Президент Российского союза строителей Владимир Яковлев: «В регионах строительный рынок только начинает оживать»

Президент Российского союза строителей Владимир Яковлев: «В регионах строительный рынок только начинает оживать»

В России реально возводить по одному квадратному метру жилья на человека в год, но для этого нужно решить целый ряд вопросов

В России реально возводить по одному квадратному метру жилья на человека в год, но для этого нужно решить ряд вопросов: нарастить мощности стройиндустрии, активнее заниматься инженерной подготовкой территорий, устранить административные барьеры, связанные с оформлением земельных участков, процедурой согласования проектной документации, присоединением к энергомощностям и т.п. При этом многое будет зависеть от самого стройкомплекса, в частности от института СРО. Дополнительным импульсом к развитию отрасли послужат мегапроекты, касающиеся подготовки к Олимпиаде в Сочи, саммиту АТЭС во Владивостоке, Универсиаде в Казани, рассказал в эксклюзивном интервью ИД «МедиаЮг» президент Российского союза строителей Владимир Яковлев.

— По мнению экспертов, строительный рынок наиболее сильно пострадал в результате мирового финансового кризиса, однако он стал и одним из первых, кто начал восстанавливать утраченные позиции. Какой диагноз вы поставили бы отрасли сегодня?

— Строительный сектор, формирующий 5,5% ВВП и обеспечивающий занятость 3 млн человек, и раньше, и сейчас сохраняет позиции важной социально значимой и системообразующей сферы российской экономики.

В 2010 году объемы ввода жилья удалось поддержать почти на уровне 2009 года, на 10% возросла инвестиционная активность в строительстве, на 11% увеличилось производство основных строительных материалов, в 2,4 раза выросло количество выданных ипотечных кредитов. Все это показывает, что стройка начинает оживать и дает основания рассчитывать на рост объемов ввода жилья в 2011 году. Несмотря на планируемое увеличение в этом году объемов строительства жилья на 3 млн кв. метров, в регионах только начинается оживление — спрос пока, к сожалению, отстает от предложения. Хотя в отдельных территориях строительство идет в рамках запланированных объемов. Это Санкт-Петербург, Краснодарский край и Ростовская область. А где-то наблюдается серьезное отставание. Я имею в виду Москву, Башкортостан, Орловскую, Псковскую, Оренбургскую, Кемеровскую области. Одна из причин — по-прежнему высокие банковские кредиты. Сегодня процентная ставка для строительных компаний — в среднем 15-17%. Согласитесь, дороговато. Особенно когда все перекладывается на конечного потребителя.

— Судя по заявлениям первых лиц государства, жилищное строительство для них — один из приоритетов. Однако, как и в прежние годы, основное бремя по решению в стране «квартирного вопроса» ложится на бюджет, примеров успешного государственно-частного сотрудничества — немного. Чем бы вы объяснили такую ситуацию? Недостатком у игроков строительного рынка оборотных средств, нерешенной проблемой административных барьеров, отсутствием в районах потенциальной застройки развитой инфраструктуры, чем-то еще?

