Южный регион всегда был привлекателен для инвесторов. Выгодное географическое положение, развитая инфраструктура, избыток рабочей силы вкупе с серьезным образовательным потенциалом привлекали сюда российский и международный капитал. Однако кризис заставил регионы усилить свои конкурентные преимущества, пересмотреть свою инвестиционную политику, активнее бороться за размещение капитала именно на их земле. Сегодня на карте Юга России начинают появляться новые точки роста. Редакция «Вестника» отобрала ряд комплексных проектов освоения территорий, которые позволят в ближайшее десятилетие экономике регионов выйти на новый уровень развития.
Ростовская область
Левобережная зона Ростова
Один из крупнейших в Ростовской области проектов комплексного освоения территорий,анонсированный в этом году, — проект развития левобережной зоны Ростова-на-Дону. «Левый берег Дона — это центральная часть Ростовской агломерации, пойменная территория между Ростовом и Батайском, на которой предполагается разместить зону преимущественно рекреационного развития, — рассказал «Вестнику» заместитель министра территориального развития, архитектуры и градостроительства РО — главный архитектор Ростовской области Алексей Полянский. — Ее развитие требует колоссальных затрат: чем больше «якорей» (ключевых объектов) здесь будет, тем лучше с точки зрения развития этой зоны. Функциональное наполнение этой части должно учитывать, что здесь должны быть размещены объекты определенной функции (те функции, которые правый берег может «делегировать» левому — гостиничную, выставочную, торгово-развлекательную, спортивную функции) и определенного масштаба».
Пока единственным «якорем» будущей зоны выступает стадион для проведения чемпионата мира 2018 года: его проект еще прорабатывается. Сегодня рассматривается возможность размещения на левом берегу еще одного «якоря» — здания областной администрации. Также в планах — возведение выставочного и спортивно-развлекательного комплексов, дальнейшее развитие спорткомплекса Гребного канала. По предварительным данным, подготовка к футбольному чемпионату обойдется в 20 млрд рублей. Около половины средств будет потрачено на строительство стадиона на 40 тыс. мест. Ориентировочная дата сдачи в эксплуатацию — 2016-2017 гг.
Среди проектов, претендующих на включение в специальную программу по обеспечению транспортной инфраструктурой ЧМ по футболу, — строительство моста в створе Ворошиловского проспекта параллельного существующему. Это позволит расширить проезжую часть до шести полос движения (по три полосы на каждом мосту) и создать устойчивую транспортную связь между центром города и левобережьем. Возведение нового моста планируется завершить в 2016 году. Стоимость работ оценивается в 6 млрд рублей. Кроме того, планируется строительство левобережной магистрали стоимостью около 10 млрд рублей. Срок завершения строительства — 2017 год. Также на включение в программу претендует и реконструкция южного подъезда к Ростову-на-Дону (вторая очередь строительства моста через Дон в створе ул. Сиверса). Стоимость работ — около 2 млрд рублей. Завершить их планируется к 2014 году. По словам Алексея Полянского, прокладка инженерных коммуникаций на левом берегу уже ведется, дюкер через Дон уже переброшен, начато строительство 62-го коллектора. Естественно, особое внимание будет уделено благоустройству территорий, посадке лесов, прокладке декоративных каналов и т.д.
Астраханская область
Астраханский туристский кластер на Городском острове
Одной из задач развития Астрахани как каспийской столицы России является привлечение туристов и развитие Каспийской круизной линии для привлечения туристов из стран Персидского залива и Прикаспийских государств. В рамках реализации проекта Астраханского туристского кластера на Городском острове запланировано строительство яхтенной марины (стоимость 2,332 млрд рублей), которая позволит создать условия для транзитного плавания маломерных судов по водным туристическим маршрутам Каспийского круизного пути, аквапарка с развлекательным комплексом на южной стороне острова (стоимость 531 млн рублей) и дендропарка (323 млн рублей). Кроме того, рекреационная зона включает в себя создание тематического парка развлечений (4,486 млрд рублей) и пляжной зоны с инфраструктурой (197 млн рублей). «В 2011-2012 гг. будет подготовлена вся проектно-сметная документация, в 2012-м — начнутся дноуглубительные работы и формирование территории городского острова, — рассказали «Вестнику» в администрации г. Астрахани. — Полностью завершить реализацию проекта планируется к 2016 году». В комплексное развитие Городского острова будет вложено более 12 млрд рублей (2,86 млрд рублей бюджетных инвестиций и 9,16 млрд руб. внебюджетных). К строительству рекреационных объектов планируется приступить в 2014 году, после проведения дноуглубительных работ и строительства инженерной инфраструктуры. Эти мероприятия профинансируются в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации в 2011-2016 гг.».
