Михаил Викторов: «Борьбу с коммерческими СРО НОСТРОЙ будет вести в партнерстве с Минрегионом»

Михаил Викторов: «Борьбу с коммерческими СРО НОСТРОЙ будет вести в партнерстве с Минрегионом»

Дискуссии о коммерческих СРО появились еще в начале прошлого года, во время становления молодого института саморегулирования, и не прекращаются до сих пор

Дискуссии о коммерческих СРО появились еще в начале прошлого года, во время становления молодого института саморегулирования, и не прекращаются до сих пор из-за роста как самих недобросовестных СРО, торгующих допусками, так и тех строительных компаний, которые их покупают. НОСТРОЙ совместно с Минрегионом РФ решил перейти от слов к делу и навести порядок в системе контроля над такими объединениями. О путях решения проблемы, задачах на 2011 год и законодательных инициативах в интервью «Вестнику» рассказал руководитель аппарата НОСТРОЙ Михаил Викторов.

— Михаил Юрьевич, сейчас главный бич саморегулирования — продажа свидетельств о допуске. Какие законодательные методы борьбы с такими СРО вы предлагаете и что на этом направлении уже сейчас делает НОСТРОЙ?

— Напомню, что основные полномочия по контролю за деятельностью саморегулируемых организаций в строительстве, проектировании и изысканиях законодательно закреплены за Ростехнадзором, хотя сейчас идут подготовительные шаги по передаче этих функций Минрегиону России. Минрегион, который сейчас контролирует деятельность национальных объединений, будет обладать набором контролирующих функций и над СРО, что позволит более эффективно реагировать на накопившиеся проблемы, в том числе и на присутствие коммерческих СРО. Хочу сказать, что тема эта не нова. Еще разработчики закона о саморегулировании в строительстве предупреждали о возможном появлении и разрастании данного явления. Прежняя система лицензирования была насквозь пронизана коммерческими нитями — юристы, посредники, мертвые души в кадровом составе, фальшивые дипломы и документы о повышении квалификации — все это годами крутилось на лицензионном рынке.

Все это исчезнуть одномоментно при введении системы СРО не могло, хотя принципиальная строгость при наделении некоммерческого партнерства статусом СРО на какое-то время удержала от продажи допусков. Должен отметить, что на начальном этапе, первые полгода, Ростехнадзор проявлял даже избыточную строгость и жесткость. Но потом, к сожалению, ворота в саморегулирование были открыты очень широко, СРО регистрировались пачками, по 10 в неделю, и в этот момент в саморегулирование пошли все желающие. Конечно, те СРО, которые создавались на базе региональных союзов строителей, были изначально здоровыми и качественными. Но организаторами СРО также выступили и руководители региональных лицензионных центров. И хотя многие из них работают очень хорошо, появилось несколько СРО, чьи допуски продаются на каждом углу — очевидно, что в стороне от этого процесса не остались коммерсанты, особенно крупные и средние юридические конторы, у которых были базы данных, вся структура кадров и деньги. Но первый год показал нам определенную расстановку сил, то, что НОСТРОЙ мог сделать в выявлении и отслеживании проблемы коммерческих СРО, он делает, а дальше нужно хирургическое вмешательство. Однако полномочия НОСТРОЙ ограничены, подавать в суд, заниматься какой-то следственной работой мы не можем, это компетенция органа надзора. И хотя по всем возможным нарушением мы передавали документы в Ростехнадзор, соответствующей реакции пока не последовало.

— В чем же выход? В наделении НОСТРОЙ контрольными функциями?

— Об этом должны говорить не мы, а сами саморегулируемые организации. Мы все — части одной системы, и должны понимать, что ее добросовестность и благополучие в глазах потребителей и власти зависит от наших общих усилий. И если мы хотим эту систему развивать и сохранять, значит, надо заниматься определенным лечением. Если саморегулируемые организации доверят это лечение НОСТРОЙ, значит, надо добиваться этих поправок. Если все-таки СРО, как в прошлом году, продолжают бояться со стороны НОСТРОЙ каких-то репрессий, значит, передачи контрольных функций не будет, и этим по-прежнему будет заниматься госорган.

