— Михаил Юрьевич, сейчас главный бич саморегулирования — продажа свидетельств о допуске. Какие законодательные методы борьбы с такими СРО вы предлагаете и что на этом направлении уже сейчас делает НОСТРОЙ?
— Напомню, что основные полномочия по контролю за деятельностью саморегулируемых организаций в строительстве, проектировании и изысканиях законодательно закреплены за Ростехнадзором, хотя сейчас идут подготовительные шаги по передаче этих функций Минрегиону России. Минрегион, который сейчас контролирует деятельность национальных объединений, будет обладать набором контролирующих функций и над СРО, что позволит более эффективно реагировать на накопившиеся проблемы, в том числе и на присутствие коммерческих СРО. Хочу сказать, что тема эта не нова. Еще разработчики закона о саморегулировании в строительстве предупреждали о возможном появлении и разрастании данного явления. Прежняя система лицензирования была насквозь пронизана коммерческими нитями — юристы, посредники, мертвые души в кадровом составе, фальшивые дипломы и документы о повышении квалификации — все это годами крутилось на лицензионном рынке.
Все это исчезнуть одномоментно при введении системы СРО не могло, хотя принципиальная строгость при наделении некоммерческого партнерства статусом СРО на
— В чем же выход? В наделении НОСТРОЙ контрольными функциями?
— Об этом должны говорить не мы, а сами саморегулируемые организации. Мы все — части одной системы, и должны понимать, что ее добросовестность и благополучие в глазах потребителей и власти зависит от наших общих усилий. И если мы хотим эту систему развивать и сохранять, значит, надо заниматься определенным лечением. Если саморегулируемые организации доверят это лечение НОСТРОЙ, значит, надо добиваться этих поправок. Если
Вообще я считаю, что при наличии силовых структур и органов надзора нужна всего лишь их добрая воля — и решение проблемы сдвинется с места. А мы готовы проводить предварительную работу.
— Но что может сделать НОСТРОЙ в таких узких рамках?
— Например, провести мониторинг, понять, какие из СРО занимаются откровенной торговлей допусками. В конце мая мы представили в Минрегион доклад по итогам мониторинга нарушений в сфере саморегулирования в строительстве. Специалисты
— Законодательство о саморегулировании меняется постоянно. С какими же законодательными инициативами НОСТРОЙ выступит в этом году?
— Знаете, хотя многие СРО говорят о том, что законодательство трогать не нужно, есть ряд законов и нормативных документов, которыми нам необходимо заниматься.
Наиболее горячая тема — это закон о госзакупках ФЗ № 94. Огромные трудности доставляет строителям и любимая новация Федеральной антимонопольной службы — электронные аукционы. НОСТРОЙ очень активно занимается модернизацией закона о госзакупках. Благодаря усилиям Совета и отдельным членам Совета НОСТРОЙ позиция строителей была многократно озвучена и у президента России, и у премьера, и сейчас профильным министерствам даны соответствующие поручения. Надеюсь, что в 2011 году в этом направлении будет сделан существенный шаг — действующий закон либо будет кардинально исправлен, либо будет подготовлен новый текст. И еще одна из ключевых тем — это корректировка приказа Минрегиона № 624. Но эта корректировка должна проводиться очень аккуратно, основная канва и содержание видов работ должны быть стабильными и устоявшимися, потому что НОСТРОЙ проделал огромную работу, выпустив под этот перечень огромный пласт унифицированных документов, которые уже применяются большинством СРО. Тем не менее некоторые положения этого приказа, о которых мы говорили более года, надо менять, например, пресловутые «звездочки». Сейчас, за полгода применения этого приказа стало очевидно, что забота о малом бизнесе, которую пропагандировали Минэкономики, ФАС и некоторые общественные организации, дала обратный эффект. По нашим данным, «благодаря»
— Рекомендуете ли вы сократить размер членского взноса в СРО для компаний, которые занимаются 2-3 видами работ, а не
— Политика формирования бюджета СРО должна обсуждаться, и очень тщательно — внутри самой саморегулируемой организации. Исполнительный орган может предложить некие подходы к установлению размера членского взноса, собрать отзывы, вынести этот вопрос на рассмотрение коллегиального органа, а потом и на общее собрание. Но единых подходов тут нет. СРО разные: в московских — своя специфика, в региональных — своя. Есть отраслевые объединения, там вообще принцип формирования другой, они фактически созданы на базе министерств, и в этих СРО требования гораздо жестче, чем в обычных, и порой взносы выше. Тем самым отсекаются компании, с которыми ведомство работать не хочет. А что касается количества видов работ и зависимости от этого размера взноса, тут тоже ситуация очень разная. Может быть один вид работ — генеральный подрядчик, но он один тянет на миллиардные контракты. Но, опираясь на опыт СРО «Межрегиональное объединение строителей», могу сказать, что самым разумным представляется подход, когда дифференциация взносов идет от объемов выполненных работ. И, как опять же показывает опыт НП СРО «МОС», малое предприятие, как правило, берет не 2-3 вида работы,
Признаки коммерческой СРО
1. Среднемесячные темпы прироста количества членов саморегулируемой организации составляют более 50 юридических лиц и предпринимателей в строительных саморегулируемых организациях и более 20 — в проектных и изыскательских саморегулируемых организациях.
2. Наличие рекламы, призывающей к вступлению в саморегулируемую организацию.
3. Наличие более 20 мест приема документов для вступления в саморегулируемую организацию.
4. Предоставление возможности вступления в саморегулируемую организацию без уплаты взноса в компенсационный фонд в полном размере.
5. Отсутствие в требованиях к выдаче свидетельства о допуске условия о соответствии наименований специальностей высшего и среднего профессионального образования определенным видам работ.
6. Отсутствие контроля достоверности сведений в документах, поданных для получения свидетельства о допуске.
7. Отсутствие коллегиальности и открытости в управлении саморегулируемой организацией.
8. Участие в бизнесе по продаже готовых юридических лиц со свидетельствами о допуске, выданными саморегулируемой организацией.