— Действительно, государство проявляет большой интерес к строительству социального жилья. Это касается квартир и для военнослужащих, и для ветеранов войны, в том числе по программе переселения из аварийного и ветхого фонда. В таких случаях государственная доля в финансировании составляет примерно 30%. Плюс Фонд содействия реформированию ЖКХ прилично загружает подрядные строительные организации муниципальных образований. Согласно ФЦП «Жилище», в 2011 году в стране должно быть введено 63 млн кв. метров жилья. А механизмы ГЧП все те же, ничего нового не придумано. Просто их нужно правильно использовать. Основной инструмент — это программа «Жилище», через которую проходит большое количество средств. На мой взгляд, необходимо большую часть из них направлять на инженерную подготовку территорий. К сожалению, пока выделение денег на эти цели по сравнению с прошлым годом сокращается. А ведь оборудование коммуникациями участков под застройку позволит увеличивать оперативность строительных работ. Существует до сих пор и масса административных барьеров, связанных с оформлением земельных участков, с процедурой согласования проектной документации, присоединений к энергомощностям и т.п. Это как бег по пересеченной местности. Все время надо чего-то остерегаться и что-то преодолевать. Только на госзакупках из-за коррупции теряется до триллиона рублей. Если учесть, что госбюджет на выполнение подрядных работ в области, к примеру, дорожного строительства, составляет 5 триллионов рублей, становится понятно, сколько денег «ушло налево». Если бы власти на местах сориентировались сразу, то не пришлось бы правительству изменять сроки подготовки документов по схемам территориального планирования, по правилам землепользования и по генпланам застройки. Многие вопросы тогда были бы сняты. В этом году закачивается срок подготовки работ по территориальному планированию. Другого пути нет. Согласно Градостроительному кодексу, каждое поселение должно иметь свой генеральный план. Впоследствии убедились, что генпланы нужны только там, где происходят какие-то серьезные изменения и масштабные строительные объекты. В остальных случаях можно обойтись схемами территориального планирования. Эти документы в состоянии сделать за небольшие деньги местные органы власти. Они просто обязаны в нынешнем году завершить эту работу.

— На ваш взгляд, оправдывает ли сегодня приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» свое название? Либо строители по-прежнему «страшно далеки» от населения?

— Я читал отчет Счетной палаты об исполнении федерального бюджета за 2010 год, и там сказано, что достижение целевых индикаторов приоритетного нацпроекта осуществляется не в полном объеме. Из 727 строек и объектов, предусмотренных к вводу в прошлом году по федеральным целевым программам, введены в эксплуатацию только 259 объектов, или 35,6%, при этом техническую готовность имеют менее 50%.

Но все равно «Доступное и комфортное жилье…» свое дело делает. Руководители страны держат курс на развитие строительства, потому что четко понимают: без строительства нет развития экономики. Поставлена задача к 2015 году ввести 100 млн кв. метров жилья, к 2020 году — 140 млн. Теперь под эти задачи нужно выстраивать все правила: заранее проводить изыскания, осуществлять инженерную подготовку территорий, готовить проектно-сметную документацию. Если в течение 2012-2013 годов документация готова не будет, программа может провалиться.

— На весеннем совещании «О мерах по развитию строительного комплекса в РФ» глава Минрегионразвития Виктор Басаргин заявил, что сегодня более 90% предприятий стройматериалов находятся в частной собственности, поэтому ставка делается на стимулирование модернизации отрасли, а не на бюджетное финансирование. У вас есть уверенность, что интересы государства и частных инвесторов в данном вопросе совпадут?

— Несмотря на то, что за прошлый год промышленные показатели в России увеличились на 11-15%, а рост инвестиций в строительную индустрию вырос на 7%, кризис для промышленности стройматериалов не закончен. За последние три года мы потеряли около 20% предприятий отрасли — это бетонные и кирпичные заводы, ряд вспомогательных производств. Численность работников в отрасли уменьшилась на 9%. В стране — 43 цементных производства, из них единицы работают по новым технологиям. Остальные продолжают использовать старые, энергоемкие методы. О какой конкуренции может идти речь? Думаю, вполне реально строить по 1 кв. метру на человека в год, как запланировано в программах и поручениях президента, но для этого необходимо совершенствовать промышленную базу. Требуется увеличение мощности базы стройиндустрии более чем в 4 раза.

В последнее время в России запущен ряд важных предприятий в цементной промышленности, производстве железобетонных конструкций, изоляционных материалов. Но все же большой проблемой для строй-индустрии страны является использование материалов и конструкций, не соответствующих экологическим стандартам, требованиям качества и долговечности зданий и сооружений. Мы знаем много новых технологий — современных, качественных, однако не научились еще их использовать. Например, ячеистый бетон — он хорош, эффективен, но для наших строителей достаточно дорог в использовании из-за высокой стоимости оборудования для его производства.