Вообще я считаю, что при наличии силовых структур и органов надзора нужна всего лишь их добрая воля — и решение проблемы сдвинется с места. А мы готовы проводить предварительную работу.

— Но что может сделать НОСТРОЙ в таких узких рамках?

— Например, провести мониторинг, понять, какие из СРО занимаются откровенной торговлей допусками. В конце мая мы представили в Минрегион доклад по итогам мониторинга нарушений в сфере саморегулирования в строительстве. Специалисты НО-СТРОЙ выявили очень интересные факты. Например, поисковые запросы в системе Интернет по ключевым словам «Вступление в СРО» по состоянию на 11.40 16 мая 2011 года демонстрируют фантастические результаты. Этот вид бизнеса рекламируется на 598 000 интернет-страницах, по данным «Яндекса», и на 308 000 страницах, по данным Google. Очень активно на «рынке» торгуются допуски лишь нескольких СРО, что заставляет задуматься об их деятельности в целом. Численность этих СРО растет потрясающими темпами, иногда по несколько сотен в день. При этом реестры СРО максимально запутаны, а иногда и просто недоступны. На сайтах трудно найти решения общих собраний, информацию о размере компенсационного фонда и так далее. Нарушения не найдет, что называется, только ленивый. При этом нам известно, что одним из условий покупки допуска этих СРО является выдача доверенности на определенное лицо для представления интересов этой компании на всех собраниях и т.д. Таким образом, в руках нескольких человек скапливаются тысячи доверенностей, и они могут принимать любые решения. Этот вывод подтверждает тот факт, что общее собрание самой крупной СРО численностью более 7500 человек проводится в офисе общей площадью не более 500 метров, то есть на каждого члена СРО приходится по 6 кв. сантиметров! Понятно, что никто в этом офисе своих членов и не ждет. И таких фактов — масса! В результате анализа мы смогли сформулировать основные признаки коммерческой СРО. Наш доклад мы передали в Минрегион России, а он отправил его в Ростехнадзор. По-моему, фактов уже более чем достаточно, чтобы начать действовать. И мы будем развивать работу на этом направлении.

— Законодательство о саморегулировании меняется постоянно. С какими же законодательными инициативами НОСТРОЙ выступит в этом году?

— Знаете, хотя многие СРО говорят о том, что законодательство трогать не нужно, есть ряд законов и нормативных документов, которыми нам необходимо заниматься.

Наиболее горячая тема — это закон о госзакупках ФЗ № 94. Огромные трудности доставляет строителям и любимая новация Федеральной антимонопольной службы — электронные аукционы. НОСТРОЙ очень активно занимается модернизацией закона о госзакупках. Благодаря усилиям Совета и отдельным членам Совета НОСТРОЙ позиция строителей была многократно озвучена и у президента России, и у премьера, и сейчас профильным министерствам даны соответствующие поручения. Надеюсь, что в 2011 году в этом направлении будет сделан существенный шаг — действующий закон либо будет кардинально исправлен, либо будет подготовлен новый текст. И еще одна из ключевых тем — это корректировка приказа Минрегиона № 624. Но эта корректировка должна проводиться очень аккуратно, основная канва и содержание видов работ должны быть стабильными и устоявшимися, потому что НОСТРОЙ проделал огромную работу, выпустив под этот перечень огромный пласт унифицированных документов, которые уже применяются большинством СРО. Тем не менее некоторые положения этого приказа, о которых мы говорили более года, надо менять, например, пресловутые «звездочки». Сейчас, за полгода применения этого приказа стало очевидно, что забота о малом бизнесе, которую пропагандировали Минэкономики, ФАС и некоторые общественные организации, дала обратный эффект. По нашим данным, «благодаря» 624-му приказу из состава СРО вышло по собственной воле менее 0,5% малых компаний, притом, что можно было при уходе забрать взнос в компенсационный фонд! И, конечно, я должен упомянуть техрегулирование. Двадцать последних лет выпали из динамики развития строительной нормативной базы, и СНиПы применяются только на добровольной основе. В настоящий момент строительная отрасль лоббирует возврат обязательных норм, приведение этих норм согласно требованиям практики, новым технологиям и материалам. В 2010 году первые 25 СНиПов вступили в силу, сейчас идет работа над остальными 59. НОСТРОЙ уделяет очень большое внимание этому вопросу. Сейчас в работе находятся одновременно почти 20 документов. На 2011 год на эту тему НОСТРОЙ выделяет 50% своего бюджета — это беспрецедентный случай. Я понимаю строителей, которые стараются выжить в кризис и не воспринимают перспективу появления новых норм через пару лет как нечто очень необходимое, но многие компании понимают, что делать это нужно. Показательно, что съезд НОСТРОЙ практически единогласно утвердил бюджет по этому направлению, и мы в короткий срок получим пусть небольшое, но современное поле обязательных норм, СНиПов и стандартов, разработанных под контролем и при полном участии строительной отрасли, которые в 2011-2012 годах вступят в силу.

