Саморегулирование: переходный возраст

Саморегулирование: переходный возраст

СРО дает новые возможности для самоорганизации строительного сообщества

Через полтора года институт СРО в России заработал в полной мере. Нельзя сказать, что сегодня уже отлажены все механизмы, что больше ничего не будет меняться, строительное сообщество еще ждут перемены. Однако саморегулирование при всей сложности его становления не только способствует оздоровлению рынка, но и дает строителям возможность на более серьезном уровне самоорганизовываться для защиты собственных профессиональных и общественных интересов.

На данном этапе развития СРО стабилизировался наконец перечень всех видов работ, которые необходимы организациям для осуществления строительной, проектной и изыскательской деятельности. Сказать, что он пришел к своему окончательному финишу, все-таки нельзя, потому что налицо попытки реформаторов вносить в него дополнительные изменения, но эти изменения уже не носят глобального характера и лишь уточняют отдельные виды или подвиды работ. Строительное сообщество уже привыкло к мысли о том, что документом, разрешающим осуществлять профессиональную деятельность, является не государственная лицензия, а свидетельство о допуске к работам, выдаваемое СРО. Привыкли, а лучше сказать — смирились. Потому что законодательство о СРО все же до конца еще не доработано и в нем есть еще сырые места. Кроме того, введение саморегулирования произошло в условиях мирового экономического кризиса и легло достаточно тяжелым бременем на плечи строителей, проектировщиков и изыскателей, поскольку плата за допуски на строительный, проектный и изыскательский рынок возросла примерно на порядок, то есть в десять раз.

Тем не менее говорить о саморегулировании как о явлении состоявшемся уже можно. У него наряду с недоработками, безусловно, есть и позитивные стороны: заметно меньше стало фирм-однодневок, через которые просто прокачиваются деньги, в результате чего остаются за бортом ряды обманутых дольщиков, невыполненные заказы, удорожание заказов и т.д. Отмечу также, что произошло резкое снижение зарегистрированных официально строительных, проектных и изыскательских фирм. Если в 2009 году обладателями государственных лицензий в РФ было примерно 280 тыс. организаций, предпринимателей, физических и юридических лиц, то сейчас это количество снизилось до 85 тысяч. Сказать, что сокращение в три раза произошло только за счет недобросовестных организаций, нельзя, часть организаций просто вышли из бизнеса в новых условиях хозяйствования, часть не смогли оплатить взносы, в том числе и в компенсационный фонд, часть просто переориентировались на другие виды деятельности, где хлеб достается не таким тяжелым трудом. Следует отметить, что наше правительство и депутаты, которые вводили закон о саморегулировании, несколько ошиблись в своих расчетах. Они полагали, что во всей России будет немногим более 100 СРО, тогда как сегодня их насчитывается 460. Наибольшее их количество, конечно, в строительстве, — примерно 270, около 160 — в проектировании, и всего около 30 — в изысканиях. В связи с этим в недрах Госдумы и Минрегионе РФ зреет законопроект об изменении требований к получению статуса СРО, в частности и в плане повышения минимального количества членов. Если в начале 2010 года для того, чтобы получить статус СРО в строительстве, в числе прочих условий необходимо было иметь не менее 100 членов, а по проектированию и изысканию — не менее 50, то сейчас планируется эти цифры увеличить приблизительно в пять раз. По замыслу авторов законопроекта, это позволит существенно сузить количественные рамки СРО и даст возможность сделать более оперативным контроль за их деятельностью. В настоящее время государственным контролирующим органом, которым является ФС по атомному, экологическому и технологическому надзору (Ростехнадзор), проверено лишь 12 организаций. Это, согласитесь, диспропорция. Но у Ростехнадзора пока нет больших возможностей. Управление, которое занимается саморегулированием, насчитывает всего девять человек на всю Россию! В связи с этим одно время стоял вопрос о передаче функций по контролю за саморегулированием в Минрегион, были определенные соглашения, но сейчас этот вопрос вновь повис в воздухе.

Если говорить о защите интересов строительного сообщества, то СРО, безусловно, дали определенную поддержку своим членам. В частности, на тендерах. Например, до сих пор продолжается практика под тем или иным предлогом не допускать «чужаков» на тендеры. Такая практика существует как минимум в 70% территорий РФ. Не раз и не два мы выполняли просьбы наших членов и давали соответствующие разъяснения в тендерные комитеты, оправдывающие их участие, подтверждающие их право выполнять те или иные работы и т.д., в том числе на «чужих» территориях. Тем не менее надо отдавать себе отчет, что, согласно существующему законодательству, СРО по своему определению имеет право заниматься одной-единственной функцией — выдачей свидетельств о допуске. Защищать интересы своих членов перед администрациями территорий, перед силовыми органами в полной мере СРО не в праве. Из этой ситуации был найден выход. На общих собраниях наших трех СРО — Объединений строителей, проектировщиков и изыскателей ЮФО — была выдвинута идея создать свою организацию, защищающую профессиональные интересы, — Союз строителей. Да, существуют Союз строителей Южного округа и Ассоциация строителей Дона, они защищают, насколько им это удается, интересы своих членов. Но надо учитывать, что, во-первых, членские взносы здесь непомерно велики — 30-60 тыс. рублей в год. Во-вторых, методы действия этих организаций не вполне устраивали нас — членов СРО и ее аппарата. Свой Союз строителей имеет два безусловных преимущества. Во-первых, символические размеры членских взносов: по сравнению с 30-60 тыс. руб. мы установили плату в размере 1 тыс. руб. в год. Во-вторых, работать в этом Союзе строителей мы обязали наш же собственный аппарат СРО за их же заработную плату. Это дало возможность связать воедино интересы саморегулирования и интересы членов СРО. Кроме того, уже мы, как представители Союза строителей Юга и Северного Кавказа (а он получил именно такое название), вправе выступать защитниками профессиональных и общественных интересов наших членов во всех администрациях территорий, руководствах республик, силовых органах и т.д. Кроме того, хочу отметить, что создание нашего Союза не затронуло интересы ранее существовавших объединений по той простой причине, что в наш Союз принимаются только члены наших же СРО. И это не дискриминация, просто наших членов мы знаем доподлинно, мы изучили их документацию, положение дел, начиная от профессионального и заканчивая финансовым, и мы можем с полной ответственностью бороться за их интересы. Того же самого сказать о других строительных организациях, которые хотели бы вступить к нам в Союз строителей, мы не можем. Именно поэтому мы приняли решение создать Союз только для наших членов. И по сравнению с количеством членов в предыдущих союзах, мы получили мощную организацию с количеством в 2300 членов. Такая общественная организация имеет вес и может разговаривать с достаточно серьезных позиций в любых органах и организациях. Как Союз строителей, мы уже можем вмешаться в такой насущный сегодня вопрос, как процесс совершенствования закона о госзакупках. И мы эту работу сейчас начинаем. При этом мы должны отдавать себе отчет в том, что даже в законе о саморегулировании нами было предложено очень много поправок, а приняты были единицы… Но главное — Союз работает и уже приносит нашему строительному сообществу реальную пользу.

А значит, мы работаем не зря…

Логотип Вестник Строительство