Формирование рекреационной зоны на Городском острове позволит создать дополнительные рабочие места для местного населения и спортивно-развлекательный центр с современной инфраструктурой для жителей региона и гостей города. К тому же развитие новой рекреационной зоны обеспечит рост внешних инвестиций в туристскую отрасль региона на 30-40%, а также позволит увеличить с 2017 года поступления в бюджеты различных уровней до 1,3 млрд в год.
Краснодарский край
Олимпийское строительство в Сочи
Самым амбициозным проектом не только Краснодарского края, но и страны до 2014 года, несомненно, будет Олимпиада в Сочи. В ходе подготовки к Олимпийским играм в Сочи в 2014 году будет реализовано более 300 различных инвестиционных проектов, направленных на строительство спортивных, туристических объектов и создание инфраструктуры. В итоге на строительство олимпийского Сочи будет потрачено около$33 млрд государственных и частных инвестиций. Самым дорогим проектом на сегодняшний день является совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер — горноклиматический курорт Альпика-Сервис. Строительство этого объекта обойдется ОАО «РЖД» в 242 млрд рублей. В рамках проекта будет построено 48 км электрифицированной железной дороги с тремя новыми станциями и реконструкцией станций Сочи, Адлер, Веселое, а также более 50 км автодороги. Проект включает и сооружение 26,5 км тоннелей, в том числе 10,3 км железнодорожных, 6,7 км автомобильных, 9,5 км штольни. Кроме того, предполагается строительство 35 км мостов и эстакад. Сейчас объект находится в стадии строительства. Сдача предусмотрена на июль 2013 года. «Совмещенная автомобильно-железная дорога — важнейший олимпийский объект, который на 80% решает транспортную проблему. В прошлом году мы запустили движение на ее первом участке, который позволяет, не заезжая в город, доставлять строительные материалы с грузовых дворов», — отметил вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Козак. По его мнению, все олимпийские объекты в Сочи будут построены не только в сжатые сроки, но и с необходимым высоким качеством.
Одним из самых важных объектов в строительстве, безусловно, считается Олимпийская деревня на 3 тыс. мест. В гостиничный комплекс деревни войдет отель для членов Международного олимпийского комитета на 500 номеров и здания для размещения членов олимпийской семьи и МПК на 1000 апартаментов. Высотность зданий в Олимпийской деревне не будет превышать семи этажей. В изначальном бюджете на строительство этого объекта заложено 27,7 млрд рублей, однако работы еще не начаты, и неизвестно, в какую сумму в итоге выльются все работы. Ключевым объектом является и совмещенный комплекс для проведения соревнований по лыжным гонкам и биатлону вместимостью 16 тыс. зрителей для каждого вида соревнований. В этот проект также включено строительство горной Олимпийской деревни на 1100 мест и объектов дорожной инфраструктуры. Постоянная трибуна комплекса рассчитана на 4600 зрителей, на временных трибунах возможно разместить 11400 зрителей. Основное здание стадиона включает помещения под трибунами для обслуживания спортсменов, комментаторские позиции, здание для работы прессы. Дополнительно строится биатлонный комплекс. Инвестором ОАО «Газпром» на реализацию этого проекта выделено 14,5 млрд рублей. Предполагалось, что строительство объекта будет окончено уже в апреле 2011 года, однако работы ведутся по сей день.
