СРО — мощные лоббисты строительной отрасли

СРО — мощные лоббисты строительной отрасли

На примере технического регулирования уже видно, что разработка проектов нормативных документов — это прерогатива именно профессионального сообщества

Градостроительным кодексом Российской Федерации (ст. 55.1) четко определено, что основной целью саморегулирования в строительстве является предупреждение причинения вреда жизни, здоровью и имуществу вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Поэтому когда на кону стоят вопросы обеспечения безопасности, крайне необходимо, чтобы стандарты деятельности и контроль их соблюдения были одинаковыми для всех в строительной сфере. На текущий момент главное направление и федеральных органов государственной власти, и органов управления в системе саморегулирования — это борьба с теми, кто пришел в эту систему нажиться, а не работать.

Подготовлен проект постановления Правительства РФ о возложении полномочий по государственному контролю за саморегулируемыми организациями в строительстве на Минрегион России. Данное предложение согласовано с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и уже внесено в правительство. Передача полномочий Минрегиону — эффективное дополнение функции по контролю и координации за деятельностью национальных объединений в области градостроительства. При таком соединении максимально эффективно решается задача по координации деятельности и выработке политики в отношении как к целому строительному комплексу, так и его составной части — самих СРО. Национальными объединениями строительной отрасли ведется большая, кропотливая работа по мониторингу за деятельностью СРО, в результате чего выявляются не только недостатки в их работе, но и через предупредительный контроль достигается их устранение. Цель совместных усилий государства и национальных объединений — исключить явление коммерческих, или как чаще их называют, недобросовестных СРО.

Минрегион заинтересован в развитии такого направления деятельности системы саморегулирования в строительстве, как техническое регулирование. Опыт западных стран с развитой экономикой показывает, что нормативная база строительства подготавливается силами и средствами профессионального сообщества. Такую базу должны разрабатывать предприниматели, которые сами на практике впоследствии будут ее использовать.

Нормотворческие функции при этом, естественно, остаются у государства. За восемь лет, прошедших с принятия федерального закона «О техническом регулировании», процессы актуализации существующей и формирования новой базы нормативно-технического регулирования так и не были толком запущены. С введением саморегулирования мы надеемся на прорыв в области технического регулирования строительства. К сегодняшнему дню уже немало сделано. Благодаря совместной работе Минрегиона и национальных объединений в прошедшем году было принято 25 самых необходимых СНиПов. Сейчас в работе — 57 стандартов и рекомендаций, в том числе разработка технических норм по энергосбережению в производстве строительных материалов, а также по внедрению инновационных технологий при выполнении строительных работ.

Минрегион видит важную роль в вовлечении строительного сообщества в нормотворческую деятельность. За прошедший год мы получили компетентного консультанта в лице системы саморегулирования, мнение которого вырабатывается не отдельным экспертом, а в результате коллегиального профессионального обсуждения. Никогда еще строители не были так активны! Они реагируют на каждый законопроект, каждую инициативу, высказывая свое профессиональное мнение. Важность этого невозможно переоценить.

Наиболее принципиально значимой темой в нормотворческой деятельности, над которой нам необходимо работать совместно с национальными объединениями, является модернизация законодательства о размещении государственного заказа. Еще одна актуальная тема на стыке нашей совместной деятельности — это снижение необоснованных административных барьеров в строительной деятельности. Анализ ситуации показывает, что Градостроительный кодекс хотя и заложил правовую основу для существенного снижения административных барьеров в строительстве, однако на практике зачастую просто не соблюдается во многих муниципалитетах. И в разных муниципалитетах ситуация складывается по-разному. Для строительного бизнеса такие различия в сложности получения согласований и разрешения на строительство при реализации инвестиционных проектов являются одним из определяющих факторов при выборе территорий для инвестирования. Данная проблема привлекла внимание первых лиц государства. Вышло распоряжение Правительства РФ от 15 июня 2010 г. № 982-р, в котором намечен целый ряд мероприятий, включая подготовку нормативных правовых актов, направленных на совершенствование системы градорегулирования. Однако, как показывает практика, только государственное регулирование и контроль еще не являются гарантией улучшения ситуации в данной области. Мы предлагаем строительному сообществу занять активную позицию в решении проблемы снижения избыточных административных барьеров, в том числе путем проведения мониторинга и оценки эффективности проведения административных процедур при реализации инвестиционных проектов на муниципальном уровне.

Наиболее актуально сегодня устранение избыточных административных барьеров в жилищном строительстве. Высокие барьеры на локальных рынках жилищного строительства усложняют доступ застройщиков на такие рынки, приводят к их монополизации, не позволяют наращивать запланированные объемы строительства и в конечном счете приводят к снижению доступности жилья для населения.

Результаты мониторинга с применением единой методики для оценки административных барьеров на локальных рынках жилищного строительства позволят привлечь внимание к наиболее проблемным городам с одной стороны, а с другой — выявить муниципалитеты с наиболее привлекательным инвестиционным климатом в целях распространения их позитивного опыта. Минрегион постоянно и последовательно выступает за развитие системы саморегулирования в строительной отрасли. Мы не поддерживаем идеи о возврате к лицензированию. В январе 2010 года произошла не просто замена лицензий на свидетельства о допуске, передача «руля» от одного органа к другому. Произошли концептуальные, системные изменения в регулировании строительной сферы — переход на негосударственное регулирование, регулирование профессионального сообщества, основанного на коллективной ответственности за результаты труда. Функции лицензирования и саморегулирования настолько отличаются друг от друга, что следует говорить о принципиально различных, если не о противоположных методах регулирования. Также считаю недопустимыми заявления о том, что система саморегулирования — это некий дискуссионный клуб, по аналогии с различными союзами и ассоциациями в любой сфере профессиональной деятельности. На примере технического регулирования уже видно, что разработка проектов нормативных документов — это прерогатива именно профессионального сообщества. Ситуация, когда органы государственной власти обеспечены мощной подпоркой и лоббированием интересов строительной отрасли непосредственно от строительного сообщества, это и есть подлинно демократическое устройство.

Логотип Вестник Строительство