Ефим Басин: «Сегодня дело не в министерстве, а в инвестиционном климате страны»

Ефим Басин: «Сегодня дело не в министерстве, а в инвестиционном климате страны»

Будут инвестиции, значит, будет развиваться строительство. И, конечно, должны быть частные инвестиции. А частные инвестиции поступают тогда, когда есть благоприятный инвестиционный климат

В ходе Всероссийского съезда саморегулируемых организаций в строительстве, прошедшего 1 марта 2012 года в Москве в Колонном зале Дома Союзов, состоялся пресс-подход, на котором президенту Национального объединения строителей Ефиму Басину были заданы самые актуальные вопросы о проблемах и новых веяниях строительной отрасли России.

— Сегодня много говорили о коммерциализации саморегулирования. Можете ли вы сказать, сколько сейчас на рынке таких организаций в процентном соотношении?

— Да, мы сегодня много говорим об этом. На самом деле не более 5% таких СРО. Знаете, такая «паршивая овца», которая портит все стадо. К сожалению, у НОСТРОЙ нет прав, к примеру, приехать и провести ревизию этой организации. Эта функция есть у Ростехнадзора. Сейчас существует проект постановления правительства о передаче функций контроля за СРО от Ростехнадзора Минрегиону России, но пока оно вот так вот застряло в коридорах власти. Без такого поручения со стороны законодательства мы работу сделать не можем. Единственное, мы можем обратиться в Ростехнадзор с просьбой о проверке той или иной саморегулируемой организации. И мы это делаем. Мы отправили в Ростехнадзор около 40 писем и уведомлений. Ростехнадзор реагирует, но, к сожалению, медленно, у них не хватает кадров. Сейчас до суда доведено пока только одно дело.

Вообще, это целая процедура. В подозрительную СРО приезжают представители Ростехнадзора, выявляют недостатки, дают месяц на устранение этих недостатков и злоупотреблений. Затем снова возвращаются, проверяют. И только после того как стало достоверно известно, что недостатки не были устранены, можно обращаться в суд. Здесь нет логики. С одной стороны, Ростехнадзор ведет реестр и регистрирует эти организации как саморегулируемые. С другой стороны, он не может сам снять их с регистрации. Это можно сделать только через суд.

Более того, меня удивляет отношение к этой проблеме наших правоохранительных органов, нашей прокуратуры. Если в Интернете или в городе на афише висит объявление, что такая-то организация выдает быстро и дешево в течение двух дней допуск на производство опасных работ, и никто не реагирует, то это очень странно. Сейчас нам карт-бланш дал вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Козак. Он сказал, чтобы мы с этими фактами обращались напрямую в Правительство РФ. В дальнейшем, я думаю, мы все-таки добьемся для НОСТРОЙ надзорно-контрольной функции. Необходимо, чтобы сообщество самостоятельно могло регулировать и контролировать свои допуски.

— Сейчас была озвучена идея создания отдельного министерства строительства. Скажите, как вы к этому относитесь?

— Вы знаете, я восемь лет был министром строительства России, потом председателем Госстроя. К сожалению, это такое горемычное министерство и ведомство, которое постоянно подвергалось реконструкции и реформированию: сначала был Минстрой России, потом Госстрой России, комитет, агентство и т.д. А сейчас в Минрегионе два департамента занимаются строительством. Я считаю неправильным, что расчленили все эти функции. Получилось, что буквально расчленили отрасль: одни осуществляют надзор, другие — контроль, третьи занимаются строительством и т.д. Министр регионального развития России Виктор Басаргин правильно сказал, что если уж создавать министерство, то одно.