Реконструкция центра Краснодара
Формирование столичного облика Краснодара уже пятый год является одним из приоритетных направлений инвестиционной политики кубанских властей. В 2006 году в Краснодаре было объявлено о начале реконструкции центра города. В проекте реконструкции центра города были учтены все исторические особенности города. Предусмотрено, что памятники истории и культуры должны быть максимально сохранены, существенно расширится зеленая зона, территория вдоль улицы Красной станет туристической культурной зоной, в перспективе — пешеходной. В интервью «Вестнику» первый заместитель мэра Краснодара Михаил Фролов отмечал, что реализацию программы не приостанавливали даже во время кризиса: «Уже четыре года из 19 запланированных мы занимаемся реконструкцией кварталов, расположенных в исторической части города. Этот масштабный проект предполагает создание жилищного фонда общей площадью 4,5 млн кв. метров, что позволит расселить 165,5 тыс. человек. В границах разработанного проекта планировки находится 310 кварталов». За территорией 209 кварталов закреплена 61 инвестиционная компания, но еще много незанятых участков. Конечно, из-за последствий экономического кризиса реконструкция идет не так быстро, как хотелось бы, поскольку большинство девелоперов работали с привлечением кредитных ресурсов. В настоящее время, по данным Департамента строительства Краснодара, ведется активное строительство на двух десятках стройплощадок с общим объемом инвестиций около 16 млрд рублей. Одновременно как инвесторами, так и администрацией города реализуются несколько программ по переселению из домов, планируемых к сносу или реконструкции. Однако программа предусматривает не только возведение новых объектов, но и комплексную реконструкцию инженерных сетей, автодорог, реализацию программ по благоустройству и т.д. Ранее заявлялось, что в 2011 году на реализацию программы «Краснодару — столичный облик» из краевого бюджета будет выделено более 2 млрд рублей.
Краснодарский транзит
Из-за постоянных пробок Краснодар относят к наиболее проблемным городам Юга в части транспортного сообщения, поэтому одним из приоритетных проектов Кубани является реконструкция дорожной системы «Краснодарский транзит». Ежедневно на краснодарские улицы выезжает 330 тысяч машин, а еще 120 тысяч прибывают из пригородной зоны радиусом 70 км. При этом из 1651 км автомагистралей города активно используется всего 400 км, это связано как с неравномерным распределением потока, так и с аварийным состоянием многих улиц. Решить эту проблему призван проект «Краснодарский транзит», который к тому же может быть включен в программу подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года. Главным элементом «Краснодарского транзита» является схема выноса из центра Краснодара железнодорожных путей, рассекающих город на несколько частей, которые связаны между собой единичными мостами. На месте железной дороги предполагается строительство многополосной автомагистрали, а также прокладка линии скоростного трамвая, которая свяжет вокзалы и аэропорт. Начальная стадия реализации этого проекта уже признана завершенной. По словам разработчиков проекта, основные предпроектные работы уже завершены, так что строительство можно начинать, хотя по отдельным субподрядам еще выполнены не все обязательства. Ко второму этапу «Краснодарского транзита» можно будет приступить после того, как РЖД примет решение относительно выноса железнодорожного полотна за черту города.
Разработчики проекта утверждают, что «Краснодарский транзит» способен в два раза увеличить среднюю скорость передвижения по всей центральной части города — до 35 км/ч. Ожидается, что после появления в центре краевой столицы новой 8-полосной магистрали длиной примерно 8 км на нее удастся перенаправлять около 47 тысяч машин в сутки. Ориентировочная стоимость строительства этой дороги оценивается примерно в ю млрд рублей, окупаемость планируется обеспечить путем устройства платного проезда и строительства многоярусных автостоянок. Общую же стоимость реализации «Краснодарского транзита» оценивают в 28-32 млрд рублей.
Южный поток
Еще один не менее важный международный инфраструктурный проект реализуется на Кубани. «Южный поток» — система газопроводов, которая должна соединить Россию и страны Южной и Центральной Европы. Общая протяженность черноморского участка газопровода составит около 900 км. Общая проектная мощность газопровода — 63 млрд кубометров газа в год. По словам председателя правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера, сегодня завершено составление технико-экономического обоснования, касающегося подводной части газопровода, а также наземного транзита газа по территории разных стран. Затем будет окончательно определен маршрут прохождения газопровода, то есть точки его входа и выхода с территорий соответствующих стран. Согласно первой оценке, объем инвестиций, необходимых для строительства газопровода, составляет €15,5 млрд, 10 из которых пойдут на строительство подводного участка трубы, а €5,5 млрд — на наземные участки.
Газопровод «Южный поток» пройдет с севера на юго-запад Кубани по территории 14 районов. Предусматривается, что морской участок газопровода пройдет по дну Черного моря от компрессорной станции «Русская» в пятидесяти километрах от Анапы до побережья Болгарии. Рассматривается и другой вариант выхода в море — через Геленджик.