В производстве энергосберегающих теплоизоляционных материалов Россия отстает от развитых стран в 15-18 раз. Между тем мы в конце концов вступим в ВТО, и нам нужно плотнее рассматривать зарубежный опыт. Сейчас наибольшее внимание следует уделить новейшим отечественным разработкам по изготовлению теплоизоляционных материалов на базе вспененного стекла, использования зол, которые продвинутые производства стараются внедрить, и вместе с тем усовершенствовать систему по сертификации и паспортизации строительных материалов, особенно в региональных институтах.

— Отслеживаете ли вы ситуацию на строительном рынке Краснодарского края и в частности Сочи, где в 2014 году пройдет Олимпиада? Все это время ответственные чиновники указывают на дефицит кадров для возведения олимпийских объектов. Не кажется ли это вам парадоксом: главной российской стройке недостает строителей?

— Мы недавно приехали из Краснодара — проводили там собрание по случаю 15-летия Союза строителей Кубани — мощной организации, насчитывающей 243 компании, объединяющей более 70 тысяч работающих и выполняющих в год строительно-монтажных работ на 120 млрд рублей. 47 предприятий Союза работают на строительстве олимпийских объектов.

На собрании мы говорили и о кадровой проблеме, и о несвоевременном финансировании олимпийских строек. Вроде бы внешне все идет успешно, а работники жалуются, что зарплату им платят несвоевременно.

РСС направил в Правительство РФ письмо с изложением проблемы. Сегодня, по данным Росстата, две трети вакансий, которые требуются в нашей экономике, — это рабочие специальности, и именно их как раз не хватает.

Подготовка кадров в России не в полной мере сбалансирована с потребностями экономики. Рынок труда перенасыщен специалистами по ряду невостребованных профессий. В то же время подготовка кадров по дефицитным специальностям недостаточна. Ситуация, когда в стране учились и выпускались сплошь юристы и экономисты, большинство из которых потом не могли найти себе работу по специальности, сохраняется и сейчас — она актуальна и для Юга России.

Давайте на примерах: по последним официальным данным, количество выпускников-юристов в Адыгейском государственном университете в 3,5 раза больше, чем выпускников-инженеров. Технологический институт в Майкопе выпускает специалистов по профессии «финансы и кредит» в 8 раз больше, чем по специальности «агроном». В Астраханской области выпуск специалистов с высшим образованием в 3 раза больше, чем рабочих мест для них. Из-за нехватки своих кадров по рабочим специальностям сегодня только на олимпийских стройках в Краснодарском крае работает более 45 тысяч мигрантов из Узбекистана, Таджикистана, Украины и Молдовы. Помимо этого, общая ситуация свидетельствует о том, что усилия по восстановлению и модернизации системы высшего и специального образования совершенно недостаточны сегодня. Наблюдается колоссальный разрыв между потребностями строительной отрасли и способностями образовательных учреждений. При нынешней системе на подготовку специалиста, обладающего какими-либо новыми знаниями, уйдет примерно 8 лет с учетом разработки, утверждения, внедрения новых стандартов и прохождения самого процесса обучения. Нормативная база в подготовке кадров строительной отрасли несовершенна. За разработку профессиональных стандартов брались многие организации, но ни в одном случае работа не была доведена до конца. В итоге модель грамотного специалиста, которого мы хотели бы получить, не очевидна ни образовательным учреждениям, ни строительным организациям.

— Одна из наиболее актуальных тем последнего времени — развитие саморегулируемых организаций, в том числе в строительстве. Как вы оцениваете эволюцию этого института? Оправданно ли сказать, что он успел стать зрелым, либо этап становления продолжается?

— Институт СРО находится в стадии становления, остается много проблем, но рамочные контуры он приобретает. У большинства строителей нет сомнения в том, что создание саморегулируемых организаций — это очередной закономерный шаг на пути формирования рыночных отношений.