— Рекомендуете ли вы сократить размер членского взноса в СРО для компаний, которые занимаются 2-3 видами работ, а не 15-20?

— Политика формирования бюджета СРО должна обсуждаться, и очень тщательно — внутри самой саморегулируемой организации. Исполнительный орган может предложить некие подходы к установлению размера членского взноса, собрать отзывы, вынести этот вопрос на рассмотрение коллегиального органа, а потом и на общее собрание. Но единых подходов тут нет. СРО разные: в московских — своя специфика, в региональных — своя. Есть отраслевые объединения, там вообще принцип формирования другой, они фактически созданы на базе министерств, и в этих СРО требования гораздо жестче, чем в обычных, и порой взносы выше. Тем самым отсекаются компании, с которыми ведомство работать не хочет. А что касается количества видов работ и зависимости от этого размера взноса, тут тоже ситуация очень разная. Может быть один вид работ — генеральный подрядчик, но он один тянет на миллиардные контракты. Но, опираясь на опыт СРО «Межрегиональное объединение строителей», могу сказать, что самым разумным представляется подход, когда дифференциация взносов идет от объемов выполненных работ. И, как опять же показывает опыт НП СРО «МОС», малое предприятие, как правило, берет не 2-3 вида работы, а 10-15, потому что оно может быть одно на большой территории. Например, дагестанские компании берут по 15 видов работ и аргументируют это тем, что приходя на объект, они делают все: и сети, и кровлю, и стены. Но я допускаю, что при определенной специфике возможно сочетание подходов. То есть надо изучать свой состав, ситуацию в своих компаниях, их текущие объемы и специфику работ и затем предлагать решение.

Признаки коммерческой СРО

1. Среднемесячные темпы прироста количества членов саморегулируемой организации составляют более 50 юридических лиц и предпринимателей в строительных саморегулируемых организациях и более 20 — в проектных и изыскательских саморегулируемых организациях.

2. Наличие рекламы, призывающей к вступлению в саморегулируемую организацию.

3. Наличие более 20 мест приема документов для вступления в саморегулируемую организацию.

4. Предоставление возможности вступления в саморегулируемую организацию без уплаты взноса в компенсационный фонд в полном размере.

5. Отсутствие в требованиях к выдаче свидетельства о допуске условия о соответствии наименований специальностей высшего и среднего профессионального образования определенным видам работ.

6. Отсутствие контроля достоверности сведений в документах, поданных для получения свидетельства о допуске.

7. Отсутствие коллегиальности и открытости в управлении саморегулируемой организацией.

8. Участие в бизнесе по продаже готовых юридических лиц со свидетельствами о допуске, выданными саморегулируемой организацией.

Логотип Вестник Строительство