Вообще в Советском Союзе было 11 министерств строительства. Но они были отраслевыми, специализированными. К примеру, министерство транспортного строительства и т.д. Это были огромные министерства с прекрасным кадровым составом, с огромными полномочиями министров. Сейчас, к сожалению, у министров нет таких больших полномочий, и, честно говоря, сегодня даже дело уже не в министерстве. Сегодня дело в инвестиционном климате в стране и в выделении инвестиций со стороны государства. Если мы говорим о социальной политике, о жилье, об обязательствах государства (а эти обязательства были даны еще в 90-х годах), то их нужно выполнить. Отдельные категории граждан должны быть обеспечены жильем. Это чернобыльцы, военнослужащие, переселенцы с Севера, молодые специалисты, ветераны Великой Отечественной войны и т.д. К сожалению, какое-то время это оставалось обещанием. Сейчас мы слышим от руководства страны, что эти задачи будут в самое ближайшее время выполнены. Недавно об этом говорил премьер-министр РФ Владимир Путин. Также обстоит дело и с аварийным жильем. До сих пор, к сожалению, во многих городах, поселках аварийное жилье сохраняется, хотя были программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, но не хватало денег. Сегодня эти деньги должны быть выделены. Поэтому будут инвестиции, значит, будет развиваться строительство. И, конечно, должны быть частные инвестиции — государство всех не обеспечит. А частные инвестиции поступают тогда, когда есть благоприятный инвестиционный климат.

— Как можно решить проблему кадров?

— По инициативе НОСТРОЙ был проведен анализ ситуации, были получены данные, которые говорят о том, что сегодня в строительстве не хватает около 2,5 млн специалистов. Специалистов с образованием и с высокой квалификацией, настоящих, молодых. Что для этого нужно сделать?

Первое — и это уже начало получаться — надо повысить престиж профессии инженера, в том числе инженера-строителя. Вы помните, у нас был период в стране, 90-е годы, когда институты, техникумы, колледжи перестраивались на выпуск юристов, финансистов, экономистов. Инженеры-строители были чуть ли не ругательным словом. Сегодня, к счастью, мы видим, что в наших институтах появились конкурсы на все технические профессии. Этот процесс уже пошел. Мы имеем достаточно институтов и университетов для выпуска этих специалистов. Сегодня проблема заключается в трудоустройстве.

Раньше, в советское время, это было просто. Студент оканчивает институт — государство направляет готового специалиста на конкретную работу. Три года он должен там отработать. Это правильно. Часто выпускники прикипали к этой стройке и оставались там навсегда. Сегодня нет обязательства государства перед выпускником. Поэтому я вижу решение данной проблемы таким образом: надо, чтобы организации этих специалистов заказывали заранее, чтобы они знали, кто им нужен в ближайшие 5-15 лет. Также необходимо, чтобы организации взяли на себя обязанность выделять стипендии студентам. Сейчас НОСТРОЙ будет включать в свой бюджет затраты, связанные с грантами и со стипендиями.

В-третьих, специалистам необходимо повышать квалификацию. Раньше существовала система, когда каждый специалист раз в пять лет повышал свою квалификацию — в институтах, на курсах повышения квалификации при Госстрое, в Академии народного хозяйства и т.д., потому что жизнь не стоит на месте. Я сам это все проходил. Потом все было забыто, и сегодня мы возрождаем эту систему. НОСТРОЙ уже разработаны программы повышения квалификации, выбраны образовательные учреждения, в законе прописана обязательная аттестация этих специалистов раз в пять лет.

— Как вы относитесь к предложению председателя Ревизионной комиссии НОСТРОЙ Любови Аристовой по поводу возможности саморегулируемых организаций тратить средства компенсационного фонда на профподготовку? Насколько это реально?

— Вопрос хороший, но вы понимаете, у нас же хотят как лучше, а получается как всегда. Я боюсь недобросовестных людей, которые будут искать лазейки. С другой стороны, в других странах, к примеру, пенсионный фонд куда тратится? На инвестиции. Он растет. А наш компенсационный фонд просто лежит. Для того чтобы получать доходы с КП, нужны четкие правила и честное исполнение. Сегодня компенсационный фонд составляет около 40 млрд рублей. Эти деньги просто лежат в банках. Единственное, по закону есть возможность класть деньги на депозит под проценты. Возможно, мы подойдем к этому вопросу, когда страхование станет обязательным. На мой взгляд, деньги не должны просто лежать.

Логотип Вестник Строительство