Федеральным законом перед СРО поставлены конкретные и ответственные задачи — отвечать за безопасность и качество строительства. Для реализации этой функции СРО получили право формировать и распоряжаться значительными объемами финансовых средств. В настоящее время нужна спокойная, последовательная и целенаправленная совместная работа органов власти всех уровней и представителей деловых кругов по выстраиванию системы общественных организаций, в том числе саморегулируемых. Во всех аспектах этой работы еще предстоит разобраться.

— Саморегулированию в строительстве Отраслевой журнал «Вестник» посвятил серию круглых столов. Они имели широкий резонанс. Среди проблем, тормозящих процесс формирования СРО, участники дискуссий называли прежде всего часто меняющееся законодательство. Так и есть?

— В самом начале введения СРО перечень видов работ был явно не доработан. Было много видов работ, которые могли бы не подлежать саморегулированию. За истекший год трижды менялся перечень, и все СРО три раза вынуждены были вновь перерабатывать документы и менять свидетельства о допуске. РСС неоднократно выступал за введение моратория на изменение этого законодательства, и мы добились своего. Все более или менее вошло в стабильную среду, и сейчас мы имеем вменяемый перечень работ.

Конечно, на некоторые аспекты развития отрасли СРО оказывают положительное влияние. Но на сегодняшний момент в сфере саморегулирования строительства сохраняется ряд проблем, объективно требующих решения. За последние месяцы работа системы строительных СРО подверглась критике как со стороны строительных организаций, так и со стороны правительства. Среди нареканий называются и недостаточная степень «очищения» рынка от недобросовестных и некомпетентных участников, и неясная система взаимоответственности членов СРО, и отсутствие открытого доступа к информации о деятельности членов саморегулируемых организаций. Тем не менее все понимают, что в интересах отрасли сделать систему саморегулирования такой, какой она должна быть в развитой стране — эффективной, честной, прозрачной, обеспечивающей высокое качество и безопасность строительства. На фоне борьбы с коммерциализацией СРО самое важное сейчас — не допустить подтопления института СРО усилением функций госконтроля. Для решения проблем недостаточно усиления контрольных функций, которые предлагает НОСТРОЙ.

Предотвратить возвращение к бюрократической и коррумпированной системе, существовавшей при гослицензировании, смогут грамотные и оперативные действия правоохранительных органов и реальная финансовая ответственность строительных компаний.

— Ваш прогноз: как будет развиваться строительная отрасль России в 2011-м и в последующие годы?

— По нашим оценкам, в ближайшем будущем российский рынок недвижимости будет восстанавливаться, но достаточно медленно. Сегодня в стране реализуется ряд крупных проектов, связанных со строительством объектов к Олимпиаде в Сочи, к саммиту АТЭС во Владивостоке и к Универсиаде в Казани. Завершается строительство КЗС и КАД в Санкт-Петербурге. Растут объемы строительства транспортных переходов и дорог.

В нынешнем году большого всплеска ожидать не приходится, но с учетом тех задач, которые мы приняли на себя по 2012, 2014 и 2018 годам, хочется надеяться, что строительный комплекс получит дополнительный импульс к развитию. Он, в принципе, способен повысить эффективность своей работы и нарастить объемы, но для этого нужны деньги. Очень многое зависит от грамотности и инвестиционной способности правительства.

Нужно четко определить роль государства и бизнеса в решении поставленных задач. Разработать стратегию развития строительства, планы пространственного развития, завершить работы по схемам территориального планирования, регулировать вопросы ценообразования, решить вопросы технического регулирования. И тогда поступательное движение вперед будет сохранено и ускорено. Федеральное законодательство в сфере строительства меняется довольно существенно и в нужную сторону. Может, не так интенсивно и кардинально, но, с другой стороны, в нашей огромной стране резкие изменения могут быть очень болезненными. Уверен, мы найдем необходимые рычаги, чтобы поднять отечественный строительный комплекс на общемировой уровень.

Логотип Вестник Строительство