Подготовлен проект постановления Правительства РФ о возложении полномочий по государственному контролю за саморегулируемыми организациями в строительстве на Минрегион России. Данное предложение согласовано с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и уже внесено в правительство. Передача полномочий Минрегиону — эффективное дополнение функции по контролю и координации за деятельностью национальных объединений в области градостроительства. При таком соединении максимально эффективно решается задача по координации деятельности и выработке политики в отношении как к целому строительному комплексу, так и его составной части — самих СРО. Национальными объединениями строительной отрасли ведется большая, кропотливая работа по мониторингу за деятельностью СРО, в результате чего выявляются не только недостатки в их работе, но и через предупредительный контроль достигается их устранение. Цель совместных усилий государства и национальных объединений — исключить явление коммерческих, или как чаще их называют, недобросовестных СРО.
Минрегион заинтересован в развитии такого направления деятельности системы саморегулирования в строительстве, как техническое регулирование. Опыт западных стран с развитой экономикой показывает, что нормативная база строительства подготавливается силами и средствами профессионального сообщества. Такую базу должны разрабатывать предприниматели, которые сами на практике впоследствии будут ее использовать.
Нормотворческие функции при этом, естественно, остаются у государства. За восемь лет, прошедших с принятия федерального закона «О техническом регулировании», процессы актуализации существующей и формирования новой базы
Минрегион видит важную роль в вовлечении строительного сообщества в нормотворческую деятельность. За прошедший год мы получили компетентного консультанта в лице системы саморегулирования, мнение которого вырабатывается не отдельным экспертом, а в результате коллегиального профессионального обсуждения. Никогда еще строители не были так активны! Они реагируют на каждый законопроект, каждую инициативу, высказывая свое профессиональное мнение. Важность этого невозможно переоценить.
Наиболее принципиально значимой темой в нормотворческой деятельности, над которой нам необходимо работать совместно с национальными объединениями, является модернизация законодательства о размещении государственного заказа. Еще одна актуальная тема на стыке нашей совместной деятельности — это снижение необоснованных административных барьеров в строительной деятельности. Анализ ситуации показывает, что Градостроительный кодекс хотя и заложил правовую основу для существенного снижения административных барьеров в строительстве, однако на практике зачастую просто не соблюдается во многих муниципалитетах. И в разных муниципалитетах ситуация складывается
Наиболее актуально сегодня устранение избыточных административных барьеров в жилищном строительстве. Высокие барьеры на локальных рынках жилищного строительства усложняют доступ застройщиков на такие рынки, приводят к их монополизации, не позволяют наращивать запланированные объемы строительства и в конечном счете приводят к снижению доступности жилья для населения.
Результаты мониторинга с применением единой методики для оценки административных барьеров на локальных рынках жилищного строительства позволят привлечь внимание к наиболее проблемным городам с одной стороны, а с другой — выявить муниципалитеты с наиболее привлекательным инвестиционным климатом в целях распространения их позитивного опыта. Минрегион постоянно и последовательно выступает за развитие системы саморегулирования в строительной отрасли. Мы не поддерживаем идеи о возврате к лицензированию. В январе 2010 года произошла не просто замена лицензий на свидетельства о допуске, передача «руля» от одного органа к другому. Произошли концептуальные, системные изменения в регулировании строительной сферы — переход на негосударственное регулирование, регулирование профессионального сообщества, основанного на коллективной ответственности за результаты труда. Функции лицензирования и саморегулирования настолько отличаются друг от друга, что следует говорить о принципиально различных, если не о противоположных методах регулирования. Также считаю недопустимыми заявления о том, что система саморегулирования — это некий дискуссионный клуб, по аналогии с различными союзами и ассоциациями в любой сфере профессиональной деятельности. На примере технического регулирования уже видно, что разработка проектов нормативных документов — это прерогатива именно профессионального сообщества. Ситуация, когда органы государственной власти обеспечены мощной подпоркой и лоббированием интересов строительной отрасли непосредственно от строительного сообщества, это и есть подлинно демократическое устройство.