Магистральный газопровод «Южный поток» принесет в Краснодарский край не только дополнительные налоги в бюджет и сотни новых рабочих мест. Прежде всего он улучшит газоснабжение населенных пунктов. «Южный поток» поможет в обеспечении газом энергодефицитных территорий в юго-западной части края, — подчеркнул на селекторном совещании вице-губернатор края Вадим Лукоянов. — Сюда дополнительно будут поставлять более 5 млрд кубометров голубого топлива». Дополнительные поставки газа в результате реализации проекта смогут поступать в Краснодар, Анапу, Новороссийск, Геленджик, Абинский, Туапсинский и другие районы. Начать строительство газопровода инвестор намерен в 2013 году, а уже через два года планируются первые поставки газа в Европу.
Волгоградская область
Гремячинский горнообогатительный комбинат
Самый важный проект Волгоградской области — строительство ГК «Евро-Хим» комбината по производству калийных удобрений на базе Гремя-чинского месторождения. Подобные объекты «с нуля» не строились в России более 30 лет. Это крупнейший проект не только в масштабах страны, но и Европы, с инвестициями около 85 млрд рублей. Предполагается создание развитой промышленной, инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры в г. Котельниково. Для транспортировки продукции в различные регионы страны в 2009 году началось строительство подъездных железнодорожных путей, реконструкции автомобильных дорог. «Социальным эффектом от реализации проекта станет возведение жилья на 250 тыс. кв. метров для более чем 9 тыс. человек, больницы на 350 коек, поликлиники на 600 посещений в смену, двух детских садов на 100 посещений каждый, школы на 600 мест, культурно-досугового центра на 200 мест», — заявил в интервью «Вестнику» первый заместитель главы администрации Волгоградской области Геннадий Чуриков. Предприятием уже вложено более 15,8 млрд рублей в реализацию всего проекта, в том числе 1 млрд рублей в жилищное строительство. К двум уже имеющимся домам в 2011 году компания планирует построить еще семь многоэтажных домов. Предусмотрено и строительство объектов инженерной инфраструктуры (водо- и газоснабжение, водоотведение и канализация), а также проектирование и строительство гостиницы с пристроенным спортивным комплексом и супермаркета. Еще множество социальных объектов г. Котельниково осмотрено и определено в качестве приоритетных для реконструкции и обновления. Для реализации этой программы в трехлетний срок (2011-2013 годы) «ЕвроХимом» запланировано финансирование в размере 94 млн рублей.
Ставропольский край
Региональные индустриальные парки в Буденновске и Невинномысске
Грамотная инвестиционная политика ставропольских властей обеспечила региону не только масштабное строительство, но и приток денежных средств в экономику. Общий инвестиционный потенциал индустриальных парков в Невинномысске и Буденновске составит около 200 млрд рублей. Первая очередь индустриального парка в Невинномысске — 200 га земли, из них уже 160 га выделено конкретным резидентам. Первый инвестор, который здесь «приземлился», — питерский «Лиссант» с проектом по производству сэндвич-панелей и вентиляционного оборудования (320 млн руб.). В конце мая в Невинномысске появился и инвестор из Ростова-на-Дону — «Южная строительная компания» с проектом завода стройматериалов. Среди других резидентов — ООО «Уником-Юг» с проектом строительства завода по выпуску модификатора асфальтобетонных смесей «Унирем» (около 500 млн рублей), ООО «Световые инновационные технологии» с проектом завода по производству светодиодных ламп (350 млн руб.), ООО «СтавСталь» с проектом строительства мини-металлургического завода (4,7 млрд руб.) и ООО «Невинномысский профиль», планирующее выпуск металлопрофилей (100 млн руб.). Единственный проект в крае, уже одобренный Корпорацией развития Северного Кавказа, — это проект аэрозольного кластера компании «Арнест», который также будет размещаться на территории Невинномысского индустриального парка. В Буденновском индустриальном парке предполагается размещение на территории 60 га около десяти инвестиционных проектов. В 20112013 годах в Буденновске запланировано формирование инфраструктуры парка. Размещение первых резидентов начнется уже в 2012 году. Крупнейшим проектом здесь станет строительство компанией «ЛУКОЙЛ» комплекса по переработке газа Северного Каспия в этилен и его производные. Новый нефтехимический комплекс, построенный на базе предприятия «Ставролен» в Буденновске, обеспечит более двух тысяч новых рабочих мест. Стоимость проекта оценивается примерно в 112 млрд рублей. А другой инвестор — ООО «Полипропилен» — намерен вложить около 450 млн рублей в организацию производства полипропиленовых труб и расширение существующего производства полипропиленовых мешков.