалось приложить максимальные усилия по стимулированию рынка жилья, в том числе и с целью удержать на плаву строительный комплекс: действовала программа субсидирования ставки по ипотечным кредитам, предоставлялись субсидии не менее 30% в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» (однако эта программа продлена пока только до конца 2016 года). Но в связи с не вполне благоприятными макроэкономическими прогнозами что ждет отрасль дальше? «Субсидирование ипотечной ставки по кредитам — единственная мера, которая хорошо работала и в этот кризис и в предыдущий, — продолжает Илья Володько. — Это позволяло людям приобретающим жилье в кредит, иметь адекватный уровень процентной ставки, стимулировало приобретать жилье на первичном рынке, поддерживая тем самым и застройщиков, и всех остальных участников рынка. Так что продление программы было бы очень полезно» С этой точкой зрения во многом согласна и Екатерина Яковлева, старший менеджер группы по управлению строительными проектами КПМГ в России и СНГ По ее мнению, сейчас государству необходимо продемонстрировать реальную поддержку малому и среднему бизнесу посредством субсидирования и льготного кредитования. Кроме того, нельзя позволить целевым показателям по сборам налогов перерасти в террор против предпринимателей, а принятие решений в отношении разрешительной документации и различных согласований должны стать предельно транспарентными Международный опыт подсказывает другой возможный сценарий — переориентирование строителей на время значительного снижения спада на частную и коммерческую недвижимость, на стройматериалы.
«В Германии в результате финансового кризиса государство в значительной степени увеличило расходы на строительство общественных зданий и сооружений, — говорит вице-президент немецкой строительной компании arenaCom Томас Шрадер. — В сочетании с очень низкой процентной ставкой и возможностью для инвестирования как со стороны частных, так и юридических лиц, мы получили на выходе очень сильную экономику. Сегодня вам непросто будет найти мастера для ремонта или техобслуживания дома — их «книги заказов» забиты! Еще пару лет назад вся Германия порой походила на гигантскую стройплощадку: повсюду, наряду с возведением общественных и частных зданий, шло строительство дорог и инфраструктуры, только на автобанах было проведено 600 видов работ».
Из чего строить будем?
С января по май 2016 года производство строительного сырья упало на 4,3%, а базовых стройматериалов — на 8%. Наиболее сильное падение пришлось на долю дешевого силикатного кирпича (-40,5% г/г), ЖБИ (-20%), цемента (-13,7%) и керамического кирпича (-13,5%). Однако предсказуемо выросло на 5,4% производство тротуарной плитки, почти на 20% — черепицы, зафиксирован прирост производства отделочных материалов примерно на 6%. При этом, по оценкам аналитиков, загрузка мощностей на предприятиях, производящих стройматериалы, в 2015 году в среднем составляла всего 50-60% (ранее она была на уровне выше 70%). Казалось бы именно сейчас, в период внутреннего экономического кризиса и не вполне благоприятной ситуации на валютном рынке, пришло время для производителей сделать ставку на импортозамещение и наконец поднять производство стройматериалов на новый уровень. Екатерина Яковлева убеждена, что, с точки зрения импортозамещения, рынок стройматериалов нельзя назвать самым успешным примером, ведь и до начала действия санкций большая его доля производилась на территории РФ. Но незначительная тенденция роста доли материалов произведенных отечественными компаниями, существует, особенно это заметно например, в производстве лифтов «Процесс импортозамещения для российской стройиндустрии стал вынужденным из-за перепадов курсов валют, — считает Илья Володько. — Экономика девелоперских проектов стала положительной после замены ряда используемых материалов на более дешевые отечественные аналоги. Но полноценный процесс импортозамещения требует длительного времени и возможен лишь при выполнении ряда условий. Нужно облегчить доступ компаний к проектному финансированию при приемлемом уровне процентной ставки. Важно участие в таких проектах иностранных компаний с наличием опыта и технологий. Если в определенных сегментах рынка российские производители уже вполне конкурентоспособны (например, изготовление цемента, стекла), то по ряду позиций альтернатив зарубежным поставщикам пока немного (разные виды отделочных материалов, сложное инженерно-техническое оборудование) В целом при выполнении ряда ключевых условий первые позитивные изменения в процессе импортозамещения в промышленности стройматериалов возможны не раньше чем через 5 лет».
Томас Шрадер предлагает российским компаниям прежде чем говорить о полной замене импортной продукции, ответить на вопросы: будут ли российские аналоги более «продвинутыми», чем европейские? Будут ли продукты сопоставимого с европейским качества стоить столько же или дешевле? Готово ли государство поддерживать своих производителей — в финансовом, налоговом, научном аспекте, когда те захотят экспортировать товары в Европу? В целом, по его мнению, производство в России стоит дешевле, отечественные товары имеют шансы на европейском рынке при соблюдении перечисленных условий. Николай Алексеенко видит стратегию развития рынка в более жесткой перспективе: «Бюджет фонда развития промышленности в 2017 году, согласно проекту бюджета страны, будет снижен на 4 млрд рублей, а в 2018-м — на 774 млн. Доля «производительных» расходов, связанных с инвестициями в человеческий капитал и науку, сократится к ВВП с 1,67 до 1,33% за три следующих года.
Снижение и без того низких по отношению к мировому уровню расходов на человеческий капитал не обеспечивает возможностей для среднесрочного экономического роста и переход на инвестиционную модель экономики. При таких условиях происходит снижение объемов промышленности, в том числе в сфере производства стройматериалов. Даже при условии увеличения фондирования промышленности нельзя говорить о потенциальном долгосрочном восстановлении отрасли производства стройматериалов. Стимулирование только предложения приводит лишь к затовариванию рынка, которое наблюдается уже сейчас. Стоит понимать, что необходимо производить на уровне потребления. А потребление ориентируется на внутренний сжимающийся рынок».
Политика импортозамещения оказала положительное влияние на создание на территории страны ряда производств, направленных на разработку новых материалов, ранее не представленных на отечественном рынке. Среди них можно выделить HPL-панели, фиброцемент, мокрые фасады и многое другое. Импортозамещение строительных материалов в том виде, в котором оно существует, осуществляется лишь на инновационные продукты, которые ранее только ввозились из-за границы. Однако несмотря на неоднозначные прогнозы экспертов, в последние годы рынок строительства не давал поводов для пессимизма. В 2014 году было сдано рекордное количество — более 83 млн кв. метров жилья, а уже в 2015-м несмотря на кризис, — 85,3 млн кв метров. По мнению главы Минстроя РФ Михаила Меня, произошло это благодаря поддержке госипотеки. И есть надежда что если руководители отрасли понимают и поддерживают эту тенденцию, строительный рынок-2017 ожидает пусть и не более радужное, но уж точно не менее стабильное будущее.